Гении-обыватели

 
            - Купил попугая, а он всего четыре слова знает - гламур, пиар,
             креатив и тусовка. Но оказалось, что этого вполне достаточно, чтобы
             поддерживать светскую беседу. Сейчас думаю научить его выговаривать
             слово    "экзистенциализм".

            - Зачем?

            - Должна же умная птица хоть чем-то отличаться от заурядного
              тусовщика.





       Их было много, этих, ну и тех, конечно же,  тоже, гениев-обывателей, эдаких гениев собственной гениальности и своего непревзойденного ума.  Тех, кто сам счёл себя гением,  являясь на самом  деле обывателем. И всё бы ничего, были бы  и были они, если бы кучковались  они в одном месте, скажем,  открывая закрытые общества таких непревзойденных в своём уме гениев, и там бы и  плодились и прочее, так нет же, они запросто выходили за пределы своего узкого по обычаю круга, и это-то как раз и понятно, там они уже обрели широкую известность и популярность, в своем узком кругу, а хотелось- то большего, чтобы о них знал и говорил весь мир, они же гении, не важно, что обыватели, простые обыватели даже не догадаются о таком, не распознают в них самих себя же, ибо не  гениальны.

      И  вот они по этой причине глупого какого-то тщеславия и рассеялись по мировым просторам, населяя своими гениальными тушками-сущностями все уголки этого мира и в каждом заявляя о себе, как о существующем гении.


        Но он же скромен, этот, ну и тот тоже, конечно же,  гений, и потому сразу не выявлял себя, не обнаруживал как противника самого себя, а для начала прощупывал почву, делая вид, что такой же, как все, простой обыватель, а потом в какой-то момент не выдерживал, он же гений, и с готовностью раскрывал  свои карты, выкладывая их на стол, как правило начиная со списка  великих философов, которых должен по его  мнению, знать каждый, или с терминологии, непонятной многим, но таким же образом можно было запутать оппонента, перед которым ты сейчас тряс своим гениальным павлиньим хвостом,  того обывателя и не гения,  и увести его от подозрений, как лиса от своей  собственной норы зайца ну, на худой конец, медведя.

        Но к  сожалению,  они были очень распознаваемые, эти гении- обыватели, тем более, что их становилось всё больше, они появлялись в каждом уголке этого мира.

     Они все читали Кафку, зная, что гречневая кашка и это выражение про кашку с кафкой было сильно оскорбительно, и для них просто неприемлемо или к ним не применимо, а то какие же они гении. А, если не читал, то  ты кто? Ты — та самая гречневая кашка и всё,  и вот тут-то и можно потрясти ещё своим арсеналом, все  равно никто не узнает, кто  ты есть, простой обыватель, может и с набором каких-то знаний, и даже подтвержденных кучей   дипломов,  но в своём глупом тщеславии так и оставшийся обывателем, и потому сидеть бы им всем  лучше в своём том, ну и этом конечно же,  тоже, узком кругу и быть  там широко известными.


        А то бедолага Кафка, что дожил всего- то до сорока лет, вместе с ещё  одним почитаемым ими гением философом Камю, который чуть переплюнул в долгожительстве  своего уважаемого соратника и в 46 умер, и вовсе ещё раньше покинул бы этот светлый мир,  раскрашенный черными красками, ибо вовсе не считал себя гением, а тем  более философом, ну, во всяком случае, первый,  тот, которого все с кашкой гречневой мешали, такие вот  гении- обыватели, чтобы выделиться среди остальных обывателей.  Да и шанс был  этим гениям и вовсе не прочитать ничего из своего кумира, ибо известен он стал только после своей смерти, когда завещал всё свое написанное сжечь, знал видно, как его трудами воспользуются и как эксплуатировать потом имя его будут, мешая с гречневой кашей, чтобы выделиться.

       Фу, ты и слава богу, что человек ничего этого не узнал, и так несчастен был, как многие думающие люди, которым в жизни если и  не досталось как некоторым, но которые сумели проникнуться всем тем светлым миром,  раскрашенным в черный цвет и всё же не от хорошей жизни, и потому видно, от этого  больше, а не от имеющихся болезней уходили так рано, оставляя на память о себе шансы  гениям- обывателям  почувствовать себя гениальными, ведь они сумели прочитать бедолагу Кафку,   только вот,  что сами поняли  из того, что прочли, хороший вопрос, потому что для этого, для того, чтобы понять,  надо самому всё это пережить или прочувствовать  весь этот  светлый мир, раскрашенный в чёрный цвет,  суметь впитать его  в себя, чтобы потом, обладая каким никаким писательским талантом, всё  это изложить в книге и чтобы потом его смогли, как Кафку,  назвать сегодня  экзистенциалистом, хотя он себя таковым не считал, как и размахивать потом теми упомянутыми терминами, чтобы выделиться из толпы, умудрившись за короткий отрезок   во время разговора с таким же обывателем, не зная вообще, кто он такой,  выдать себя с головой, ну  и тот перечень заодно  произнеся мало понятные для кого-то  слова: коннотация,  дефиниция, тавтология, оксюморон, говоря при этом  о равнодушии, которое синонимом  глупости по факту  является, что  "глупость же —   незыблемая данность, а  равнодушие —   атрофия души"

       И  уже на вопрос, ибо стало понятно, что   глупый человек, обладающий равнодушием, это   просто недоразвитый или умственно отсталый индивидуум,
"А  как быть с теми, кто одарен какой-то гениальностью, потому что и среди  гениев много равнодушных людей, оборачивающих благо во зло?"  услышать следующий  ответ:



          —    Глупость —     не всегда   оборот добра во зло, как и подчас, хоть и редко, наоборот,  —    естественные перманентные  процессы,  да!  А  всякая дефиниция невольно огрублена вынужденностью обобщения.

