ТОМП о проблемах молодого поколения в. 2

Тезисы о проблемах молодого поколения: Знакомьтесь, поколение Z - родившиеся после 2000  #Сандомирский
(c) Журнал психосоматики и телесности, декабрь 2020

1. Кто виноват, что молодое поколение - асоциализированное? Не асоциальное, а виртуально (дистантно) социализированное. Виноват не только аутичный образ жизни ИКС (Интернет-Компьютер-Сеть), а современная семья в целом, и дети, и взрослые!
Причины в нарушении семейной коммуникации, формализации и неэмпатичности общения, фактически дефиците общности. Если дети и родители неинтересны друг другу - или эмоционально не нужны, возникает социальная аутизация и расстройство привязанности (Боулби). Нет примера общения от родителей - и проблемы возникают со сверстниками.
"Все смешалось" в цепи социального наследования, выросло противоречивое поколение, или вдвойне противоречивое - поколение информационного постпостмодерна. Характеристики поколений размываются.

2. Неизбежное зло смартфонизации и аутизации жизни компенсируется. Социализация в современной жизни бывает виртуальной. И бестелесной, в отрыве от осознавания собственного тела: Живут, "под собой не чуя себя" (Мандельштам). Это "психосоматизированное" поколение, у которого все больше телесных проблем. Вместо мамы - гаджет, на который возникает перенос чувств. И гаджет вместо родителей становится субститутом социального подражания. Отсюда дефицит эмоционального и психосоматического интеллекта, как явления одного порядка. Здесь истоки и зависимостей, и невротизации. Вносят вклад и цифровая аутизация, и эпидемия иррациональности (Райх) и псевдодебилизации (Курпатов),

3. Образ жизни в целом стал более противоречивым, вследствие роста неопределеннности и разобщенности, социального дистанцирования (скрытого одиночества, в котором каждый сам за себя). Отсюда психическая напряженность, которая может изливаться в тревогу, агрессию либо депрессию.
!Общение должно давать эмоциональную удовлетворенность. Сегодня же часто наблюдается синдром дефицита удовлетворенности жизнью, в том числе одиночество в семье - детей и взрослых. 

4. Общество в подобных проблемах обвиняет соцсети, дабы переложить ответственность ("во всем виноват интернет") и борется с виртуальными ветряными мельницами (ВВМ).
В условиях социальной изоляции ситуация может усугубляться, когда взрослые "бросаются на амбразуру" занятий с детьми, канализируют собственную тревогу и нарушение контакта. А дети воспринимают это как давление, попытки родителей срывать на них свое напряжение. Вырастая же, упрекают родителей в "токсичности" и годами ходят к психотерапевту. И в то же самое время повторяют родительский сценарий в общении со своими детьми.

5. Детская гиперактивность нашего времени продолжается всю жизнь. Следствием гиперинформации становится чрезмерно ускоренный темп жизни. В смартфоне жить торопятся, а чувствовать - "тормозят". Вносят вклад в эти проблемы и СДВГ, и мобильная зависимость

6. Интернет-зависимость - формы зависимого поведения, реализуемые с использованием интернета. Они часто оказываются виртуализированной формой адаптации
В игровой зависимости и других бедах обвиняют соцсети. Но проблемы в другом! Игровая зависимость - следствие нарушения привязанности к родителям, которых компьютер, телефон и сеть заменяет.

7. Решение - интеграция. Чтобы "цифровая жизнь" не мешала семейной жизни и реальной жизни, избегать внутренней самоизоляции, взрослым организовывать досуг вместе с детьми и быть для них примером.


Рецензии