Вертушка или колесо Полбина

Думаю, многие мои читатели моего возраста видели фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», где одну из ролей – стрелка-радиста – сыграл Олег Даль.  Но эта заметка не о кинофильме или самолете, а о применении пикирующих бомбардировщиков Пе-2 для массированного бомбометания по целям на земле с помощью нескольких самолетов, выходящих в атаку один за другим. Впервые этот способ бомбометания был применен во время Курской битвы и нанес немцам большие потери. Пионером этого метода стал Иван Семенович Полбин, летчик, которые сам освоил тактику бомбометания с пикирования и научил других.

При пикировании летчики испытывают сильнейшие перегрузки, некоторые даже теряют сознание. Чтобы этого не случилось, одевают специальные костюмы.  По инструкции, в одном полете можно было выполнить всего максимум два пикирования.

Но такое бомбометание позволяет очень точно сбрасывать бомбы на цель. Немецкий асс Рудель, летающий на знаменитом Юнкерсе-87, которого называли «штукой», мог попасть в квадрат размером 10 на 10 метров.  Впервые очень широко пикирующие бомбардировщики были применены немцами во время польской и французской компаний, и очень хорошо себя зарекомендовали, особенно при танковых прорывах, расчищая путь танкам на всю глубину прорыва.

Полбин, сам освоив метод бомбометания с пикирования, научив других летчиков, вместе с ними применили революционную тактику группового бомбометания. Самолеты один за другим входили в пике, сбрасывали несколько бомб на цель, выходили из пике, вновь взмывали вверх и снова пикировали. И так пять-шесть раз. При пикировании самолеты не могли быть сбиты истребителями противника,  только зенитной артиллерией, но на поле боя, когда атакуют танки и пехота, зениток не бывает.  Такую систему атаки назвали вертушкой или колесом Полбина.

Самолет, известный потом как Пе-2, проектировался как высотный истребитель сопровождения, а всю войну прослужил фронтовым пикирующим бомбардировщиком. Разработали его в специальной тюрьме НКВД "враги народа и вредители" под руководством таких "отъявленных врагов и коварных вредителей-шпионов", как Андрей Николаевич Туполев и Владимир Михайлович Петляков. Такие учреждения называли «шарашки», и условия жизни в них были обычные, лишь обитатели «шарашек» не покидали их.  Несмотря на все слухи,  обитатели этих «шарашек» имели все условия для работы. А не выпускали их на свободу по причине того, что очень уж много они написали доносов друг на друга. Пока пройдут следствия и суды, уйдут месяцы, а война уже на пороге, работать надо. Да и сохранять секреты в этих «шарашках» проще. 

В 1938 году в специальном конструкторском бюро СКБ-29 Внутренней Тюрьмы НКВД силами конструкторов и инженеров во главе с Владимиром Михайловичем Петляковым была начата разработка высотного тяжелого двухмоторного истребителя сопровождения с большой дальностью полета, под обозначением "100" (что означало спец-тех-отдел). Работы велись под общим руководством Андрея Николаевича Туполева. 22 декабря 1939 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском, начались летные испытания самолета "100", которые проводил летчик-испытатель Петр Михайлович Стефановский. После визита советских военных представителей в Германию, где они ознакомились с современной немецкой боевой техникой, был сделан вывод о том, что высотный истребитель ВИ "100" не очень то и нужен… В мае 1940 года В. М. Петлякову было поручено переделать высотный истребитель "ВИ-100" в трехместный, пикирующий бомбардировщик "ПБ-100", без высотных гермокабин, оборудования и турбокопрессоров двигателей для повышения высотности, с мощным оборонительным вооружением и бомболюком, а также с возможностью подвески бомбовой нагрузки снаружи под крыльями.

Поздней осенью 1940 года первые серийные пикирующие бомбардировщики выполнили заводские испытательные полеты, по результатом которых было принято решение о максимальном ускорении темпов серийного выпуска самолета на серийном заводе. 15 декабря 1940 года состоялся первый полет первого серийного пикирующего бомбардировщика под обозначением Пе-2.

