Одесский художник Натан Фраерман

Теофил Борисович Фраерман – личность в одесских художественных кругах легендарная. Великолепный живописец и педагог, он стал учителем для знаковых художников в масштабе не только Одессы, но и всей страны. Особенно для таких художников, как Евгений Кибрик, Юрий Егоров, Олег Соколов, Дина Фрумина, Илья Шенкер. Валентин Хрущ, который не смог учиться у него в силу возраста, посетил посмертную выставку Фраермана. Он заявил, что считает себя учеником Фраермана. Почти все ученики оставили записки о Фрармане, в которых пишут о нём с огромным уважением и теплотой.
Теофил Фраерман родился в 1883 году в Бердичеве, в 14 лет приехал в Одессу и начал обучение в Одесской рисовальной школе, после которой в 1897-м поступил в училище – прямиком к Кириаку Константиновичу Костанди. Окончив в 1902 году училище, Теофил Фраерман повторяет путь большинства талантливых художников-евреев того времени – уезжает учиться в Мюнхен в школу Ашбе, а затем в Париж, где живёт восемь лет – с 1906-го по 1914 год. Леся Войскун в предисловии к каталогу знаменитой израильской выставки «Одесских независимых» пишет, что Фраерман учился в парижской художественной школе (L’Ecole des Beaux-Art) у Габриэля Феррье, «известного своим строгим академическим методом обучения».
В 1908 художник впервые выставляется на «Осеннем салоне» в Одессе и  быстро приобретает авторитет в художественной среде. В 1908 году он становится членом жюри «Одесского художественного салона». Он дружит с Матиссом, общается с Огюстом Роденом, работает с Дега, выставляется в «Салоне независимых» в Париже. В 1914-м Фраерман переезжает в Лондон, а в 1917-м «имеет неосторожность», (как говорила Дина Михайловна Фрумина), вернуться в Одессу – потому что его мама тяжело больна. Думал, что едет ненадолго, а оказалось, что приехал навсегда. В художественном мире Одессы того времени основная линия напряжения проходит между традиционалистами из "ТЮРХА" и молодыми «независимыми». Фраерман примыкает к независимым художникам, сближается с Нюренбергом, Гершенфельдом, участвует в совместных выставках. Тогда же у него появляются идеи, многим из которых не суждено было сбыться в жизни: идея эмигрировать в Эрец-Исраэль и создать там Академию современного искусства; организовать в Одессе выставку работ еврейских художников наподобие выставок киевской «Культур-Лиги». И всё же организаторский талант Теофила Борисовича нашёл себе применение – он организует в Одессе «Народный художественный музей» и «Музей еврейской культуры». Галерея старинной живописи осуществляется позже в созданном им «Музее народного искусства».  Теофил Борисович стал первым директором музея. В квартире при музее он прожил всю свою жизнь, за исключением военного периода – 1941-1944 годов, когда он руководил эвакуацией экспонатов музея в Уфу. А после освобождения Одессы он вновь обустраивает экспозицию в родных стенах. Фраерман много преподавал в одесской художественной профшколе, институте ИЗО (позже ставшем "Художественным училищем", преподает в строительном институте, где получил звание профессора. А в это время европейская школа развивается и идет своим оригинальным путем,  пробиваясь сквозь каноны соцреализма. Постоянные упрёки в свойственном ему формализме приводят к тому, что в 1949 году Фраермана  отстраняют от преподавательской работы. До нынешнего времени дошло совсем немного работ художника Фраермана тех лет. В одесских музеях исчезают ставшими популярными в Париже полотна раннего Фраермана. И только за год перед его смертью, в период хрущёвской оттепели, Фраерман возвращается к своему любимому стилю и делает серию гуашей, в которых чётко видна парижская школа. Эти работы экспонировались на посмертной выставке Фраермана в 1957 году.Сегодня эти полотна стоят в Европе сотни тысяч долларов. В СССР не оценили должным образом полотна Фраермана.

