Георгий-Ярило

Познавательно-развлекательная статья(14+) об единении христианских и языческих верований.
* * * * *

9 декабря (26 ноября по ст. ст.) – Юрьев день или Егорий Зимний. Православные христиане отмечают День святого Георгия Победоносца, воина и сына воина, мученически погибшего за христианскую веру.

По преданию Великомученик Георгий родился в городе Бейруте у подножия Ливанских гор, был сыном богатых благочестивых родителей и выделялся среди сверстников умом, физической силой и красотой.
Пойдя по стопам своего отца, достигнув совершеннолетия, поступил в воинскую службу, где проявил себя как храбрый воин и, достигнув звания тысяченачальника, сделался любимцем императора (284 – 305г.г.) Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем и фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Возмущённый жестокостью по отношению к христианам Великомученик Георгий восстал душою против несправедливости и, зная о предстоящей расплате за свободомыслие, распустил на волю своих рабов, роздал всё своё имущество нуждающимся и явился к Диоклетиану, объявив себя христианином, обличая императора в жестокости и несправедливости.

Диоклетиан не стал спорить с новохристианином, а приказал заключить  вольнодумца в темницу и подвергнуть пыткам, применяемым ко всем непокорным отступникам старой языческой веры.
Великомученика Георгия заключили в колодки и положили спиной на землю, придавив грудь огромным камнем, что не сломило дух заключённого. Тогда мучители, изощряясь в жестокости, стали бить святого воловьими жилами, заставляя бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, колесовали (растягивали за руки и за ноги) и бросали в негашеную известь. Святого мученика, перенесшего публичные страдания с молитвой на устах, император приказал казнить. Георгию отрубили голову мечом в Никомидии в 303 году.
Видя страдания, не поколебавшие веру во Христа, и мужество Святого Георгия, многие язычники перешли в христианство, включая и жену императора Диоклетиана – Александру.
Уже после кончины своей, Святой Георгий совершил чудеса воинской храбрости, запечатленных в иконографии.
Близь города Бейрута, недалеко от Ливанских гор раскинулось большое озеро, в котором жил огромный змей. Ежедневно ему на съедение горожане отдавали своих детей. И когда змей потребовал на съедение дочь царя, верхом на коне и с копьём в руке появился Георгий, со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» он пронзил копьём змея, а затем раненому отрубил голову. Всё население города после этого чуда крестилось, а великомученику Георгию дали имя Победоносец.

После христианизации Руси языческим богам дали новые, христианские, имена, соединив в единое два культа, постепенно вытесняя исконно славянский. Так Ярило, языческий солнечно-плодородный бог-покровитель земледелия и скотоводства, трасформировался в христианского святого Георгия, ставшего Егорием и Юрием: георгос (йоргос – по гречески земледелец) а в форме «Юрий» – этимологическая связь с именем Ярилы.
Святой Георгий, как и Ярила, изображался в виде прекрасного молодого всадника на белом коне. Миф о победе Георгия над Змием – вариация на тему языческого предания о победе Ярилы над змеёй Ламией, терроризировавшей Царьград. Белый конь Ярилы так и остался символом, положенным каждому рыцарю-избавителю девы.

Соединение христианства и язычества, породило не только общие празднества, но и приметы. В народе говорили: «Один Егорий – голодный (весенний), другой – холодный (зимний)» – 23 апреля и 26 ноября по старому стилю (6 мая и 9 декабря по новому стилю). Егорий Вешний и Егорий Зимний делили календарный год на два полугодия – «дмитровское» (зимнее) и «юрьевское» (летнее).  Этнограф и лексикограф, собиратель фольклора Владимир Иванович Даль писал об обычае кормить пастухов «на весеннего Юрия» мирской яичницей; а яичный желток, как и блин, у славян-язычников символизировал солнце. Здесь за Святым Георгием (Юрием-Ярилой) осталось «сферой влияния» теплое время года, период наибольшей солнечной активности.

Святой Георгий стал не только воином, но и повелителем диких зверей и стад. Считалось, что всякая скотина «зарезанная» лесным зверем – жертва Егорию, он отдаёт зверью то, что могло бы быть во вред человеку; потому в Юрьев день отказывались от охоты, чтобы не навлечь на себя гнев Святого. Так как Ярило благоволил трудолюбивым, в Юрьев день запрещалось лежать и бездельничать.
На Руси Георгия Победоносца считали покровителем не только земледельцев, но и воинов, храбрецов и… разбойников, а также животного воплощения последних – волков. Потому в Егорьев день не начинали путешествия, а если были вынуждены выехать со двора, то лишь после молитвы ко Святому о заступничестве и сохранении имущества и самой жизни или отслужить молебен о благополучном завершении пути, если таковой предстоял дальний.

К Егорию старались вернуть все долги, чтобы будущий год был удачным. Потому в этот день взимали с крестьян оброк и недоимки. Именно в этот день крепостные имели право отказаться от барщины и уйти, выкупившись, от своего хозяина. Как символ очищения от долгов материальных закрепился обычай Юрьева дня – париться в бане с дубовыми вениками.
К Юрьеву дню старались обить все двери войлоком или рогожей, утеплить окна и погреба, чтобы мороз не проник в дом, т.к. наступала «настоящая» зима – «С Егория медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам».
Приметы на зимнего Егория:
волк воет поблизости от жилья – к сильным морозам;
вода в колодце идет рябью – к сильному ветру и метели;
воды в водоёмах не замёрзли, но застыли – вся зима будет безветренной, тихой;
на Егория мороз – будет просо и овёс.


Рецензии