Слово в день святителя Иннокентия Иркутского

Случайно или нет, но все чтения  и память святых дня порою  складывается в удивительную мозаику, которая играет разными цветами   в зависимости от того, под каким углом посмотреть на нее. В сегодняшнем Евангелии от Луки  апостол Петр напоминает Спасителю, что апостолы оставили все и пошли за Ним и получает ответ от Спасителя, что никто последовавший за Ним не останется без награды и получит гораздо больше в веке этом в будущем веке (Лк 18.30). Понятно, когда речь идет о будущем веке, но в нынешнем веке все апостолы претерпели гонения и почти все мученическую смерть. Так что в первый момент эти слова вызывают непонимание. Но в действительности, оставив свой дом они получили кров в домах других христиан,по всему миру, а оставив семью вошли в христианскую семью, которая питала их и спасала  от гонений.
А в апостольском чтении мы читаем совет апостола Павла своему ученику Тимофею ради телесной немощи употреблять немного вина. Нас жителей северных стран, у которых вино не входит в рацион питания, употребление его сразу наводит на мысль о пьянстве. Это было удивительно и для древних христиан, и понятно, что этому месту свт. Иоанн Златоуст уделил большое внимание. Тимофей был ревностным учеником апостола Павла,который оставил все и последовал за Христом. Когда благочестивый юноша сказал Спасителю, что он оставит все и последует за ним, но только похоронит своего отца, Спаситель ответил довольно резко: "Оставь мертвецам  погребать своих мертвецов". А тут Павел советует человеку, оставившему все, вместе с ним прошедшего многие страны и переносившему гонения с ним,  пить вино.  Что это может деградация христианства, обмирщение? Но нет... Апостол Павел вместе  вдруг с важнейшими поучениями и наставлениями, например, как избирать и подготавливать ставленников для принятия сана,  вдруг  говорит Тимофею, что бы он ради своих частых недугов пил не одну лишь воду, но и вино. Зачем, почему  апостол уделил этому место и тысячелетия этот отрывок звучит в наших храмах. Конечно, и потому, чтобы напомнить людям, что не само вино греховно, а пьянство губительно, но  и для того, чтобы   мы видели, что и святые имели немощь такую же как мы. Свт. Иоанн Златоуст приводит 8 причин, по которым страдали и святые люди, которые, как апостол Павел, исцеляли одним словом. Не только Господь дает  в стократ  больше последовавшим за ним, но и оставляет болезни для смирения, ибо гордость опасна для всякого человека, как бы близко он не подошел к Богу.
Среди сонма святых, поминаемых сегодня, я хотел бы отметить свт. Иннокентия Кульчицкого, оставившего ради проповеди Евангелия родную землю, пошедшего на страну далече, но из-за внешних трудностей и интриг своих братьев так и не дошедшего до нее и вынужденного закончить свои дни на краю России. Направленный в Китай Петром Первым для просвещения китайцев, он кознями иезуитов был задержан на границе и несколько лет, бедствуя, без всякого содержания просвещал монголов и бурят в далеком Селенгинске. А когда открылась возможность поехать в страну назначения, из-за интриг  своего собрата остался  на земле иркутской и стал епископом, все так же проводя аскетическую жизнь и просвещая  восточные народы. И в этом виден  Промысел Божий. Насколько тяжела  была его жизнь и нечестиво  было его окружение видно из того, что  занявший его место  архимандрит Антоний (Платковский) был выслан из Китая в Петербург, где был лишен сана и отправлен в  заточение, а вице-губернатор Жолобов, после смерти расхитивший  скромное имущество святителя, был усечен мечем. А святитель после смерти был почитаем народом и через тридцать три года  открылись его нетленные мощи, у которые  несмотря на то, что содержались в сыром месте, не подверглись тлению. Ни мощи,  ни малейшая деталь из облачения. В 1783 году пожар уничтожил Вознесенскую обитель, в которой в Тихвинском храме покоился святитель. Преосвященный Михаил, которого горожане просили спасти мощи, не стал этого делать и только сказал, что если бы покойный угодил Богу, то  ради мощей бог спасет и церковь весь монастырь с тремя храмами и постройками сгорел, а не тронута огнем осталась только Тихвинская церковь. Было зафиксировано более 100 случаев исцеления от святых мощей, которые издавали благоухание. В 1800 году  горожане обратились к иркутскому епископу с  просьбой открыть честные мощи, дошла просьба до Государя, который потребовал от Синода рассмотрения этого дела,  и только в 1805 году они были поставлены в храме для поклонения. Вот такой длинный и скорбный путь, который закончился вечной славой, прошел последовавший за Господом Иннокентий. Бог помогал ему, когда он на этом пути нуждался, и прославил его году. Интересна, еще одна история, связанная со святителем Иннокентием.
На далеком Афоне в середине 19 века был создан русский Андреевский скит. Открыт он был в праздник Казанской иконы Божией Матери.  В 1868 в него приехал епископ Полтавский Александр.  Отцы скита  предложили ему заложить храм в честь Казанской иконы. Но тот к их удивлению отказался и предложил освятить храм во имя иркутского святителя Иннокентия и добавил, что  в свое время Бог пошлет тезоименитого святителю благодетеля, который и построит этот храм. И предсказание  его сбылось,  в обитель поступил богатый золотопромышленник Иннокентий Михайлович Сибиряков, который оставил все последовав за Господом.  Все несметное свое богатство  он отдал на благодеяния и  на строительство Андреевского скита и храма свт. Иннокентия. Сам же принял монашество. И для нас важен его пример не своим меценатством, а следованием за Христом. Схимонах Иннокентий недолго прожил на Афоне, умер в молодом возрасте и  получил награду, обещанную Спасителем всем следующим за Ним  в будущем веке.


Рецензии