 ...Илья Шенкер, учившийся у Теофила Борисовича Фраермана, рассказал на вечере в его учителя : «Не все одесские художники оказались в эмиграции, Теофил Фраерман остался в Одессе, и я имел счастье у него учиться. Советская власть была ему поперек горла. Он много рассказывал о своих путешествиях по Европе и жизни в Париже. Италия и Франция для него были художественным раем. Теофил Фраерман тепло относился к студентам. Это был настоящий интеллигент без всяких копеечных интересов. Настоящий человек. Благодаря Фраерману в Одессе двадцатых и тридцатых годов сохранилась настоящяя художественная атмосфера.
По мнению художника Михаила Рашковецкого, ученики Фраермана смогли сохранить манеру его живописи, что позволило искусствоведам впоследствии говорить о специфической «одесской школе» живописи (в том числе – андеграунда) в 1960-70-е годы. Во многом благодаря Фраерману в Одессе не умерла сохранилась художественная культура начала ХХ века.
До обидного мало работ Теофила Борисовича дошло до наших дней. Только благодаря репродуцированию на открытках мы можем увидеть, как выглядел его знаменитое полотно «Еврейский портной». Другие работы с еврейской тематикой, увы, не сохранились. В Музее истории евреев Одессы экспонируется пастельная картина: «Портрет неизвестного» 1925 года. Огромным открытием стали 12 ранних работ мастера, сохранившихся в Израиле в коллекции Якова Перемена, о которой я уже упоминал в этой статье. Работы выполнены в стиле «Бубнового валета». Среди них – «Голова Христа», «Пророк», «Голова Иоанна», «Жираф» и другие.
Будем надеяться, что это не последние находки, ведь интерес к личности и творчеству Теофила Борисовича Фраермана сейчас очень высок.
 
...Я мечтал написать о художнике Мидлере, Юхневиче, Нюренберге... Амшей Маркович Нюренберг родился в Елисаветграде в 1887 году. С 1904-го по 1910-й он учился в Одесском художественном училище у Кириака Константиновича Костанди, затем уехал продолжать обучение в Париж. Вернулся в Одессу в 1913 году из-за проблем со здоровьем. Амшей Нюренберг – человек удивительной судьбы, о его жизни можно снимать фильм  и писать приключенческие романы. Он создал мастерскую в знаменитом парижском «Улье». Ротал с Марком Шагалом в Париже. Поддерживал отношения всю жизнь; был активным участником одесского "Общества независимых художников", хотя собирался одно время уехать вместе с Яковом Переменом в Палестину и организовать там "Академию современного искусства". Он с радостью встретил революцию и в 1917 году. Руководил в Одессе "Комитетом по охране памятников"; бежал от деникинцев и много раз был на грани жизни и смерти. В начале 20-х работал у Маяковского в «Окнах РОСТа»; позже преподавал по Вхутемасе. Среди его ближайших знакомых был Исаак Бабель, Ильф, Фазини, Кончаловский, Грабарь, Татлин, Лентулов. Нюренберг был не только талантливым художником – он оставил великолепные заметки о своей жизни, которые недавно опубликовала его внучка Ольга Тангян-Трифонова (писатель Юрий Трифонов был зятем Нюренберга). В этих заметках раскрывается его характер бодрого, неутомимого оптимиста. Амшей Нюренберг умер в Москве в возрасте 91 года, пережив жену и дочь, и похоронен на Ваганьковском кладбище. Во "Всемирном клубе одесситов" в 2009 году состоялась выставка копий его графических работ по тематике иудаики, которые привезла в Одессу Ольга Тангян.
 
