Три открытия Никодима
Вступление
У Никодима наверняка была ночь поразительных открытий и не прекращающегося удивления. Я скажу в своей проповеди только о трех вещах, которые наверняка тоже удивили Никодима, и о всех этих вещах сказано в Ин.3:16 (другие вещи, удивившие его: рождение свыше, невозможность войти в Царство и увидеть его без этого рождения, непригодность его – образцового еврея – в его нынешнем состоянии к этому Царству).
1. Бог любит мир
Мы привыкли к словам о Божьей любви к миру, но на самом деле в глазах евреев, которые первыми читали это Евангелие, эта весть звучала как минимум сенсационно, если не скандально.
Евреи были твердо убеждены в том, что Бог любит Израиль. Но они были также уверены в своем особенном положении по сравнению с другими народами и не считали, что Божья любовь распространяется и на язычников тоже.
Например, когда Бог велел Ионе отправиться с проповедью в Ниневию, пророк купил билет на корабль в другую сторону.
Более того, в самом Евангелии от Иоанна, которое переполнено стихами о любви, о Божьей любви к миру сказано только в Ин.3:16. Иоанн пишет, что
• Отец любит Сына (3:35; 10:17; 15:9-10; 17:23-24, 26; с другим глаголом в 5:20) – 8 упоминаний,
• Сын любит Отца (14:31);
• Иисус любит Своих, истинных учеников (11:15; 13:1, 33, 34; 14:21; 15:9-10,12; 21:7, 20) – 10 упоминаний,
• а они должны любить Его (14:15, 21, 23, 28; 21:15-26) – не меньше 6 упоминаний.
• Они также должны любить друг друга (13:34-35; 15:12-13, 17; 17:26) – 6 упоминаний.
• Иногда упоминается любовь Отца к ученикам (14:21, 23; 17:23) – 3 упоминания.
Из всех этих текстов видно, что когда Иоанн использует слово «любовь», он далеко не всегда подразумевает безусловную любовь, не зависящую от объекта любви. Наоборот, все перечисленные примеры – примеры взаимной любви, в которую вовлечены обе стороны.
Все это я сказал для того, чтобы показать: для Ветхого Завета и для Иоанна не характерно говорить о любви Бога к миру, поэтому откровение о такой любви звучит еще более потрясающе и неожиданно, если смотреть на него свежим, незамыленным взглядом.
2. У Бога есть Сын
В Ин.3:16 Никодима поджидало еще одно, еще более ошеломительное открытие. Оказывается, у Бога есть Сын – и этот Сын не Израиль. Сама идея о том, что у Бога есть Свои дети, есть сын, для Библии не нова. В Ветхом Завете Израиль называется не раз отроком и сыном Бога. Важно представлять себе уровень познаний о Боге и о спасении у библейских героев в разных частях Библии.
Так вот, слыша выражение «Сын Божий», Никодим наверняка сначала представил себе Израиль. Но потом понял, что речь не о народе в целом, а о Некой отдельной Личности. У Бога есть единородный (особенный, единственный, именно рожденный Им) Сын. И это не Израиль! Эта весть наверняка была революционной для ушей Никодима.
3. Бог отдает Сына
За этим его ожидал следующий интеллектуальный удар: оказывается, Бог этого Своего особенного и единственного Сына сейчас… отдает. Весь Ветхий Завет Бог боролся за Свой народ, за Своих детей, за Своего сына, которым был Израиль.
«Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою» (Ис.43:4). Вот к каким текстам привыкли евреи и Никодим, в частности. Бог до сих пор говорил, что отдаст народы за Израиль. А сейчас говорит, что отдаст Сына за народы.
Рождение сверхновых звезд – одни из самых ожидаемых для астрономов событий, все они жаждут понаблюдать за этим вживую. Мы с вами сейчас свидетели того, как в разуме Никодима одна за другой рождаются три сверхновые для него идеи. Правда, наблюдаем мы за этими событиями в текстовой записи.
И теперь было два варианта реакции Никодима: либо он окажется в нокдауне и потеряет способность размышлять, либо его мозг, впитавший за пятнадцать секунд три такие привычные для нас и такие необычные для него мысли, в разы ускорится и попытается сопоставить их. И главное, попытается понять причину: почему Бог отдает Сына?
И если случилось все-таки второе, то Никодим должен был от третьего откровения возвратиться к первому. Дети, скажите, почему Бог отдает Сына?
Потому что Он так возлюбил мир.
Заключение
В детстве, читая книги, я иногда боролся с искушением заглянуть на последнюю страницу и узнать, чем же все закончилось. Несколько раз я не выдерживал и портил себе наслаждение от прочтения оставшейся части книги. Давайте сейчас все-таки заглянем на последнюю страницу истории Никодима. Кажется, его история закончилась неплохо:
• Сначала Никодим, ссылаясь на Писание, вступился за Иисуса перед синедрионом (Ин.7:50-52).
• А потом после смерти Иисуса он организовал Его погребение (Ин.19:39), когда бившие себя в грудь апостолы разбежались.
Иисус не зря не спал той ночью. Никодим не потратил свой шанс познать истину. Он мог много раз перебить Иисуса, не соглашаясь с Ним, мог привести сотни цитат наизусть, мог махнуть рукой и обозвать Иисуса еретиком – уж слишком новаторские для его уха вещи говорил Этот Раввин.
Но Никодим свой шанс использовал. Дослушал Иисуса до конца и кое-что понял.
Сегодня общий объем знаний человечества вырос просто феноменально. И больше, чем в какую-то из других эпох, мы стоим перед сладким искушением всезнайства.
Способность смотреть в Библию и читать то, что в ней написано, не привнося в нее собственных идей и пониманий – не такая распространенная, как может показаться. Поэтому в моей проповеди будет два призыва:
• Более общее: вслед за Павлом не почитать себя достигшими и быть теми людьми, которым Бог продолжает давать откровения. Не будем необучаемыми.
• Более конкретное: вслед за Никодимом не перебивать Иисуса, дослушать Его до конца, и тогда у нас появится шанс понять кое-что удивительное. А именно: Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего.
Аминь.
22.11.2020
Свидетельство о публикации №220120900102