Витебское такси

По рассказам моего отца, Сухарева Александра Максимовича, который жил с нами до моих 6 лет, его предки-староверы в XIX – начале ХХ веков владели в Витебске конной биржей, то есть занимались извозом. Помню в детстве (50 – 60-е годы) в Витебске перед вокзалом стояли симпатичные машинки-такси с шашечками на боку и зелёным фонариком в верхнем правом углу лобового стекла. В основном это были «Москвичи» – 403 и «Победа». «Победы» почти все были вы-крашены в серый цвет и только у моего отца была насыщенного синего цвета. Через некоторое время он оставил это занятие и перешёл в автобазу, расположенную в Чепино, на грузовую машину. Видимо тогда это было выгоднее.
Постепенно «Победы» и «Москвичи» стали вытесняться «Волгой» ГАЗ-21. Это было удобная машина с просторным салоном и приятным интерьером. Хотя, ради справедливости, следует отметить, что во всех легковых автомобилях того времени их салоны отличались изящной, завораживающей наше детское воображение, отделкой: полированные детали из натурального дерева, часы с механическим подзаводом, великолепные радиоприёмники, красивые приборы. И всё это вечером подсвечивалось уютной и немного загадочной зелёной подсветкой.
Большинство людей в то время старалось обходиться без услуг такси, так как для них это было дорого. В основном пользовались такси в каких-то экстренных случаях. Но мы мальчишки иногда раздобыв рубль или «трёшку» шли к вокзалу, брали такси и катались по городу с гордым видом. Особенно нам стало интересно и престижно прокатиться на новой «Волге» ГАЗ-24, которую начали выпускать с 1970 года. Все новые такси были окрашены в не очень интересный лимонной цвет. Но они интриговали современной удлинённой формой и новым салоном. Особенно притягивал внимание спидометр, на котором скорость указывалась не привычной стрелкой, а бегущей красной полоской. Чтобы прокатиться на новой машине нам порой приходилось дожидаться такой возможности до-вольно продолжительное время.
Водители такси по-разному оценивали ГАЗ-24. Одни были убеждёнными сторонниками старой 21-й «Волги» как более надёжной и с прочным кузовом, который изготавливался из толстого металла и затем от коррозии полностью лудировался. Другие, особенно помоложе, склонялись к современной модели, говоря, что, к примеру, если врежешься в дерево, то и толстый металл мол не поможет.
Следует заметить, что в тот период наряду с «Волгой» в такси использовались и «Москвичи» 408-й, 412-й моделей. Но они были малочисленны и неудобны для пассажиров из-за небольшого салона.
С течением времени, к 80-м годам такси становилось всё более востребованным. Стала развиваться диспетчерская служба, через которую можно было заказать такси. Хотя большинство людей по-прежнему «ловили» такси на улицах города путём голосования руками. Из-за неповоротливости социалистической системы таксопарк видимо не успевал пополняться новыми автомобилями и «такси» постепенно превратилось в дефицитную услугу и заказать его становилось всё проблематичнее. Водители стали более важными и недоступными. Многие из них проезжали мимо голосующих людей с табличкой «В таксопарк» к «своим» клиентам. Стало престижным, особенно для людей из сферы обслуживания, торговли заводить знакомства с диспетчерами, некими Зинами, Нинами и т.д., что позволяло им без проблем заказать такси в любое время.
Моим сверстникам, впрочем как и мне, зачастую приходилось провожать своих девушек в отдалённые районы города в уже позднее время. Обратный путь предстоял пешком, так как коммунальный транспорт уже не ходил, а такси поймать почти не возможно. Да и в те годы прогулка в ночное время могла быть небезопасной.  Спасение находилось на площади свободы, где кучковались поли-вальные машины. Негласная такса – один рубль. И вот ты уже в кабине ЗИЛа рассекаешь ночную темноту, быстро приближаешься к родному дому, одновременно спасаясь от неприятных разборок с родителями.
С развитием в 80-х годах теневой экономики, появлением подпольных цехов, предприятий и одновременно расширением организованной преступности, прежде всего, в крупных городах таких, как Москва, Ленинград, Одесса и др. у представителей этих структур возникла необходимость в мобильных передвижениях. Наиболее пронырливые витебские таксисты заимели среди них своих постоянных клиентов и стали совершать дальние рейсы, например, в указанные выше города.
Введение М.С. Горбачёвым в 1985 году «сухого закона» породило невиданный дефицит в СССР спиртных напитков. Этим тут же воспользовались таксисты. Со значительной наценкой они стали мобильно реализовывать населению спиртное особенно в вечернее и ночное время.
      


Рецензии