Первая ёлка и Дед Мороз 31 декабря 1947 г

       Посмотрев  выпуск передачи «Место встречи» - «Здравствуй вирус в Новый год! я решила вспомнить свою встречу  1948-ого года и первую в нашей жизни ёлку…
        Мне исполнилось 8 лет и я уже училась во втором классе школы - 4-хлетки рядом с домом МЭС, где работал отец в качестве главного инженера.  Младшей сестрёнке Ирочке  к этому времени исполнилось 6 лет. Брат Виктор учился в 10-м классе мужской школы, готовился получить золотую медаль и поступить в МГУ или МЭИ. Наш старший брат  Евгений после Победы в 1945-м  получил бесценную награду – бесплатное высшее образование в институте имени Баумана в Москве по ускоренному курсу за 3 года.

       Отец получил справку об отбытии наказания ещё в 1944 году, но то, что родители являются «врагами народа», а Евгений не сын нашей мамы - мы не знали. Нашу большую семью покинули эвакуированная в Чимкент из Ленинграда тётя Нина – сестра мамы с двумя детьми и тётя Маруся из г.Сталино (ныне Донецк), оставив у нас слепую бабушку...
        Наши умные и образованные родители понимали, что для ребёнка важно, чтоб его любили, а жить будущему Человеку Разумному ненавидя кого-то – это настоящее горе для любого Хомо Сапиенс.

        Даже в военное время вечерами, с керосиновой лампой, когда мы перебирали зёрна пшеницы, зараженной долгоносиком, бабушка читала нам сказки Л.Толстого, Бажова и Пушкина, отец играл с Витей в шахматы, шашки и карты. На новогодний праздник мы получали кулёчки с конфетами, чашку какао и самодельные игрушки, а на Пасху под руководством бабушки я любила раскрашивать яйца акварельными красками. В прошлый Новый год я получила от отца маленький самоварчик, даже с конфоркой над трубой, который он сделал сам в своём цеху по изготовлению снарядов. Но в декабре 1947 года отец сумел «достать» настоящую ёлку – арчу и родители решили пригласить для нас с сестрёнкой Деда мороза в лице нашего брата – Виктора.

       Бабушка по линии отца  окончательно ослепла и уже с постели не вставала, а шустрая бабушка Шура помогла маме сшить для любимого внука Виктора настоящий костюм Деда Мороза. Отец принёс небольшую арчу, коробочку ёлочных украшений, пачку флажков и пачку маленьких свечей на прищепке еще 30 декабря 1947 года. Электроэнергию в наш дом провели только в 1944 году, а установка ёлок перед Рождеством и Новым годом разрешалась только в частных домах. Чтобы отвести мои подозрения от «фальшивого» Деда Мороза, мама, поручая мне с братом нарядить «ёлочку» сказала:
       - Коллектив МЭС и наш директор решили пригласить для меленьких детей настоящего Деда Мороза с мешком подарков. Наша квартира первая, поэтому он  первым придёт к нам, а ты с Ирочкой должны поздороваться, а потом показать дедушке, что вы умеете.
        Я поверила маме и спросила брата, что мне лучше показать артисту, Витя
посоветовал прочитать стихи – отрывок из Маяковского или Пушкина.

        Мама уже с 3-х лет внушила мне, что я должна слушаться брата и помогать грудной сестрёнке, которая слабее меня. А мой брат, старше меня на 7 лет ощутил себя моим учителем и руководителем по жизни. Он любил меня не только поучать, но и эксплуатировать в приготовлении проявителя и фиксажа  для его плёночного фотоаппарата, а также в прослушивании стихотворений,  доставке записок о свидании к его любимой девушке в тайне от родителей.
        Я была слушателем  стихов, которые он учил, читая с выражением буквально с трёх лет и мама смеялась, когда я ему начала подсказывать, а потом без запинки «выдала на гора»  «Облако в штанах»

