О портрете М. Ю. Лермонтова работы П. З. Захарова

Прижизненных портретов  Михаила Юрьевича несколько: от  портрета 3-4-х летнего Миши   до зарисовки  на смертном одре, и на всех изображениях он разный.
Ираклий Андроников говорил:   "В этом нет ничего удивительного: даже знакомые Лермонтова расходились во мнениях о нем".

Низкий поклон бабушке Михаила Юрьевича,  Елизавете  Алексеевне Арсеньевой, за то, что она заказала  художникам портреты любимого внука, и эти портреты дошли до нашего времени. 

Самые знаменитые, общепризнанные  художники-портретисты  конца 18-го и первой половины 19 века были Елизавете Алексеевне  недоступны: Боровиковский был уже стар (умер в 1825),  Левицкий ещё старее (умер в 87 лет в 22-м), Кипренский был за границей, Тропинин жил в Москве, Венецианов в Тверской области, Иванов А.И. (учитель Брюллова) жил в Петербурге, да и то, после картины  "Смерть генерала Кульнева" был в немилости у  Николая I.  Брюллов вернулся  из Италии в 1836 году и сразу принялся писать многочисленные парадные портреты русской знати.

Если Елизавета Алексеевна и хотела бы иметь портрет внука работы Брюллова, то встала бы в конец длинной очереди.  А  сам Брюллов, возможно, и не взялся бы изображать Лермонтова, он говорил: "Я как художник, всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел".

Перечислю фамилии художников, которые писали Лермонтова при жизни (кроме, конечно, автопортретов), это: А. Челышев, Александр Клюндер,  Пётр Заболотский,  Дмитрий Пален,  К.А. Горбунов,  П.З. Захаров.

Мне больше нравится этот портрет Лермонтова, написанный  в неярких тонах, не отвлекающих от  лица поэта и служащих для него приятным фоном. Долгое время авторство портрета приписывали художнику Будкину.

Этот портрет имеет  интересную историю происхождения.

Будкин.

В 1834 году Михаил Лермонтов закончил юнкерскую Школу кавалерийских прапорщиков и юнкеров.  Бабушка  захотела запечатлеть новоиспечённого офицера  в портрете.   Она обратилась к Будкину Филиппу Осиповичу,  академику Академии Художеств, мастеру портретной живописи, жившему и работающему  в Петербурге.   Мишелю был сшит  парадный вицмундир, а художнику, видимо, был дан наказ "изобразить Мишеньку  красиво".

Будкин  постарался, он создал поясной портрет  кудреватого Лермонтова  в новеньком вицмундире лейб-гвардии гусарского полка, с эполетами,  в шинели с меховым воротником, драпированной   через   правое  плечо,  и  с  "султаном" в углу слева.   
А ещё прибавил Мишеньке  возрасту лет эдак на 5-10!

Ещё одна примечательность внешности Лермонтова на портрете: он изображён с усами!

Когда Михаил Юрьевич в 1832 году  поступил в  юнкерскую Школу, то по молодости лет усов ещё не имел.   Он сообщил М. А. Лопухиной о своём решении поступить в Школу, и она написала ему в ответ: "Как бы я хотела видеть вас в форме и с усами!"
 
За два года пребывания в Школе Лермонтов повзрослел, возмужал, и усы у него  выросли.  Все военные в николаевской армии  обязаны были носить усы.  Николай I любил повторять,  что усы являются украшением военного человека. На портрете усы у Лермонтова уже есть.   

Когда троюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей в 1834 году   прибыл в Петербург для поступления в Артиллерийское училище и поселился у бабушки, то нашёл в Мишеле  большую перемену:  "он сформировался физически; был мал ростом, но стал шире в плечах и плотнее, лицом по-прежнему смугл и нехорош собой; но у него был умный взгляд, хорошо очерченные губы, черные и мягкие волосы, очень красивые и нежные руки ... "

Два года пребывания  в юнкерской Школе для "нежного бабушкина  внука"  были суровым испытанием, поневоле возмужаешь!  Этот его поступок (стать военным) был не понят ни родственниками, ни друзьями.  Он и сам ругал себя за то, что поддался  примеру друзей, сознательно готовивших себя к военной службе ( Алексей Столыпин (Монго), Николай Юрьев, сосед по пензенскому имению Михаил Мартынов, брат будущего убийцы). 