Пе-2 представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным двухкилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси с хвостовой опорой. Экипаж состоял из трех человек — командира, штурмана и стрелка-радиста, размещаемых в двух кабинах. Стрелковое вооружение машины первоначально состояло из четырех пулеметов ШКАС винтовочного калибра. У штурмана стояла турельная установка. Снизу кабины стрелка-радиста под фюзеляжем монтировалась стрелковая установка. Два неподвижных курсовых пулемета обеспечивали стрельбу вперед. Позднее люковый ШКАС стрелка-радиста и турельный ШКАС штурмана заменили на крупнокалиберный турельный пулемет БТ конструкции Березина. Правый передний ШКАС также был заменен на крупнокалиберный пулемет Березина БК. Самолет имел тормозные решетки для ограничения скорости пикирования.

Характеристики Пе-2 считались весьма высокими. По скорости он почти не уступал основному немецкому истребителю 1940 года Мессершмитт МЕ-109E. Правильнее сравнивать Пе-2 с немецкой машиной аналогичного назначения Юнкерс Ю-88, предназначенной для бомбометания с горизонтального полета и пикирования. Юнкерс Ю-88 выпуска 1940 года отличался от Пе-2 несколько большими габаритами и весом, его бомбовая нагрузка достигала 3000 кг, он имел больше оборонительных пулеметов винтовочного калибра, превосходил в дальности, зато уступал Пе-2 в скорости примерно на 80 км/час и высоте полета - потолок был на 600 метров меньше, и имел худшие показатели горизонтального и вертикального маневра.

Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней войны. Большая скорость позволяла Пе-2 действовать в дневное время суток. Из-за недоработанной тактики применения и отсутствия надежного истребительного прикрытия Пе-2 несли высокие потери. 5 июля 1941 года приступил к боевой работе 410-й бомбардировочный авиационный полк особого назначения, сформированный из летчиков-испытателей ЛИИ и НИИ ВВС. Полк сразу же активно включился в сражение под Смоленском и за 23 суток боевой работы потерял весь самолетный парк - 33 самолета.

Требовалось изменение тактики боевого применения - одиночные Пе-2 и малые группы оказались очень уязвимыми на пикировании. Первоначально Пе-2 наносили удары небольшими группами, а с июля 1943 года перешли к массированным налетам, оказавшимся наиболее эффективными с точки зрения причиняемого противнику ущерба, и в отношении минимизации собственных потерь.

К середине 1942 года Пе-2 был уже достаточно освоенной машиной, а экипажи многих полков накопили солидный опыт его боевого применения, но бомбометание с пикирования применялось крайне редко. Одним из лидеров в применении такой тактики стал 150-й бомбардировочный авиационный полк под командованием Ивана Степановича Полбина, в дальнейшем командира 6-го авиационного корпуса.

Экипажи  бомбардировочного авиационного корпуса в конце сентября 1943 года впервые применили бомбометание с пикирования из замкнутого круга, которое существенно повышало защищенность пикировщиков от атак вражеских истребителей. Боевое применение Пе-2 с пикирования успешно освоили летчики под руководством Ивана Степановича Полбина. С 1943 года Пе-2 заняли первое место по количеству машин такого типа в бомбардировочной авиации. Пе-2 широко использовались на Курской дуге. Высокая точность бомбометания делала их весьма эффективным оружием. За один день 16 июля 1943 года летчики 3-го бомбардировочного авиационного корпуса на Центральном фронте уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 12 пулеметных и минометных точек, 7 складов горючего и боеприпасов.

Однако опытных летчиков все еще не хватало. Бомбы сбрасывали в основном с горизонтального полета, молодые пилоты плохо летали по приборам. Бомбардировщик Пе-2 к моменту вступления в строй был одним из самых современных советских боевых самолетах. Он имел весь комплекс пилотажных приборов, прекрасный обзор из кабины, мощное вооружение и моторы. Агрегаты управлялись электроприводами. Обратной стороной этого была сложность технического обслуживания самолета и трудность освоения самолета неопытными летчиками. Пе-2 был сложен в пилотировании, особенно при взлете и посадке, требовал повышенных скоростей, и в случае ошибок пилотирования были случаи сваливания при низких скоростях, приводившие к авариям. На разбеге самолет имел тенденцию к развороту, на посадке при торможении проявлял склонность к капотированию во время пробега.

В СССР в 1944 году был сформирован из французских летчиков - добровольцев бомбардировочный полк "Лангедок", вооруженный пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Из-за сложности самолета половина экипажей так и не смогли его освоить, до окончания войны полк так и не был боеготов и не ввелся в боевой состав действующей армии.

