Мой канал на Яндекс Дзен. Полгода опыта

В начале мая, когда ещё шла самоизоляция и «удалёнка», я решил открыть свой канал на Яндекс Дзен. Делается это, как оказалось, бесплатно и достаточно просто. Основная задача в другом – чем его наполнить и привлечь зрителей?

ЛОГОТИП И НАЗВАНИЕ

Какую картинку выбрать для заставки своего канала? Возьмёшь чужую – рискуешь нарушить закон об авторском праве. Желательно самому сделать фото или рисунок. Подсказку мне дал домашний питомец, кот Пушок. В зависимости от обстоятельств означенный кот также именуется Пушкиным, Пушаньгой и Пушилищем. Тем вечером он как раз принял одну из своих излюбленных поз мыслителя: свесил сонную морду с дивана и вытянул лапы в пустоту. Ни дать ни взять – вусмерть измотанный шахтёр, отпахавший с кайлом двойную смену. Один щелчок фотоаппарата - и оригинальная заставка готова.

Название канала тоже должно быть оригинальным, чтоб не повториться с кем-нибудь, кто успел на Дзен раньше тебя. К фотографии спящего ленивого котяры сама собой напрашивалась подпись: «Чо сразу я-то?» Это название одной из моих старых панковских песен. Пойдёт для заголовка? Ещё как пойдёт! Под этим брендом я и зарегистрировался.

ТЕМАТИКА КАНАЛА

Свой канал можно посвящать чему угодно – путешествиям, автопрому, ремонту, домоводству, кулинарии… Проблемы с выбором передо мной не стояло. Я рассудил, что надо заниматься тем, что любишь. В частности, я люблю стебаться над всем, что вижу, ибо ещё легендарный «Тот самый Мюнхгаузен» в лице Олега Янковского сказал: «Улыбайтесь, господа! Все великие глупости совершаются с серьёзным лицом, поэтому улыбайтесь».

Итак, моя тема – юмор, сатира, политическая сатира. За наполнением контента дело не станет. За 25 лет творческой активности мною написано немало песен, фельетонов и анекдотических рассказов, да ещё и новое постоянно лезет, к месту и не к месту. Успевай выкладывай. Значит, с этим тоже разобрались.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В последнее время Дзен стал работать стабильнее и покладистей. Наверное, ему подкрутили гайки. Собственно, с  загрузкой в Дзен вордовских текстов и картинок напрягов и раньше не возникало, они лёгкие. А вот заливка видео в первые месяцы… это было что-то с чем-то. Много раз подмывало зарядить кулаком в комп, хотя он был тут вовсе не при делах. Ну где это видано, чтоб несчастное двухминутное видео «садилось» в сеть по три часа да ещё постоянно слетало при загрузке? Видеоролики грузились в час по чайной ложке, а под конец, когда уже вот-вот… бабах! на экране вдруг всплывало красное окно: сорян, мы соболезнуем, но загрузка не удалась. Попробуйте снова. Да в дивизию же вашу маму…

Грузил через браузеры Яндекс и Майкрософт Эйдж. Оба оказались паршивые. Связался с техподдержкой Дзена. Респект, мне быстро ответил мой тёзка по имени Дмитрий. Посоветовал очистить кэш и попытаться загрузиться, например, через Хром. Через Хром пошло! Да слава тебе господи. Но сейчас и через Эйдж заходит, видно, что-то наладили. Со смартфона, кстати, видео залетает побыстрее, чем с компа, хотя там движок тоже приличный.

ПРОДВИЖЕНИЕ КАНАЛА

Сколько каналов на Дзене? Точной цифры я не нашёл, но счёт им наверняка идёт на сотни тысяч. Перефразируя Владимира Жириновского, можно вознегодовать: «Заводы стоят, одни блогеры в стране!»

Как «пробиться» в этой массе, чтобы найти своего читателя и зрителя? Как сделать, чтобы тебя специально искали в новостной ленте и ждали, чего новенького ты выдашь? Ну, вроде бы ответ напрашивается сам собой: выпускай высококачественный информационный продукт, расти и развивайся, регулярно выдавай свежие публикации, и люди к тебе потянутся.

Так, да не так. То есть всё это автору тоже нужно, но для крутого рывка -  недостаточно. Канал надо пиарить, расширять и продвигать. Либо самому, либо через специалистов.

В сети работает масса промоутеров, которые обещают раскрутить любой, самый захудалый канал за определённую сумму денег. Но не обольщайтесь особо. Зачастую промоутеры всего-навсего искусственно «раздувают» вам карму, количество подписчиков и полных дочитываний с помощью бот-программ. Вы получите не живых читателей, а механическое накручивание просмотров. Пользы от этого мало. Администраторы порталов, кстати, такой «промоушен» не поощряют, и рекламодатели тоже – зачем им нужны ваши дурацкие, из пальца высосанные боты?