        31 декабря 1947 была среда и я, вернувшись из школы, стала волноваться за своё первое выступление. Наконец, с приближением вечера, на пороге появился «настоящий» Дед Мороз с большим мешком и длинным посохом. Узнать Витю было невозможно, к тому же я знала, что он ушёл с портфелем в свою школу.
        Дед Мороз стукнул посохом по полу, Ира попятилась и неожиданно громко сказала: - Здравствуй, дедушка мороз! Ты подарки нам принёс? - и   тут же уселась на колени к маме, показывая всем, что выступать не собирается. Я растерялась и не поздоровалась, а  «дед» опустил мешок на пол, прислонил свой посох к стене и хриплым голосом произнёс, что подарки надо заслужить:
- Вот маленькой девочке  я принёс 3 подарка за то, что она поздоровалась со мной  пробурчал «дед», развязывая свой мешок, а ты - большая девочка какую оценку в школе получила и что мне можешь показать – добавил Витя строгим голосом.
       Я пришла в себя и призналась, что сегодня отметок я не получила, но могу прочитать дедушке стишок, который выучила. «Дед Мороз похвалил меня, подарил нам из своего мешка подарки, взял в руки свой посох и сказал, что как только он ударит посохом по полу  и скажет – Раз, два, три, мы должны крикнуть  - ЁЛОЧКА ГОРИ! А он зажжет свечки своей рукой.
       Дед положил свой посох на мешок, протянул руку к первой свечке, из варешки  сверкнула искорка, фитиль у свечки загорелся и Ира с мамой захлопали в ладоши. Но тут я заметила, что посох «артиста» заканчивается конфоркой с моего самоварчика! "Дед Мороз" продолжил зажигать свечки а я не удержалась и обратила внимание мамы на посох и шепотом спросила её:
- Почему на посохе конфорка от моего самоварчика.?
Но мама спокойно и уверенно сказала, что я ошибаюсь, посох венчает корона, похожая на мою конфорку потому, что папа сделал мне самоварчик  из листа меди желтого цвета. «Дед Мороз» пробормотал, что ему пора, подхватил посох и мешок и ушел. Я было решила проследить за ним, но мама меня удержала и с упрёком сказала, что мы даже не поблагодарили дедушку и предложила обойти ёлочку вокруг, спеть песенку – «Маленькой ёлочке холодно зимой…», и задуть свечки. После чего добавила:
- Скоро Витя из школы придёт и спросит тебя, какой стих ты прочитала.

        Я безоговорочно верила маме, но всё-таки решила проверить не украл ли «дед мороз» - артист мой самоварчик. После того, как мы потушили свечки и спели песенку я решила проверить не украл ли дед мою конфорку и побежала в сарай, вернее сказать мастерскую нашего папы.

       Наш большой сарай соорудили отец с дядей Колей ещё в 1936 году. Они выкопали большую яму для «уборной», которую в последствии переименовали в «туале». Яму выложили кирпичом, и установили над ней можно сказать мягкое кресло. Рядом висела коробочка с туалетной бумагой – аккуратными вырезками из газет, без портретов Сталина, рядом стояло ведро, куда все жильцы бросали «туалетную бумагу с помощью которой зимой разжигали печку. А нашими испражнениями удобрялись грядки
      На полках  размещались инструменты отца (рубанки, фуганки, пилы, топоры, паяльники и прочее). На одной из полок стоял наш большой самовар и мой – маленький, который я могла растапливать с помощью спичек.
       Я абсолютно успокоилась, обнаружив свой самоварчик в целости и сохранности.

        Меня расплавили и А.Норкин и И.Трушкин рассказом КАК собираются встречать Новый 2021-й год. Вот и решила написать свои воспоминания как мы - дети Войны отмечали с родителями этот абсолютно семейный праздник. В лихие 90-е нам было не понятно, что значит отдыхать. Большая часть наших мужчин из Казахского филиала ГПИ, чтобы обеспечить семью достатком вместо положенного отпуска брали компенсацию и не ездили «отдыхать». Меня удивляют высоко образованные люди «творческих» профессий, особенно  родители и бабушки бросающие своих детей на нянь, учителей и врачей и государство. Неужели вам не понятно, что вы – создатели Человека Разумного должны сами его воспитателями? И неужели счастье ЧЕЛОВЕКА это благосостояние, наличие бумажных денег, а не ответственность за тех, КОГО ты родил или создал?!

          Я прожила длинную, интересную и счастливую жизнь, благодаря воспитанию  мамы и бабушки, внушившим мне:
-  Возлюби ближнего, как самого себя;
-  Чти отца и мать свою;
-  Сохрани в чистоте свои честь, совесть и душу.
          Поэтому я посылаю  на небо благодарность своим родителям и бабушке:
Обязанность, как благодарность
Тому, кто жизнь нам подарил —
Отцу и матери - что данность
и ТЕМ, кто жить нас научил…

На иллюстрации - фото 1950 года - наш отец играет в крокет со своими детьми


Рецензии