Божий тайминг

(восьмая заметка в адвентском цикле)

У Бога есть много способов удивлять. Иногда Он делает что-то раньше ожидаемого нами срока – это испытали на себе Иосиф и Мария. А иногда позже, и намного позже, это случай Захарии и Елизаветы.

Я в этой серии заметок часто повторяю слова «допустим», «возможно», «может быть» и т.д. Это не экзегеза, а свободные размышления в стиле devotional. Итак, еще раз: допустим. Что было бы, если бы Иоанн родился у Захарии и Елизаветы сорок лет назад? История пошла бы по-другому во многих отношениях. Во-первых, Иисуса крестил бы не сверстник, а старец. Но это ладно.

А вот во-вторых, была ли бы достигнута полнота времени, о которой Павел пишет галатийцам? Думаю, полнота времени к началу проповеди Иоанна Крестителя означала в том числе то, что многие евреи созрели для покаяния. Да, целые толпы шли по веянию духовной моды, но было очень и очень много тех, кто каялись и сокрушались искренно.

Пройти через то крещение, которое преподавал Иоанн, отдавая себе отчет в том, что делаешь, было актом глубочайшего смирения. Ведь они становились на уровень язычников и фактически заново заходили в народ Божий извне.

Осознанно креститься крещением Иоанна означало признать: «Мы стали для Бога абсолютно чужими, мы перед Ним что язычники, нам нужна та же процедура приближения к Нему, что и прозелитам». Ведь крещение Иоанна было переносом ритуального омовения, посредством которого язычники входили в народ Божий, на биологических потомков Авраама.

Восемь тысяч покаявшихся после двух первых апостольских проповедей – тоже результат наступления этой «полноты времени». Причем эти восемь тысяч заиграют в наших глазах новыми красками, если мы поймем, что это 10-15 процентов населения столицы.

Миллион, о котором пишет Иосиф Флавий, это количество собиравшихся в Иерусалим на Пасху, т.е. это евреи со всей страны и из окружающих регионов. А постоянно в Иерусалиме проживало 60-80 тысяч человек. И после двух проповедей христианами становится десятая часть от этого количества – теперь понятно, почему религиозные власти Израиля забили тревогу?

А теперь представим: Бог отвечает на молитву Захарии и Елизаветы раньше, и Иоанн, который должен приготовить путь Мессии, рождается у них, когда им по двадцать лет. Или по четырнадцать. Вряд ли он вырос бы тем отшельником и суровым проповедником правды и покаяния, каким мы его знаем.

Одно дело вчерашние подростки, сегодня ставшие папой и мамой, и другое – строгие праведники, ставшие родителями на закате жизни. Скорее всего, Иоанн рано вкусил горечь потери родителей, но те годы, в которые они занимались его воспитанием, он видел перед собой пример чистейших праведников поколения.

Ангел сказал Захарии, что его молитва услышана. А сразу после этого он говорит, что Иоанн станет Лютером своего времени. Нет ли здесь связи – не об этом ли молились Захария и Елизавета? И если да, то наверняка ведь не с шестнадцати лет они начали об этом молиться.

Молитва новобрачных о будущем первенце и молитва пятидесятилетних о том же – это две разные молитвы. Наверняка за десятилетия, которые Захария и Елизавета шептали эту молитву, она изменялась, настаивалась, становилась все более зрелой и содержательной, они желали для своего сына все большего духовного посвящения и плода.

Если бы полнота времени, о которой пишет Павел, не настала в сердцах евреев, и Иоанн начал служение на сорок лет раньше, да еще и не будучи сыном старости, которого мы знаем, не к нему бы шли в пустыню толпы кающихся, а он бегал бы по городам за евреями с обличениями – и скорее всего, безрезультатно.

Нет, пусть все происходит в свое время.

08.12.2020


Рецензии