Абсолютное в системе относительных представлений

         "Абсолютное" в системе относительных представлений

          Отвергнув наличие первоначала в вещах и явлениях природы, философия
Нового (затем и Новейшего) времени стала служанкой естествознания. Она согласилась с утверждением естественных наук о безусловной истинности знания, основанного на опыте. В результате философы, включая И. Канта, Г. Гегеля, свели метафизику к рефлексивным попыткам охватить мир как целое путём мышления, рассматривая практику как критерий его истинности. В результате мир предстает перед нами как совокупность вещей и явлений без перспектив его целостного восприятия.
          Вместе с тем, философия Новое время не могла отказаться и от присутствия абсолютного в нашей действительности. Она ввела абсолютное в философский дискурс в форме противопоставления реального мыслимому,  например, бытия  небытию; материи духу; объективного субъективному; индивидуального коллективному; логичного алогичному. Такие противопоставления породили много умозрительных сущностей, декларированных как абсолютные, например: Абсолют, Абсолютный дух, Абсолютная идея, Абсолютный разум, Абсолютное «Я». Эти понятия не свободны от отношений и условностей их проявления, не отвечают признакам абсолютности. Точнее абсолютное в них идеально: идеи господствуют над реальностью, не выводятся из неё. Такая абсолютность успешно встраивается в систему относительного умозрения. Она господствует в нашей жизни как диктатура идей, практикуется как автократия в науке и общественной жизни. На словах, противопоставляя себя релятивности, такие абсолютности являются продуктом относительности. Они искусно используются для воздействия на сознание человека, чтобы возвести их в превосходную над всем форму. Такие абсолютности результат творческих устремлений человека. Они сопряжены с интеллектуальными достижениями человечества, но они упрощают сам мир представлением о нём. Подмена абсолютного «абсолютным» позволяет человеку судить о первом, истинно абсолютном абстрактно, только в мышлении. Тем самым  утверждается тождественность бытия и мышления, возможность сведения алогичной мудрости становления Мироздания к логике мышления человека.
       Принимая за абсолютное продукты рефлексии человека, человечество самообольщается в своём мировоззрении. Современная философия дрейфует внутри множества наработанных ею представлений. Она не способна противостоять, возведённой в абсолютное логику диалектико-картезианской методологии с её принципами реактивности, каузальности, редукционизма, реализуемой в форме борьбы противоположностей, мировоззрению универсализма. В универсализме осуществлена подмена Реальности мыслимым Универсумом, абсолютного его имитацией.


Рецензии