Разговор с психиатром, которого не было-44

  ***

- Вы говорили, что хотели бы «праздничного мира», чтобы обрести себя. И в этом мире Вы – все еще Вы?
- Я и в обычном мире – не я. Знаете, это как глядя на некоторые фотографии Земли из космоса – не узнаешь Землю. Непохожа она на себя. Будто улетал с Земли, а прилетел – и это уже не Земля, не дом. Это как мой автопортрет. Словно я нарисован кем-то, и рисунки все время меняют, а я наивно надеюсь найти себя, тождество с собой и т.д.
- Есть условия, при которых Вы можете быть собой?
- Их много и ни одного. Иногда, глядя на какую-нибудь картину, или старую книгу, или читая стих - так бывает. Можно было бы показать на них (но не на себя), или в воздух между картиной и мной, и сказать: да это же я! Но это происходит нечасто.
- Может это не Вы? Просто кто-то, кому хорошо.
- Да, не исключено. К сожалению, такая мысль постоянно возникает. Мы часто отождествляем субъекта-которому-хорошо - с собой. Не задаваясь вопросом: а кто мы такие, чтобы нам было хорошо? И с чего мы взяли, что тот-кому-хорошо - это мы?
- Разве мы не заслуживаем, чтобы именно нам было хорошо?
- Нет. Никогда.
- Но почему?
- Потому что человек способен испортить все, что "хорошо", и потому, что само это "хорошо" часто с дефектами.
- Да, человек способен испортить многое, но есть же «неиспорченное хорошее».
- Оно-то есть, но я знаю о себе, что испорчу все.
- Вам нужно поверить в себя, в свои силы.
- У меня такое ощущение, что когда призывают поверить в себя – то тем самым как бы признают, что вне веры в себя – меня не существует. Или меня для себя не существует. А вот поверю – начну существовать. Наверно, для этого я придумываю субъекта-которому-хорошо (см.выше). В него легче поверить, что это я. И что он управляет всем. А на самом деле..
- Похоже на атеизм какой-то, словно человек придумывает себе религию.
- Что? А, нет. Не атеизм. Я не Бог. Я ищу свою потерянную душу вовне – в мире, в вещах, в текстах.
- Не пробовали искать в себе?
- Пробовал. Но порой ныряешь слишком глубоко, и там, в темноте, ничего не видно. Ощущаются только чудовища, и потому в страхе выныриваешь обратно, заявляя: никого нет! Это не так, это обман, конечно. Но раз я обманываю себя, значит, есть «я», который не обманывает? Или все мои субъекты лгут?


Рецензии