....Еврейская тематика присутствовала в творчестве Нюренберга постоянно. Об этом свидетельствует хронология его работ, многие из которых были выставлены в Одессе: «Уличный торговец и музыкант» (1908), большая серия рисунков из Винницы, датируемых 1926-1929 годами: Полотна «После погрома», «Учитель из Винницы», «Часовых дел мастер», «Старик за столом»; 1936 годом датирован рисунок «Отдыхающая работница еврейского колхоза и (колонии)», 1938-м – появляется в Одессе на выставке полотно: «Ерусалимский старожил», 1943-м – «Портной-философ». В 1963 году Амшей Нюренберг отправляется писать картины в Переяслав, на родину Шолом-Алейхема. Этим же годом датирован целый альбом по мотивам творчества писателя, одна из работ называется («Шолом-Алейхем в окружении своих героев»). Она репродуцирована в книге воспоминаний художника «Амшей Нюренберга: "Одесса-Париж-Москва», изданной в Москве и Иерусалиме в 2010 году.
Новая волна интереса к творчеству Амшея Нюренберга возникла в 2006 году, когда в Израиле открылась выставка работ «одесских парижан». Полотна были привезённы в Эрец-Исраэль Яковом Переменом. 22 апреля 2010 года треть этой коллекции (86 работ) на торгах аукционного дома «Сотбис» в Нью-Йорке купил "Фонд украинского авангардного искусства", одним из основателей которого является киевский коллекционер Андрей Адамовский. Буквально в ближайшие дни, с 14 по 29 июня 2011 года, "Русско-американский фонд культуры" в рамках в рамках знаменитого фестиваля «Наше наследие», который проходит в Нью-Йорке, открывает выставку «Искусство украинского авангарда": картины "Одесские парижане». В анонсе указано: «Выставка из коллекции Бориса Фуксмана, Андрея Aдамовского и Александрa Сусленского" представляет работы членов «Обществa независимых художников» – авангарднoй группы, основаннoй в Одессе в 1910-е гг.» Так что интерес к работам Нюренберга и других одесских независимых сегодня очень велик.
Кстати, единственный портрет Якова Перемена в форме дружеского шаржа был выполнен именно по эскизу Амшея Нюренберга.
 
...Имя Иосифа Островского возникает первым, когда думаешь об одесских художниках нашего времени, разрабатывающих тему иудаики. Ведь если у большинства остальных художников-евреев эта тема присутствовала в творчестве в большей или меньшей степени, то для Иосифа Островского она стала ключевой, основополагающей, центральной. Еврейский цикл конца 70-х – начала 90-х годов стал стержневым в его творчестве. Несколько сотен его живописных и графических работ хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях Украины, России, Израиля, США, Японии, Италии и других стран. Достаточно назвать имена тех, в чьих коллекциях находились и находятся работы Островского, чтобы понять уровень его популярности: Аркадий и Константин Райкины, Пётр Тодоровский, Зиновий Гердт, Михаил Козаков, Александр Кайдановский, Михаил Жванецкий. Забавный факт – во времена массовой эмиграции одесситов в начале 90-х их более расторопные родственники и друзья писали «оттуда»: «Ничего лишнего сюда не бери. Вези льняное постельное бельё и Островского».
Иосиф Меерович Островский родился в 1935 году на окраине Шепетовки, в еврейском местечке Судилково. Многие жители шепетовской окраины соблюдали традиции, праздновали шабат, ходили в синагогу; мужчины изучали Тору и Талмуд. Мама Иосифа следила за кашрутом и зажигала субботние свечи.
 
...Пятнадцатилетним парнем Островский уезжает из Шепетовки в Одессу и поступает в Одесское художественное училище. Его учителями были Дина Михайловна Фрумина и Любовь Иосифовна Токарева-Александрович. После службы в армии он возвращается в Одессу и живёт в нашем городе до 1989 года, без малого сорок лет. Талантливый художник и отличный рисовальщик, Иосиф Островский довольно быстро обрел признание, а затем на картины появились госзаказы. В марте 1978 года в "Одесском музее западного и восточного искусства" состоялась большая персональная выставка, на которой экспонировалось около 130 его работ. В работах было чётко видно, как художник, пытаясь выйти за рамки «официоза», искал свой стиль, свою тематику, словно бы перебирая манеры парижских школ живописи. Поражает воображение его южнорусский импрессионизм, советский «суровый стиль». В это же время, наряду с «официальными» работами, он начинает  свой знаменитый "еврейский цикл", который сперва писал «в стол», никому не показывая. Однажды, в 1983-м, он пригласил в мастерскую «на пару слов и рюмку вина » своего друга, знаменитого одесского журналиста Евгения Михайловича Голубовского, и показал свои работы. «Мы пробыли в мастерской целый день, – пишет Голубовский, – двух часов не хватило: я познавал совершенно нового для меня мастера живописи  Островского, продолжателя традиций еврейской школы живописи, мудрого мастера, чей внутренний свет созвучен Михоэлсу, Зускину, тому же Михаилу Коцюбинскому. Признаюсь, посмотрев эту галерею, я сразу решил – необходима выставка его картин, нужно ломать стереотип «советского Островского», нужно показать, что и после работ Фраермана 20-х годов существует в Одессе еврейская живопись "Нового времени", менее изысканная, но более тёплая и очеловеченная».
 