Лермонтов писал Александре Верещагиной: "Теперь, конечно, вы уже знаете, что я поступаю в Школу гвардейских юнкеров… Если бы вы могли представить себе всё горе, которое я испытываю, вы бы пожалели меня. Не браните же более, а утешьте меня, если обладаете сердцем…"

Мария Лопухина писала Лермонтову:  "Я не могу вам выразить огорчение, которое причинила мне дурная новость, сообщенная вами… Я не знаю, но думаю всё же, что вы действовали с излишней стремительностью, и, если я не ошибаюсь, это решение должно было быть вам внушено Алексеем Столыпиным, не правда ли?…"

Через год после поступления в Школу (1833) Лермонтов написал горькое стихотворение "Юнкерская молитва":

Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алехин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять —
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.

Перед зачислением в юнкерскую Школу  всех  поступающих  определяли по будущим полкам. Лермонтов был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк на правах вольноопределяющегося унтер-офицера.

Через два года обучение в школе закончилось.  22 ноября 1934-го года  Лермонтов высочайшим приказом был произведен по экзамену из юнкеров в корнеты своего лейб-гвардии Гусарского полка.
Он написал в письме М.А. Лопухиной: "Двух страшных годов как небывало..."

Вернёмся к портрету.

Елизавета Алексеевна во время обучения внука в юнкерской Школе жила в в Петербурге на съёмной квартире.  Когда Лермонтов стал офицером и переехал в Царское село, где была штаб-квартира лейб-гвардии Гусарского полка, бабушка последовала за ним и сняла квартиру в Царском селе.

Елизавета Алексеевна смирилась с военной долей любимого внука, но гордилась тем, что он гвардейский офицер. Портрет, написанный Будкиным,  был всегда при ней, это "всё  равно, что Мишенька рядом". Портрет очень нравился бабушке, и  она не расставалась с ним до самой своей смерти в 1845 году.

Тарханы по наследству перешли к бабушкиному брату Афанасию Алексеевичу Столыпину. Жить  в Тарханах  наследник не захотел и уехал  в своё саратовское  имение Нееловку.  С собой увёз  лишь некоторые памятные вещи, среди них  эполеты и портрет Мишеля.
 
После смерти Афанасия Алексеевича  владельцем картины  стал его сын, после  портрет перешёл к его дочери и внучке. Последним местонахождением  портрета  была подмосковная усадьба Столыпиных  Мураново.

Там, в Мураново,  в 1938 году портрет увидел  известный искусствовед и знаток  старины Н. П. Пахомов.  Николай Павлович  осмотрел картину и на  обороте обнаружил надпись, написанную курсивом: "Писал Будкин, 1834 г. С.-Петербург".

Портрет был направлен  в музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, как портрет Будкина, а в 1948 году  был  передан  в  Институт русской литературы (Пушкинский дом).  Возможно, портрет до сих пор находится в ПД, потому что никаких данных, где он может быть, в Интернете нет.

В 1905 году  в Петербурге в Таврическом дворце была устроена "Историко-художественная благотворительная выставка русских портретов"  в пользу вдов и сирот  павших в бою воинов.  На выставке был представлен портрет  Лермонтова с надписью "Писал Будкин в Санкт-Петербурге в 1834 г.

То есть автором портрета стал считаться Ф.О. Будкин, несмотря на то, что ещё в  1865 году М.Н.  Лонги;нов,  русский  писатель и главный цензор России (с 1871 года писал: "Мы коротко знали Лермонтова, и можем отнести этот портрет к 1839 году и засвидетельствовать, что он (хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож, и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова".

Так когда написан портрет - в 1834 году или через пять лет в 1839?

Не Будкин?

При дотошном  исследовании портрета  специалисты-искусствоведы  установили, что надпись на  обороте не принадлежит  Филиппу Осиповичу  Будкину. Этот  художник  всегда подписывал свои работы печатными буквами и слово "писал" никогда не использовал.  А на портрете Лермонтова надпись  сделана прописью!