Зато, конечно, вы сможете орать на всех углах, что у вашего канала 100 тысяч подписчиков и вы крутой перец. Моральные дивиденды и чувство собственной важности вам гарантированы.

Я честно прочитал руководство по самостоятельному развитию канала. К двадцатому пункту мне стало совсем грустно. Развивать канал, когда ты не слишком-то рубишь в сетевых технологиях – перспектива очень сомнительная. А самое главное, желательно круглосуточно держать руку на пульсе. Грубо говоря, надо бесконечно стучаться во все ресурсы, лезть, надоедать и ныть: «Разместите у меня рекламу, чего вам стоит? Лайкните меня, чего вам стоит? Подпишитесь на меня, чего вам стоит? Прокомментируйте меня, чего вам стоит?...»

В отличие от школьников, я не готов упираться лбом в гаджет по 24 часа в сутки и выклянчивать лайки. У меня нет столько сил, желания и времени. В реале имеются занятия поважнее.

АВТОРСКИЙ ВКЛАД – ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?

По моим «замшелым» понятиям, если ты взялся вести канал, то в первую очередь должна быть видна авторская работа. На любой пост я смотрю с  точки зрения: а что здесь сделал автор? Ударил ли он палец о палец, приложил какие-то усилия или тупо «едет на дурачка»?

Достойных авторов в сети действительно много. Не буду никого рекламировать, они в этом не нуждаются. У них с первого взгляда заметны серьёзный подход, прочная база, богатая инкрустация материала, фактаж, качество, мысль и подача. Виден характер канала и тех, кто его делает. Если человек работает с душой, он может увлекательно написать о чём угодно - хоть о поездке в Египет, хоть о ремонте дачного унитаза.

Я вот пишу фельетоны и исполняю песни. Свои собственные фельетоны и свои собственные песни, ни у кого не сворованные. По сути, какой ни есть, но эксклюзив. Не плагиат. Это я считаю себе за плюс. Это моя авторская работа, как я её вижу. Да, у меня нет подтанцовки из голых девиц, нет крутой аппаратуры, студии и хорошего инструмента. Делать видеомонтаж я тоже не умею. Я успокаиваю себя тем, что в песне главное – донести смысл до зрителя. Донести Слово. Тогда какая разница, откуда я его несу? Из навороченной московской студии или с домашнего дивана, на котором спит мой кот-логотип? Если вы не сноб, то никакой разницы нет.

Увы, пустышек и «ездунов по ушам» на Дзене тоже море. Уйма каналов беззастенчиво живёт за счёт компиляций и плагиата. Авторы тырят друг у друга всё - фото, видеоролики, ссылки, отсылки, цифры, анекдоты, таблицы, инфографику и целые куски текста (вместе с ошибками). Это говорит об одном – авторской работой здесь и не пахнет. Никому не возбраняется иногда воспользоваться чужой картинкой или данными из свободного доступа, но совесть-то тоже надо иметь.

Кликбейтные материалы – бич всех сетевых времён и народов. Кликбейт – это убогий текст, над которым вывешен провокационно громкий заголовок. Например: «Почему вы не можете выйти замуж?» На такой заголовок даже замужние женщины клюют, им же интересно. Но в тексте они находят полный бред: цитаты, надёрганные из учебников психологии, глупые рассуждения автора и парочку народных пословиц. Или, например, заголовок гласит «Вся правда о коррупции в московских вузах!» Народ, естественно, кликает материал и начинает читать. А там выложены воспоминания какого-то лузера, который сорок лет назад пытался поступить в подмосковное ПТУ – и не поступил. Вот зашибись-то. Похоже, вас опять надули. Читатель плюётся и сворачивает эту ересь, зато автор получил ещё один просмотр. Яркий пример кликбейтного надувательства.

ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Среди блогеров-лидеров на Дзене выделяются две совершенно противоположных породы. Либо это на самом деле толковые ребята, которые производят умный, красивый, вкусный информационный продукт. Либо это блогеры-провокаторы, которые помнят, что отрицательная реакция – тоже реакция, и она поднимает рейтинг. Ты пишешь абсолютно тупой и бездарный пост, получаешь от читателей две тысячи ругательных комментариев – и готово! Теперь твой канал - один из самых комментируемых. Роялти тебе капают, чем плохо? Судя по всему, многие этим успешно пользуются.

