Как сельчане построили новый храм

Я неверующий, но из воспоминаний детства самое яркое - колокольный звон нашей церквушки. Сейчас многие клянут большевиков за разрушение церквей. Но не было генеральной линии свыше на их разрушение, сам Сталин  был верующим и в юности учился в духовной семинарии, но именно он объявлен сейчас главным злодеем-разрушителем храмов, уничтожившим сотни тысяч священников.

 А на самом деле все зависело от местных властей, от их рвения прогнуться перед вышестоящими властями. Об этом и говорит сохранность храмов в Астрахани . В самой Москве храмы у стен Кремля были объявлены культурными памятниками государства и сохранились до сих пор. В нашем селе церковь ломали дважды, первый раз в годы войны, поскольку высокая колокольня была якобы ориентиром для немецких бомбардировщиков.

 Церковь разрушили, но колокола бережно сняли. От разрушенной церкви осталась сторожка, к ней после войны приделали купол, колокольни и водрузили на них колокола. И еще много лет колокольный звон радовал души сельчан. Окончательно церковь разрушили в 62 году, при "разоблачителе" Сталина Хрущеве. Церковь стояла на пустыре на главной площади села в окружении трех школ, под кои приспособили бывшие буржуйские одноэтажные каменные дома.

 Помещений для занятия не хватало, занятия вели в две смены и на больших переменах мы переходили из здания в здание с учебниками в руках. Из окон главной школы, где размещалась канцелярия, было хорошо видно, как тянулись прихожане в церковь. Из этих же окон окон мы, тогдашние десятиклассники смотрели, как рушили церковь. Понадобилось построить большую двухэтажную школу, чтобы удобно было всем учиться в одну смену. Вот только место выбрали там, где стояла церковь.

 Не знаю, можно ли было найти место, хоть и похуже, но не рушить при этом церковь, но на заседании сельсовета решили именно так. Отсталые старушки грудью защищали свой "клуб", но бульдозеры оказались сильнее. Церковь построили только лет 15 назад, по иронии судьбы во дворе одной из бывших школ, стоявшей в 50 метрах от кладбища. Вот только колокольни на ней нет.


Владимир, я решил написать, как у нас в селе восстанавливали храм. Пришлось взять мой старый рассказ, к нему добавить воспоминания священника, под руководством которого этот храм восстанавливали. На все это ушел день.
Но, нак говорится "скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Восстановление в селе Тугулук храма затянулось почти на все 90 годы. Большую роль сыграл в этом протоирей Игорь Подоситников, тогда он еще заканчивал духовную семинарию в Ставрополе. Передаем слово ему.

"В 1993 году я впервые получил назначение в Тугулук. До этого там ни разу не был, только слышал, что есть такое село неподалеку от Ставрополя, многие жителей которого называют "бульбашами", там выращивают раннюю картошку. Сам видел, на рынке и даже покупал молодую картошку из Тугулука, там пониже, а значит, потеплее и все созревает недели на 2-3 раньше, чем в других местах. Вот меня и рукоположили в священники в это село в октябре 1993 года.

Проходил практику в кафедральном Андреевском соборе - изучал азы священнического служения, когда накануне нового года меня вызвал ректор духовной академии - нынешний архиепископ Верейский и говорит: "Надо поехать послужить на Рождество в Тугулук." Спрашиваю: "Отец, Евгений, а где это?" - "Ой, (взмахнул руками), где-то в Тьмутаракани! Ты зайди к отцу Павлу, он тебе все объяснит".

Захожу к отцу Павлу Самойленко - секретарю епархии. Он: "Езжай в Тугулук, там живут очень хорошие люди - они обустроили себе молитвенный дом, нуждаются в священнике, который отслужил там хотя бы в Рождество Христово. Там на улице Крупской живет Шаталова Мария Леонтьевна, ктитор этого храма, она тебе все объяснит и покажет". На другой день на Нижнем рынке сел на автобус, через 50 км приехали в Тугулук.

