Высшая школа в условиях экстремумов

     Путь в небо начинался, мягко говоря, довольно странно. В дополнению к строевой   подготовке, хозработам, прочим тяготам и невзгодам гарнизонной и караульной службы,  несмотря на отвратительную кормёжку и антисанитарию, нам приходилось ещё и учится. Хоть и номинально, но АВЛУ ГА именовалась Высшим Учебным Заведением. Могу себе представить средние.

       Всё начиналось с матана, физики  и техмеха. Наше отношение к данным предметам наиболее ярко выразилось в огромном деревянном фаллосе с памятной надписью  “Подарок другу Жене от Олега по поводу окончания первого курса. Положи этот скромный подарок на матан, техмех и физику”.  Впрочем, руководство училища это отношение  разделяло. “Они с этой учёбой мне всю службу сбивают!” - орал майор, прохаживаясь сапогами по чьим-то чертежам. В любой момент нас могли снять с занятий и отправить куда-нибудь поработать в городе или  близлежащем колхозе. Ямы копать  или канавы засыпать. Курсант - Колоссальная Универсальная Рабочая Сила, Абсолютно Не Желающая Трудиться. Два курсанта из АВЛУ ГА заменяют трактор с плугом; три курсанта и лопата заменяют экскаватор. Немудрящий фольклор.

   Начальник училища с военной хунтой  использовали нас так, как хотели, и там, где хотели. Вопросы легитимности, оплаты, отрыва от учёбы, не волновали абсолютно никого. Они просто  не существовали.  Нам давались первые уроки беззакония, лицемерия и цинизма, которые мы прочно усвоили на всю жизнь. Мы ехали в Высшее Лётное Училище, кузницу кадров Аэрофлота, уникальное учебное заведение в СССР, а приехали - то ли в ПТУ, то ли на зону какую-то,  которая воспитала в нас покорность и уверенность в том, что лётчик всегда и везде обязан подставлять спину под любой мешок, который на неё положат. 

….Через пять лет после этого я и услышал замечательную фразу….

    - Эх, Георгий, и куда ты своего сына отдал, да куда ж твои глаза глядели!- высказывал  моему отцу дядя Лёша ( Покойся с Миром ), по партийной линии  заведовавший водным и воздушным транспортом области.

     - Помнишь, когда мы ещё по волнам ходили, я, бывало, стою за штурвалом, смотрю на самолёт в небе, и так иногда позавидую, летают там, соколики, не то что мы тут, водники-мелководники, сирые да убогие! А сейчас начал на уровне обкома с ними, летунами, разбираться, Гоша, это  ужас какой-то! Да у нас ни один капитан не то что в плавание - к сходням бы не подошёл на таких условиях! И никто бы его не заставил. Обматерил бы в ответ - и всё….

    - Белов!!! Громовой рык через всю эскадрилью. Огненный взгляд поверх очков, карандаш комэски повис над плановой таблицей.

  - Белов, ты почему не явился, согласно наряду, траншею в авиагородке рыть?
  -  Не захотел.
  -  Саш, ну ты это, соврал бы что-нибудь, я тебя бы выпорол. А так - неудобно, прямо, не знаю что с тобой и делать. Ладно, иди, летай. Впрочем, правильно сделал что не пришёл. Привыкли  лётчиков за бесплатно припрягать. Нечего их баловать… - А как же другие за тебя работали? - Встрепенулся он снова, найдя аргумент.

  -  Я про других ничего сказать не могу, Петрович, работали, значит, нравилось им,- продолжил я, уже в дверях…..

 ….И за десять лет до этого, дядя Лёша, куратор Областного комитета КПСС по водному и воздушному транспорту, на кухоньке, да между рюмочками, причитал-выговаривал моему отцу….

   - А эти, бедные, всю жизнь по общагам, зарплаты копеечные, льгот никаких, Романыч, как мне твоего сына жалко! Изо всех, мною встреченных, лётчики это - самые забитые, униженные и оскорблённые!

  -  Ничего, устроится всё как-нибудь, прорвёмся, - подумал я тогда. Кто-то прорвался. Но - не все.