Безграмотность. Ну, о ней можно говорить бесконечно. Мне жаль авторов, которые не в состоянии правильно написать слово «ни при чём». А уж  «легкоусваиваемый» без ошибок им не написать никогда, они же когда-то в «Смехопанораме» услышали слово «легкоусвояемый» и приняли его за образец.

Ещё поражают люди, которые наивно думают, что чем больше запятых  влепишь в текст, тем грамотнее это смотрится. И добросовестно строчат: «Когда, я, вышел, на, улицу, то, встретил, Машу…» Не знаю как вам, а у меня безграмотные товарищи не вызывают ни малейшей симпатии. И доверия к их материалам тоже нет.

ИТОГИ

У моего канала «Чо сразу я-то?» позади полгода. Точнее, семь месяцев. На нём размещено более 120 публикаций. Самый большой перерыв между публикациями – три дня. Что я испытываю? Честно сказать… нет, не разочарование, но чувства довольно смешанные.

Система подсчёта просмотров и показов на Дзене явно хромает. Я понимаю, что канал у меня непрофессиональный, слегка кособокий и простенький. Но почему у одной моей публикации 4 тысячи показов, у другой 30 тысяч, а у третьей – всего 10 штучек? (Именно показов, а не просмотров). Ребята, что-то тут не так. Иные вещи, которые в других местах шли на ура, на Дзене вдруг проваливаются с треском. И наоборот. Чепуха какая-то. Некоторые посты лежат без движения месяц и два, потом вдруг «выстреливают» за одну ночь и набирают бешеное количество просмотров. Что с читателями случилось? Дозрели, что ли? Это тоже странно.

Меня читают и слушают? Да. Мой канал дико популярен? Нет. Меня хвалят в комментариях? Иногда. Меня ругают? Случается. Я принимаю здоровую критику от здоровых людей, но не выношу клинических идиотов и троллей. Уже вышвырнул в бан парочку неадекватных пациентов.

Финансовая сторона? Смех на палочке. За полгода на Дзене мне «накапало» аж… 430 рублей. Или 70 рублей в месяц. Или, если уж дотошно считать, я получил примерно 3,5 рубля за каждую публикацию. По совести сказать, потраченное мною время стоит гораздо дороже.

Подписчики? На сегодня у меня их 133. Сто тридцать три. Много это или мало? Да, до всяких там Бузовых мне далеко. Зато я точно знаю одно: подписчики у меня не «накрученные», не притянутые, не поддельные. Они настоящие. Это меня очень поддерживает. Теперь я знаю, для кого работаю, и стараюсь оправдать их доверие. Они помогают мне двигаться дальше.

Поэтому будем продолжать. Спасибо всем!


Рецензии
Дмитрий, после Вашей рецензии я решила, что Вы музыкант. Пошла на Ютуб слушать "Алюминиевый таз" и "Чо сразу я-то?". Посмеялась и смекнула, что в прозе найду полный ответ - ну, и окунулась в "Публикацию"

Всё до боли знакомо - и грустно и смешно. Даже порывалась Вам подсказать: "На Хром иди"... И про формирование читательской аудитории. Сдаётся мне, сервис её формирует от берега, на котором стоит потребительская корзинка, и попали Вы в неё или не.
Как, н-р, ВК, подловив мой интерес к издательствам, теперь украшает поля страницы темами "жизни и смерти" моей писательской карьеры (от идеально выполненных, будто бы моих, изданий до фото иссушенных сомнениями дряхлых стариков, так и не увидевших детище на прилавке "буквоеда")...

Окунулась, благодаря Вашему стилю. Однажды на курсе вебрайтеров я училась писать так же, как говорю (но грамотно), чтобы читатель чувствовал, что мы знакомы с яслей... Не знаю, где Вы оттачивали свой, но читать Вас - всё равно, что поговорить с Вами.

Не сомневаюсь, Вы его (Дзен) расколете:)

Успехов


Ирина Галыш   14.12.2020 12:05     Заявить о нарушении
Во-о-от такое вам огромное спасибо и респект за добрый отзыв, Ирина.))) Материал о канале на Дзене - это, конечно, не юмористическая проза, а так, размышлизм. Просто рубрики подходящей не нашлось. По большому счёту я не музыкант, просто самоучка. В школе худо-бедно выучился бить себе аккомпанемент на трёх аккордах и понял, что всё-таки больше тяготею к текстам, чем к мелодике. Но драйвовую музыку люблю, не отнять.)))
Спасибо вам за добрые слова, я тоже считаю, что "писать так, как говоришь" - это классно, хотя сделать это читабельным на самом деле гораздо сложнее, чем кажется.)))

Дмитрий Спиридонов 3   14.12.2020 07:51   Заявить о нарушении