13. 6 Эмоциональное состояние. Жертва

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского,

слова Успенского:

(стр. 344) « На сей  раз разговор начал Гурджиев

- Что вы находите самым важным из того, что узнали до настоящего момента? – спросил он меня.

- Конечно, те переживания, которые я испытал в августе, - сказал я. – Если бы я мог вызвать их по желанию и пользоваться ими, то о лучшем нельзя было и мечтать, потому что тогда, думаю, я смог бы найти и всё остальное. Вместе с тем я знаю, что эти «переживания» - пользуюсь этим словом за неимением лучшего, но вы меня понимаете (он кивнул головой) – зависят от эмоционального состояния, в котором я тогда находился. И я знаю, что они всегда будут зависеть от этого состояния. Если бы я мог создавать его сам, я очень быстро достиг бы подобных переживаний. Но я чувствую, что безконечно далёк от этого эмоционального состояния, как будто бы я сплю. Это «сон», от которого я пробуждался. Скажите, как можно создать это эмоциональное состояние?

- Есть три способа, - ответил Гурджиев. – Это состояние, во-первых, может прийти само по себе, случайно. Во-вторых, его может создать в вас кто-то другой. В-третьих, вы можете создать его сами. Что вы предпочитаете?

 Признаться, сначала я очень хотел сказать, что предпочитаю, чтобы кто-то другой, то есть он сам, создал во мне эмоциональное состояние, о котором я говорил. Но я сразу понял, что он ответит, что уже делал это однажды, а теперь мне следует ждать, пока оно придёт само по себе; или я должен сам что-то сделать, чтобы добиться его.

- Конечно, я хотел бы создать его сам, сказал я. – Но как можно это сделать?

- Я уже говорил, что для этого необходима жертва, - ответил Гурджиев. – Без жертвы ничего достичь нельзя. Но если в мире есть что-то непонятное для людей, так это жертва, идея жертвы. Они думают, что им нужно жертвовать чем-то таким, что они имеют. Например, однажды я сказал, что нужно пожертвовать «верой», «спокойствием», «здоровьем», и меня поняли буквально. Но всё дело в том, что у людей нет ни веры, ни спокойствия, ни здоровья. Все эти слова следует понимать лишь как цитаты. На самом же деле жертвовать нужно лишь воображаемым, тем, чем люди в действительности не обладают. Они должны пожертвовать своими фантазиями. Но как раз это для них трудно, очень трудно. Гораздо легче принести в жертву что-то реальное.

Другое, чем люди должны пожертвовать, - это их страдания. Пожертвовать своим страданием также очень трудно. Человек откажется от каких угодно удовольствий, но не от страданий. Человек устроен таким образом, что ни к чему не привязывается так сильно, как к страданию. Но от страдания необходимо освободиться. Ни один человек, который не освободился от страдания, не пожертвовал им, не сможет работать. Позднее вы ещё многое узнаете о страдании. Ничего нельзя достичь без страдания, и в то же время надо начать с принесения страдания в жертву. Вот и расшифруйте, что это значит».

                Нужно пожертвовать своей земной жизнью? Когда мы познаём новое, то мы жертвуем старым.


Рецензии