Убедился, что село большое, а Мария Леонтьевна живет на краю села. Прихожу, а она говорит "А я только в церковь собралась идти". Пришли, а оказалось, что она рядом с остановкой, а я такой круг проделал.
Приходим, а храм - это такой домишко 5 на 7 метров, разделенный на 2 половины, в одной клетушка для священника, а в другой все для богослужения. И в этот "храм" умудрялись вместиться все, кто приходил на богослужения - до 100 человек. "А хор есть?" - "Да, у нас Мария Сигишина хорошо поет со своим хором."

Дальше я пропущу, как приходили знакомиться с новым батюшкой, как решали все о строительстве нового, более просторного храма. Наумов.

"Так я первое время и ездил туда-сюда, так как еще учился на 3 курсе семинарии, а матушка регентское заканчивала. В субботу за нами из села приходила машина, а потом нас с матушкой отвозили обратно. Потом мы жили в одной половине храма, в дугой проводили службы. Время было трудное, разруха ужасная. Даже зарплаты платили нерегулярно. Мы понимали, что надо строить что-то новое. И однажды звонит по телефону Иван Павлович Мостепанов и приглашает к разговору.

"Вы знаете, думал, думал я и пришел к выводу - давайте строить храм." Я от радости - ушам своим не поверил. Но когда об этом объявили прихожанам - все вдохновились. Собрали правление колхоза и решили - пора собирать камни. Из чего строить? Оказалось, есть недействующий коровник. На него пошел камень из строго храма. Теперь если разобрать его, камень пойдет на новый. Ну, а народ вдохновился и согласился подносить строителям раствор и песок.

В марте 95 года я пошел к Владыке за разрешением на начало строительства. Тот удивился - всего год прошел и уже решили вопрос со строительством. Жаль, что не засняли все на пленку. Бабулечки старые, кто полведра раствора тащит, кто песок, как муравьи. Но стены сложили и возможности колхоза иссякли. Стали мы ходить по пожертвователям, на балки, лес для крыши собрали деньги, а на железо опять нет. Подходит Пасха, люди приезжают облагораживать могилки, а рядом строится церковь.

Смотрим, какие-то незнакомые люди вошли, покупают свечки.
А Леонтьевна их продает. И шепчет: "Батюшка, вот Виктор Гладской приехал, он родом их Тугулука (учился в школе на год меня позже и в футбольной команде за село играли - (Иван Наумов), он член правительства Краснодарского края, он может деньгами помочь". А он рядом стоит, и все слышит. Виктор Федорович подходит и спрашивает :"Батюшка, чем я могу вам помочь?" Я отвечаю: "Самая большая беда - крыша, из-за отсутствия ее мы не можем начать отделку"

.Он" Пишите официальное письмо с указанием номера счета, я что-нибудь придумаю". Поступили деньги, хватило на крышу и оплату рабочим. А тут снова проблемы, крыша есть, а окна, двери, купола, отопление? Тут приезжает снова дядечка - такой важный, статный, заходит в храм. "Батюшка, помощь нужна?" "А вы кто?",- "Алексей Иванович Селюков - прокурор Ставропольского края. Уроженец села" Так подключился Селюков.

Потом подошли братья Аникеевы, Алексей Алексеевич и Василий Алексеевич, один профессор, другой кандидат наук, но зам министра краевого образования. В общем, без помощи не оставили. И под Новый 1996 перешли служить в новый храм.
Но были и печальные моменты. Расскажу об одном из них.
К концу 97 года мы собирали всем приходом деньги на колокола. И вот, когда я должен был уже заехать на воронежский завод по отливу колоколов и забрать их, ночью ко мне в дом обратились люди.

"Батюшка, у нас беда, откройте, надо причастить папу, он умирает". Оказалось - грабители. Узнали, что мы собрали 6 тысяч долларов на колокола и ночью напали. Хорошо беременную жену я на ночь отправил к родителям в Михайловск. Начали пытать, причем были без масок, значит в живых не собирались оставлять. Деньги в конце-концов нашли, но тут в двери кто-то постучал. Спрашивают: "Кто это?" А я, естественно, не знаю. А поскольку, деньги были на руках, то они ушли, не рискнув меня убивать. Я так и не знаю, кто тогда постучал.