…..  - Ничего, прорвёмся как-нибудь, - скрипели мы зубами, выходя на самую первую в нашей жизни сессию. Мы прорвались, но - за исключением многих. Преподавателей наши проблемы, наряды, хозработы,  тоже не слишком-то волновали. “Все сдадим, все домой поедем!”  - орал Юша на  лестнице. Все сдали. Он - нет.

   С физикой  было, в принципе, несложно, там задавались  простенькие, формализованные задачки на уровне  школьных олимпиад. Главное -  всё  необходимо было выполнить аккуратно, ответы свести в таблицу и тетрадки сдать старшине   для доставки на кафедру.  Препод от рядовых курсантов  работы, по какой-то непонятной причуде, не принимал.

    На экзамене у него было ещё проще; “Вот он, о ком давно мы знали; в нём все мечты воплощены. Мы колбасу ему сдавали, и смело на экзамен шли!”  Эпиграмму  Дима написал, одногруппник мой,  футболист, поэт и сноб. Снобизм и тонкая душевная организация явно мешали  усвоению академических наук в экстремальных условиях. И, хотя стихи он писал хорошие, вычистили Димку довольно быстро, чему он был, похоже, только рад. Не помогли  даже кое-какие зачёты, сданные за него мною. Поймали, помню, меня, самого чудом не выгнали.

   Дима отчислению шибко не расстроился. Он так и не смог, я думаю, нарастить себе панцирь пофигизма и наглости  который каждому из нас тогда так был нужен. Он потом, вроде, сделал большой бизнес по строительству где-то в Сибири. Вспоминает, небось, полгода в АВЛУ ГА, как страшный сон.


  С матаном тоже больших проблем не возникало. Математики, наверное, как самые адекватные ребята, прекрасно понимали наши проблемы и роль своей науки в нашем, так сказать, ВУЗе. Так что хорошего запаса средней школы вполне хватало, чтобы успешно сдать данный предмет. И забыть. Но вот забыть у меня, почему-то не получилось. До сих пор регулярно снится один и тот же сон -  у меня отбирают пилосткое, потому что я матанализ, оказывается, в своё время не, сдал; и я снова  еду  в Актюбинск, на сессию.

  Потешной наукой был, так называемый техмех. Такого предмета вы не найдёте ни в одном другом учебном заведении. Это был  компот из сопромата и теоретической механики, преподаваемый так скомканно , что ребята, которые пришли из хороших техникумов, откровенно над нами издевались. А школьники корпели, ничегошеньки не понимая, мучались, сдавали “как придётся”. Днём копали-подметали, ночью - портили глаза, сидели до утренней зари в аудиториях.   Но, как-то проскочили.

    А вот общественные науки, это О-го-го! Это - особая песня! “Голова повязана, кровь на рукаве…”, нет, это не Красный командир Щорс идёт под красным знаменем, это первый  курс готовится к сдаче экзамена по Истории КПСС, заснув, обессиленный,  под утро с учебником в руке, на скользком кафеле …..
    Самым важным в изучении марксистко-ленинской науки было, так называемое, конспектирование первоисточников. Эти  труды, так сказать, классиков, занимали, иногда, несколько десятков страниц;  и из них надо было вычленить какую-то мысль. Сделать это было, в принципе, несложно, если следовать простому способу. Надо было просто  выписывать первое предложение каждого абзаца. Получался довольно связный текст, в серединку которого можно было вставить про попа, у которого была собака или про работу коллиматора на наивыгоднейшем угле атаки; всё равно эту чушь никто не читал. Но (в и это важно!) первое и заключительные предложения должны были быть  вполне корректными.

    Но, кто-то из коллег, я слышал, этим  правилом пренебрёг. Зайдя с козырей, так сказать, он начал с фразы “Здравствуй,  дорогой мой  Ося, пишет тебе курсант Высшего Лётного Училища…”;  и это не могло не броситься в глаза читающему. Это был конспект работы  “Письмо Карла Маркса  Иосифу Вейдемейеру”, и, хотя  никто малейшего понятия  не имел о жизни и деятельности данного господина,  письмо законспектировать было надо. Далее излагалось подробное описание учёбы и курсантского быта:   “Что я тебе могу сказать, мой дорогой Йосик,  жизнь у нас тут совсем хреновая…”… И надо же такому было случится, что именно этот  конспект попал на проверку начальнику кафедры Марксизма-Ленинизма. Что тут началось!  “Глумление, непонимание политического момента, подрыв устоев!!!!”….говорят, он даже до обкома КПСС дошёл,  потрясая  грязной курсантской тетрадкой. Кое-как утихомирили ревностного защитника Коммунизма - Великого Будущего Человечества. Не знаю уж каким способом, может таким же как и в истории с отвесным пике самолёта Як18Т по причине того, что “Пилот не знал Марксистско-Ленинской философии”….