Кроме обязанностей бомбардировщика Пе-2 часто применялся в разведывательных целях, существовала специальная разведывательная модификация Пе-2Р, отличавшаяся отсутствием бомбардировочного оборудования, в том числе тормозных решеток. В бою с вражескими истребителями Пе-2 был далеко не самой легкой мишенью. В случае правильного построения звена экипажи бомбардировщиков могли вести эффективный оборонительный огонь одновременно штурманом и стрелком-радистом. Также было выпущено около 300 двухместных тяжелых истребителей Пе-3 без бомбардировочного вооружения, без бомболюка и с более мощным вооружением.

К началу 1944 года был сформирован 4-й бомбардировочный авиационный корпус. Летом он совместно с 1-м бомбардировочным авиационным корпусом принимал участие во Львовско-Сандомирской операции. Оба корпуса к началу наступления насчитывали в общей сложности 382 Пе-2. Пикирующие бомбардировщики бомбили узлы сопротивления, командные пункты, артбатареи, скопления резервов. Плотность ударов доходила до 50-60 тонн бомб на 1 кв. км. В ходе операции в 70 % вылетов Пе-2 бомбили с пикирования.

На завершающем этапе войны бомбардировочные корпуса пикировщиков обеспечивали прорыв укрепленных рубежей противника, нанося удары по узлам сопротивления. 6-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус с 11 февраля до 5 мая 1945 года выполнил почти 1800 боевых вылетов против крепости Бреслау, сбросив 1570 тонн бомб, при этом 11 февраля в бою погиб командир корпуса Дважды Герой Советского Союза генерал-майор Иван Степанович Полбин, самолет которого был сбит прямым попаданием зенитного снаряда.

При бомбардировании групп методом пикирования с замкнутого круга на четвёртом заходе на цель, прямым попаданием снаряда СЗА подожжён самолёт, пилотированный гвардии генерал-майором Полбиным с главным штурманом 2-го гвардейского бак гвардии подполковником М. К. Зарукиным, флагманским стрелком-радистом гвардии старшиной В. С. Орловым. .

При попытке сорвать пламя у самолёта отвалилось хвостовое оперение. Горящий самолёт упал на восточной окраине Бреслау и взорвался. Из состава экипажа один человек выбросился на парашюте.

«Я хорошо знал этого талантливого авиационного командира, несгибаемого большевика-ленинца, человека твёрдой воли, высокой военной культуры и личного обаяния. Это был командир-творец, постоянно ищущий, собранный, целеустремлённый. В Иване Семёновиче Полбине органически сочетались глубокие теоретические знания с блестящими лётными качествами. Свои решения он строил на точных расчётах, с учётом конкретной обстановки и умел отстоять свой замысел, если даже не всем и не сразу он казался обоснованным».-главный маршал авиации А.Новиков, дважды Герой Советского Союза

А вот что написал о нем трижды Герой Советского союза Александр Покрышкин, маршал авиации:
«Он был одним из тех авиаторов-генералов, которые при высоком звании и служебном положении сохраняют профессиональную молодость, юношескую увлечённость делом. Командирские обязанности не лишили его этих важных качеств. Он летал, совершенствовал тактику, личным примером вдохновлял лётчиков на подвиги. На сборах я всегда прислушивался к его высказываниям, присматривался к нему — образцу человека и лётчика».

Вот что написано об этом летчике в Википедии:
Ива;н Семёнович По;лбин (14 [27] января 1905, село Ртищево-Каменка, Симбирская губерния — 11 февраля 1945 года, Бреслау, Нижняя Силезия) — советский военачальник, гвардии генерал-майор авиации (25 октября 1943 года). Дважды Герой Советского Союза (23 ноября 1942 года и 6 апреля 1945 года, посмертно).

Не обошлись без бомбардировщиков Пе-2 и в последние дни войны. 30 апреля 1945 года одной из целей Пе-2 было здание гестапо в Берлине. Вероятно, последний боевой вылет Пе-2 в Европе состоялся 7 мая 1945 года, когда советские летчики разрушили взлетную полосу на аэродроме Сирава, откуда немецкие самолеты собирались перелететь в Швецию.


Рецензии