     И если ты Кафку не читал, ты та самая гречневая кашка,  то спросишь, конечно же, сказав:


       —  Я   не об этом, не о  значении процесса обратимости, а о глупости гениев.


        И  тут же услышишь  банальность, выданную   устами  гения - обывателя, который забудет в момент о своих дефинициях,  оксюморонах  и прочем, означающую,   что гений может позволить себе и глупость.


      Но от чего же? От чего принято считать, что гению дозволено быть глупым,  он ведь  всего лишь человек, наделенный какими-то талантами и потому ему, как  гению простительно убийство или другое преступление?

       Но и тут  уже всё  запрограммировано вместе с оксюморонами и тавтологиями,   потому что после  того, "что нет, гению простить убийство нельзя, а глупость можно", ты больше ничего не узнаешь, как  и не скажешь, того, что из  глупости или по глупости и совершаются часто преступления, они не всегда продуманны и умышленны, и кто  сказал, что гению простительна глупость?   Из-за глупости можно серьезно пострадать, и пострадавшему  все равно будет, гений ли был тот глупец или нет. Сказать всё  это не скажешь, ибо некому будет, они не услышат, они гении- обыватели и они в себе и навсегда, забывая о том, что всё  гениальное всегда просто, хоть и не совсем, когда это отдельных областей жизни касается, тем не менее,  усложняя при этом  или хуже того, извращая простые и понятные вещи до такой степени, чтобы они были непонятны никому, как и   Кафка, хороший вопрос стал ли он  более понятен после прочтения такими гениями им самим, которые вынесли для себя только то, что, для того чтобы слыть умным, и  наверное, ещё и  образованным, надо читать Кафку, Камю, Сартра, Хайдеггера,  Ницше и прочих, читать всех этих несчастных на самом деле людей, проникнувшихся истиной бытия и его бессмысленностью, назвав это экзистенциализмом, философией существования, для того, чтобы потом эти,  ну и те, конечно же тоже, гениальные обыватели  могли примкнуть к  их кругу, сказав, что читали, а  иначе ты не гений, ты кашка, и даже не важна уже какая, ты же просто не можешь блеснуть своей образованностью, для того,  чтобы тебя хотя бы за умного сочли, если не за своего, за  гениального обывателя,  правда  всегда в таких случаях напрашивается вопрос:  а можно ли будучи образованным,  оставаться глупым и наоборот, быть умным, но не быть образованным, когда и ответ напрашивался сам собой. И когда тебе после всех употребленных  оксюморонов, тафтологий  и дефиниций говорят банальщину из разряда того, что  гениям можно простить глупость, почти  как богатым их причуды, а ты знаешь, что в реальной жизни всё совсем иначе происходит, и есть злые гении, и есть среди гениев в одной области, те, что   дураки  во всём остальном, и  из-за глупости которого ты можешь пострадать, и захочешь  ли ты  потом прощать того, кто преступил,  только потому что узнаешь, что убийца был гением, совершившим по глупости преступление, ставший  уже из гениального  физика, философа гениальным убийцей.


       Да и потом,   кто это есть гений, особенно из не из разряда математических наук или физики с химией, когда не гениальный музыкант,  композитор и художник, один среди  многих, среди той толпы человеческих масс, которой не назначено быть гениями,  а кто тот гений  из  разряда философов,  тех, кто придумал понятие  экзистенциализма,  ту самую философию существования, кто думал над таким конечно же, и даже выстрадал,  но философия жизни и бытия при этом у каждого всё же своя, независимо  от прочтения всех книг на эту тему, из которых зачастую особенно  обывателем    потом  выносятся только термины и какие-то цитаты со значениями, не имеющие никакого отношения к его личной жизни и к его личной философии, а употребляемые только для того, что извратить до неузнаваемости простые вещи, в которые упирается смысл бытия,  который у каждого  свой, если только ты ещё и не успел примкнуть к массам, которые когда голосуют, то всем стадом, и которым сказали, что надо прочитать Камю с Кафкой иначе ты кашка гречневая, и ты сразу стал гением - обывателем, вырвавшимся за тот узкий круг общества таких вот членов элитарного клуба "своих", чтобы стать известным широким массам, и  не важно, что для них ты останешься непонятым со своими оксюморонами и перманентными процессами с дефинициями, да и не всегда будешь гением в их глазах, а так и останешься им в своих собственных, отягощенный бременем глупого тщеславия, и   вот именно, что уже в том самом перманентном,  непрерывном и  постоянном процессе, став гением собственного обывательства.

09.12.2020 г
Марина Леванте


 


Рецензии