Голубовский знакомит Островского с жившим в Одессе еврейским писателем Нотэ Лурье, который был членом редколлегии единственного тогда в СССР еврейского журнала«Советише Геймланд».  В  1984-м году в редакции журнала «Советише Геймланд» в Москве состоялась первая выставка работ «еврейского цикла» уважаемого художника Голубовского. Это был довольно смелый шаг. Ведь за несколько лет до этого в мастерскую художника наведались «искусствоведы в штатском», интересуясь  работами  еврейских художников. цикла. Это были «искусствоведы» в штатском из КГБ. Только благодаря  содействию председателя Одесского Союза художников Вячеслава Божия удалось убедить  сотрудников КГБ в том, что эти работы по написаны с оттенком еврейской иронии по форме, но выдержаны в духе соцреализма. социалистические по содержанию» «национальные, автора не тронули. А в 1988 уже в Одесском художественном музее состоялась «Выставка четырёх»: Олега Волошинова, Иосифа Островского, Юрия Коваленко и Евгения Рахманина. Островский показал на выставке 30 работ – все из «еврейского» цикла. Он вышел из «подполья».
Михаил Рашковецкий в статье «Еврейские сны» Иосифа Островского» пишет: «Еврейский цикл» конца 1970-х – начала 1990-х, безусловно, занимает главное место в творчестве И.Островского. Именно в свете работ этого периода предшествующие этапы его творческого пути обретают особый смысл и ценность.
Островский сравнивал воспроизведённые им на холсте образы со снами, с воспоминаниями, всплывающими из такого «далёка», которое не сопоставимо с конкретными временными границами детских впечатлений.
Это – «сны-воспоминания» о самом себе, о своей подлинной человеческой сути. Они долгое время «мучили» Островского, не давали ему покоя. Без творческого воплощения таких снов он не мог по-настоящему состояться как художник».
В 1989 году Иосиф Островский с семьёй переезжает в Израиль. В Израиле он продолжает много работать, выставляться, становится главным художником города Сдерота. Но здоровье – основная причина переезда – продолжает ухудшаться. Израильские врачи подарили художнику четыре года жизни. В 1993 году в возрасте 58 лет Иосиф Островский скончался.
 
Александр Ройтбурд
Александр Ройтбурд – самый, пожалуй, знаменитый сегодня одесский художник, живущий, правда, большей частью в Киеве. Да что одесский – украинский. До недавнего времени проданная на аукционе «Филлипс де Пюри» в Лондоне его работа «Гуд бай, Караваджо» держала «ценовую» пальму первенства среди работ украинских мастеров.
 
Александр Ройтбурд. Автопортрет
Александр Анатольевич Ройтбурд родился в 1961 году в Одессе и в 1983-м окончил художественно-графический факультет Одесского педагогического института, где учителем его был знаменитый Валерий Арутюнович Гегамян. В конце 80-х вместе со своими однокурсниками Василием Рябченко и Сергеем Лыковым, а также Еленой Некрасовой он создаёт группу трансавангарда, которая сразу стала заметным явлением в городе. В начале 90-х Александр Ройтбурд с Михаилом Рашковецким создают в Одессе ассоциацию «Новое искусство», деятельность которой в итоге привела к открытию в нашем городе Центра современного искусства Сороса, где художник был председателем Наблюдательного совета. В начале 2000-х он руководит галереей Гельмана в Киеве – самой, пожалуй, заметной в те годы выставочной площадкой в украинской столице. Если ещё добавить, что работы Александра Ройтбурда находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, масштаб художника становится очевидным.
 