…как было изображено на “Боевом листке” прошлых поколений, увиденном мною где-то в каптёрке. Волею судеб, через много лет, мне суждено было встретится с художником, автором сей картины-катастрофы; и вот что Константин мне поведал: рота, которой пора была уже начинать полёты, раз за разом безуспешно сдавала философию; самолёты стояли на “линейке”, уходили прекрасные летние дни, инструктора томились в ожидании, а  начкафедры  “резал” на экзамене одного за другим.  Без завершения  академической сессии летать полёты было нельзя, и назревал скандал.  Чего только не делали - и гонцов к  преподавателю засылали, и к начальнику училища он на  доклад ходил;   всё было  бесполезно, вот встал на своём, упёрся - и ни в какую. Дайте мне знания по философии и всё тут.


    Наконец, дали. Путёвку в июне, в Сочи; отдельное  “Спасибо” профкому.  Заместительница успешно провела экзамен на следующий день; и радостно запели воздушные винты застоявшихся аэропланов. По этому поводу Константин и изобразил в стенгазете курсанта - двоечника,  слабого в общественных науках, и  печальный результат его пилотирования. Газету, впрочем, вскорости, заставили снять и она заняла место почётного артефакта где-то на задворках.

     Конечно, далее, с наступающим преобладанием специальных дисциплин, дело пошло веселее, но ненамного. Всё, что нам необходимо было для последующей работы, легко укладывалось в курс хорошего техникума, но статус Высшего Учебного Заведения требовал академического подхода, подавляемого, в свою очередь, жесточайшим дефицитом времени и повсеместным урезанием учебных программ. Поэтому нам и приходилось выслушивать длиннейшие малопонятные лекции, а к экзаменам готовиться по учебникам для средних и военных учебных заведений. Учебники те  были намного удобнее, но, почему-то, находились   под неписаным запретом.
 
    Вот в них было всё ясно, объяснялось “на пальцах”, помню даже - знак интеграла расшифровывался. Самые  любимые книжки были: “Справочник  пилота и штурмана гражданской авиации” ( именно первого издания),  и ( по-моему)  “Аэродинамика для лётчика” (Воениздат, год, примерно 1960й) ; там были даны именно базовые основы. Очень было приятно разбавить заумного Мхитаряна  Арташеса Мелконовича ( надо же, до сих пор помню). Хотя нет, не разбавить. Добавить. Всё-таки Мхитарян с Лигумом были вполне приятны для прочтения и понимания. В отличие от многих других академических фолиантов…..

  ...”Вот скажите, нах... зачем мне всё это нужно!?”- громогласно разнеслось во время внезапной паузы на всю аудиторию; шла лекция по экономике гражданской авиации. С преподавательницы  чуть очки не слетели. Воцарилась звенящая тишина.

  - Кто это сказал, встаньте! Покиньте аудиторию!
 Серёга, как истинный джентельмен и настоящий мужчина, не стал прятаться за спинами товарищей  а, не забыв  вежливо извиниться, отправился домой, обдумывать вопросы билетных продаж и своей дальнейшей судьбы. Дверь за ним закрылась; лекторша, поворчав немного что-то о культуре и воспитании, нашла всё-таки правильный ответ.

 - Для того, чтобы завершить учебный план и получить диплом, вам понятно? 
  И этим она сразу всё расставила на свои места.

  Иногда и я думаю - и на…. простите, зачем нужна была эта странная структура под названием АВЛУ ГА? И зачем я просидел четыре года за бетонным забором? И отвечаю сам себе - для того, чтобы получить Прекрасную Профессию. И открыть себе Дорогу в Небо.

   И всё как-то сразу встаёт на свои места.

   


Рецензии