А в воскресенье мне сообщили, что у меня родился сын. И все понять не могли, почему я радуюсь, когда у меня такое горе. Так что случилось и горе, и радость.

Ну, кто бы ни постучал, но этот стук спас мне жизнь. У них не было уверенности, что они остались незамеченными и они не стали рисковать. Потом они попались по другому делу, при расследовании стало ясно, что они совершили налет на церковь.
Были очные ставки, суд, старшему группы дали 7 лет. А народ это происшествие только сплотило, мы собрали еще больше денег, оплатили колокола и привезли их в Тугулук.

Большое спасибо Виктору Гладскому, прокурору Ставропольского края Селюкову Алексею Ивановичу, братьям Аникеевым Алексею Алексеевичу и Василию Алексеевичу, тогдашнему председателю колхоза Мостепанову Ивану Павловичу - без их помощи мы бы храм не построили. А так же всем рядовым энтузиастам села, вложившем частицу своего труда."

Многих уже нет на этом свете, несколько лет назад от инсульта умер Виктор Федорович Гладской, после него ушел Василий Алексеевич Аникеев, совсем недавно умер бывший прокурор края Селюков Алексей Иванович, многие рядовые энтузиасты, а храм в селе живет и здравствует.
Всем, кто внес свою лепту в дело строительство храма и уже умер - вечная память.

Иван Наумов   09.12.2020 11:20   •   Заявить о нарушении / Редактировать /


Рецензии
Чудесный рассказ! Но ваши строки: "Сейчас многие клянут большевиков за разрушение церквей. Но не было генеральной линии свыше на их разрушение..".
В 1919 году В.И.Ленин подписал указ о борьбе со священниками и церковью: "Попы- это враги народа, их надо вылавливать и немилосердно истреблять! Церкви закрывать, опечатывать или превращать в склады". После этого указа всего за 2 года было 60000 священнослужителей арестовано, из них 5000 было расстреляно. Ну, а Сталин был продолжателем дела Ленина. А то, что он учился в семинарии ничего не значит, недоучившимися семинаристами были и Чернышевский и Добролюбов, но позднее от религии они не только отвернулись, но и стали воинствующими атеистами.

Полина Ребенина   31.10.2021 16:17     Заявить о нарушении
Полина, думаете я так люблю Ленина? А вот справка:

До 1917 года в Москве было около 900 храмов, к 1980;м годам их осталось 353. Действовали из них 67, остальные были перестроены и отданы под разные учреждения. Снос церквей в Москве продолжался вплоть до 1984 года…

А вот картина церквей в Астрахани.

Астрахань - 69 храмов и монастырей, 609 фотографий, утраченные храмы, список самых красивых храмов, карта храмов в Народном каталоге православной архитектуры.

Надо сказать "Храм Василия Блаженного" приютился прямо под стенами Кремля. Конечно, это видели все партийные руководители, но ни у кого рука не поднялась превратить его в склад. Унас церковь ломали 2 раза, а вот в кугульте - 12 км и в с Труновском 18 КМ храмы сохранились. Есть пословица "Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет". Точно так, заставь ломать церкви, он и лоб расшибет. Много инициатив исходило от местного руководства - дорвались до власти.
Я хочу заступиться за Сталина, он не мешал рушить храмы, но и не вдохновлял на их разрушение. Сломали окончательно церковь в 62 году, сталин был развенчан Хрущевым, правда, на месте церкви построили школу. Она нужна была, но можно было найти место в стороне метрах в 200-х. Но как это - рядом школа и церковь? Но не все священнослужители разделяли новую власть, многие откровенно вредили.


Иван Наумов   31.10.2021 21:50   Заявить о нарушении
Конечно, в душе не любили, а за что им любить большевистскую власть было? Ведь они служили Богу, а новая власть их считала реакционерами, консерваторами, врагами. Если будет возможность посмотрите мою последний очерк "Сергий Краснохолмский". С наилучшими пожеланиями!

Полина Ребенина   31.10.2021 22:24   Заявить о нарушении
Иван, прочтите пожалуйста http://proza.ru/2021/10/31/1901. Мне дорого ваше мнение!

Полина Ребенина   02.11.2021 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.