Александр Ройтбурд. Битлз
Сам художник в беседе со мной подчеркнул, что он практически не работает с еврейской «тематикой» как с каноном, потому что любой канон слишком узок. Скорее нужно говорить о еврейской метафизике, мифологии и поэтике в его работах. А уж они присутствуют в творчестве Александра Ройтбурда сполна. Достаточно посмотреть на очень любимую мной знаменитую его работу 1988 года «Сидящий пророк», которая была отмечена премией Академии художеств СССР и закуплена в коллекцию Одесского художественного музея, что для работы столь молодого художника в те времена было делом невиданным. И в 90-е, и в 2000-е множество его работ пронизаны этой еврейской поэтикой, я бы даже сказал – еврейским мироощущением. Да и названия говорят сами за себя – например, работа 2010 года «Еврейская невеста Рембрандта». В том же году художник начал серию «Халоймес», самой яркой, на мой взгляд, работой в которой является «Bon Jour, Monsieur Cohen» – она была выставлена в конце года в одесской галерее «ХудПромо». А уже в начале 2011 года начата новая серия «Если в кране нет воды…».
 
Александр Ройтбурд. Пушкин
«Если в кране нет воды, значит... – улыбается Ройтбурд и продолжает известное одесское четверостишие на свой манер: –виноваты евреи! Не исключено, что  Эрнест Хемингуэй в детстве тоже был еврееем. Позвольте автору на минуточку  развить тему ксенофилии. Только не путайте с ксенофобией. Ксенофобия – это страх, а ксенофилия – влечение, любовь». Идея моего полотна –, говорил автор  известных персонажей мировой культуры (и не только) изобразить знаменитых художников и писателейвсего мира так, как если бы они были евреями. Первым стал Александр Сергеевич Пушкин, за ним последовали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Энди Уорхол, Тарас Шевченко и «Битлз». «Я беру попсовых персонажей, фамилии которых на слуху. Главная фишка – отсутствие среди героев настоящих евреев, а в Одессе среди таковых – большинство известных личностей. К примеру, зачем надевать на того же Жванецкого ермолку, если и так ермолки надеть некуда». В планах – 15 портретов, а там – как пойдёт.
Новые подходы, новые приёмы, новая эстетика – и старые, как мир, тематика и мироощущение.
Этими шестью именами отнюдь не исчерпывается перечень одесских художников, в чьём творчестве присутствует еврейская тематика. Можно вспомнить ещё Иосифа Константиновского (Жозефа Констана), родившегося в семье одесситов в Яффо, окончившего Одесскую рисовальную школу и продолжившего образование в Париже, друга Амшея Нюренберга, вместе с которым в первые дни после прихода в Одессу большевиков он вошёл в состав бригады революционных художников, где участвовали также Максимилиан Волошин, Александра Экстер, Сандро Фазини, родной брат автора романа «Двенадцать стульев», Илья Шмойлович Файзинберг. Отец и второй брат Иосифа погибли во время погрома в Елисаветграде в 1919 году. Это настолько повлияло на художника, что в том же году на пароходе «Руслан» он уплывёт в Эрец-Исраэль и уже никогда не вернётся в Советскую Россию. Константиновский после 1923 года жил в Париже и под псевдонимом Мишель Матвеев написал несколько широко известных книг, главная из которых – роман «Загнанные» (1933), переведённый на шесть языков, где речь идёт о жертвах погрома и дальнейшей судьбе уцелевших после него.
Другой одессит – Ефим Ладыженский, много лет проживший в Москве, а потом эмигрировавший в Израиль, – создал цикл иллюстраций к произведениям Исаака Бабеля, в том числе к «Конармии». Книга с его иллюстрациями, подготовленная по инициативе Всемирного клуба одесситов, сейчас выходит из печати в Одессе. В 60-е годы Ладыженский создал цикл произведений «Одесса моего детства», среди которых множество иллюстраций к жизни тогдашней «еврейской» Одессы.
Отчётливо пронизаны еврейской поэтикой, еврейским мироощущением произведения работающих сейчас в нашем городе Моисея Черешни и Юрия Зильберберга. В конце 2010 ушёл из жизни Давид Тихолуз, подписывавший свои картины так: «Давид Тихолуз. Одессит, художник, еврей». Долгие годы он не был известен широкой публике, и выставки его работ, прошедшие во Всемирном клубе одесситов и затем в Одесском музее западного и восточного искусства, стали одним из самых ярких открытий последних лет.
Традиция «еврейской» живописи в Одессе жива.


Рецензии