Слово в день святителя Иннокентия Иркутского
А в апостольском чтении мы читаем совет апостола Павла своему ученику Тимофею ради телесной немощи употреблять немного вина. Нас жителей северных стран, у которых вино не входит в рацион питания, употребление его сразу наводит на мысль о пьянстве. Это было удивительно и для древних христиан, и понятно, что этому месту свт. Иоанн Златоуст уделил большое внимание. Тимофей был ревностным учеником апостола Павла,который оставил все и последовал за Христом. Когда благочестивый юноша сказал Спасителю, что он оставит все и последует за ним, но только похоронит своего отца, Спаситель ответил довольно резко: "Оставь мертвецам погребать своих мертвецов". А тут Павел советует человеку, оставившему все, вместе с ним прошедшего многие страны и переносившему гонения с ним, пить вино. Что это может деградация христианства, обмирщение? Но нет... Апостол Павел вместе вдруг с важнейшими поучениями и наставлениями, например, как избирать и подготавливать ставленников для принятия сана, вдруг говорит Тимофею, что бы он ради своих частых недугов пил не одну лишь воду, но и вино. Зачем, почему апостол уделил этому место и тысячелетия этот отрывок звучит в наших храмах. Конечно, и потому, чтобы напомнить людям, что не само вино греховно, а пьянство губительно, но и для того, чтобы мы видели, что и святые имели немощь такую же как мы. Свт. Иоанн Златоуст приводит 8 причин, по которым страдали и святые люди, которые, как апостол Павел, исцеляли одним словом. Не только Господь дает в стократ больше последовавшим за ним, но и оставляет болезни для смирения, ибо гордость опасна для всякого человека, как бы близко он не подошел к Богу.
Среди сонма святых, поминаемых сегодня, я хотел бы отметить свт. Иннокентия Кульчицкого, оставившего ради проповеди Евангелия родную землю, пошедшего на страну далече, но из-за внешних трудностей и интриг своих братьев так и не дошедшего до нее и вынужденного закончить свои дни на краю России. Направленный в Китай Петром Первым для просвещения китайцев, он кознями иезуитов был задержан на границе и несколько лет, бедствуя, без всякого содержания просвещал монголов и бурят в далеком Селенгинске. А когда открылась возможность поехать в страну назначения, из-за интриг своего собрата остался на земле иркутской и стал епископом, все так же проводя аскетическую жизнь и просвещая восточные народы. И в этом виден Промысел Божий. Насколько тяжела была его жизнь и нечестиво было его окружение видно из того, что занявший его место архимандрит Антоний (Платковский) был выслан из Китая в Петербург, где был лишен сана и отправлен в заточение, а вице-губернатор Жолобов, после смерти расхитивший скромное имущество святителя, был усечен мечем. А святитель после смерти был почитаем народом и через тридцать три года открылись его нетленные мощи, у которые несмотря на то, что содержались в сыром месте, не подверглись тлению. Ни мощи, ни малейшая деталь из облачения. В 1783 году пожар уничтожил Вознесенскую обитель, в которой в Тихвинском храме покоился святитель. Преосвященный Михаил, которого горожане просили спасти мощи, не стал этого делать и только сказал, что если бы покойный угодил Богу, то ради мощей бог спасет и церковь весь монастырь с тремя храмами и постройками сгорел, а не тронута огнем осталась только Тихвинская церковь. Было зафиксировано более 100 случаев исцеления от святых мощей, которые издавали благоухание. В 1800 году горожане обратились к иркутскому епископу с просьбой открыть честные мощи, дошла просьба до Государя, который потребовал от Синода рассмотрения этого дела, и только в 1805 году они были поставлены в храме для поклонения. Вот такой длинный и скорбный путь, который закончился вечной славой, прошел последовавший за Господом Иннокентий. Бог помогал ему, когда он на этом пути нуждался, и прославил его году. Интересна, еще одна история, связанная со святителем Иннокентием.
На далеком Афоне в середине 19 века был создан русский Андреевский скит. Открыт он был в праздник Казанской иконы Божией Матери. В 1868 в него приехал епископ Полтавский Александр. Отцы скита предложили ему заложить храм в честь Казанской иконы. Но тот к их удивлению отказался и предложил освятить храм во имя иркутского святителя Иннокентия и добавил, что в свое время Бог пошлет тезоименитого святителю благодетеля, который и построит этот храм. И предсказание его сбылось, в обитель поступил богатый золотопромышленник Иннокентий Михайлович Сибиряков, который оставил все последовав за Господом. Все несметное свое богатство он отдал на благодеяния и на строительство Андреевского скита и храма свт. Иннокентия. Сам же принял монашество. И для нас важен его пример не своим меценатством, а следованием за Христом. Схимонах Иннокентий недолго прожил на Афоне, умер в молодом возрасте и получил награду, обещанную Спасителем всем следующим за Ним в будущем веке.
Свидетельство о публикации №220120901477