Кроме того, по свидетельству современников, Будкин хоть и был академиком АХ, но  считался посредственным живописцем,  в то время как живописная техника портрета Лермонтова отличалась высоким мастерством.

Искусствоведы и военные знатоки вновь исследовали портрет и увидели, что эполеты на портрете имеют четыре завитка шнура. Это новшество было введено в гвардии и армии в декабре  1837 года для единообразия военной формы. Была  введена новая форма офицерских эполет с прибавлением четвертого узкого витка. До этого времени офицеры носили эполеты с тремя витками.  У Лермонтова на портрете мундир украшен эполетами нового образца -  с четырьмя витками. 

Эти подлинные эполеты Лермонтова в настоящее время хранятся в Лермонтовском зале  ИРЛИ.  Сначала эполеты после  гибели внука хранила бабушка в Тарханах, потом их увёз (с портретом) А.А. Столыпин в Неёловку.

Также при внимательном рассмотрении заметили,  что  на левом   эполете заметно прорисована  серебряная звёздочка. Она располагалась сбоку и было ясно, что имеются ещё две, не прорисованные художником. Три звёздочки означали  чин поручика, а поручиком Лермонтов стал  в 1839 году.

6 декабря 1839 года был опубликован высочайший приказ о том, что "по кавалерии: производятся на вакансии лейб-гвардии Гусарского полка… из корнетов в поручики… Потапов, Лермонтов и князь Вяземский 3-й". Подписан приказ военным министром графом  Чернышевым.

Доказательства весомые.  Так что,  портрет  Лермонтова, якобы написанный  в 1834 году Будкиным,  на самом деле  написан в 1839 году совсем другим художником.

Кем?

Лермонтов был знаком с Андреем Николаевичем Муравьёвым,  драматургом, поэтом, путешественником, духовным писателем и историком церкви. Они  познакомились в  1834 году через художника и скульптора  М. И. Цейдлера,  приятеля Лермонтова. Цейдлер  принёс Муравьёву  тетрадь стихов Лермонтова и одну из ранних редакций "Демона".  Муравьев прочёл и был  потрясён мощной поэзией молодого поэта. 

Муравьёв, встревоженный  состоянием отца, который  был "уже в болезненном положении", решил заказать портрет родителя. Ему порекомендовали одного искусного художника, академика АХ, замечательного портретиста Петра Захарова.  Захаров был очень талантлив, и сам Карл Брюллов называл его своим преемником в области портретной живописи.

Лермонтов захотел написать портрет Муравьёва и узнал, то у того уже есть портрет, написанный художником Захаровым. Лермонтов заинтересовался художником и познакомился с ним.

Узнав, что новый знакомый Мишеньки хороший художник,  бабушка Елизавета Алексеевна тут же пожелала заказать у него портрет внука.  В 1839 году Захаров создал тот самый портрет, который приписывали Ф.О.Будкину. 

Художник и поэт были ровесниками (Захаров на 2 года моложе).  Во время сеансов они много беседовали, большей частью о Кавказе – любимая тема обоих.  Захаров родился на Кавказе, Лермонтов там служил.  У художника была непростая судьба, которая  вдохновила Лермонтова на создание поэмы "Мцыри".

С портрета Лермонтова работы Захарова была сделана фотография для родственника Лермонтова Столыпина. С фотографии в Лейпциге у Ф.А.Брокгауза была создана гравюра по стали.
На гравюре чётко видны три звёздочки поручика, что доказывает создание портрета в 1839 году.

Так чья надпись?

Сравнивая портрет 1834 года с портретом 1839 года, можно найти некоторые отличия. Есть предположение, что оба портрета писал П.З.Захаров - сначала корнета Лермонтова, затем поручика Лермонтова.

Также есть предположение, что надпись сделана кем-то на копии первого портрета Захарова, которую сделал Будкин. В заметке из "Художественной газеты" за 1838  год упоминалось, что  Ф.О Будкин прекрасный копиист.

Местонахождение первого портрета неизвестно.


Илл.
Слева портрет М.И.Лермонтова художника П.З.Захарова 1839 года.
Справа гравюра на стали (Лейпциг, Ф.А.Брокгауз)


Рецензии