Истома

Кто из ценителей русской поэзии не увлекался поэзией Великой Анны Андреевны Ахматовой, не читал , не слушал её стихи. Я была потрясена, слушая "Реквием"
в исполнении Аллы Демидовой, "Поэмой без героя". Люблю слушать как читает она сама свои стихи. Каждое её стихотворение - шедевр. Я сейчас об одном из них. Именно оно дало название теме.
       
Бывает так, какая-то истома,
В ушах не умолкает бой часов,
Вдали раскат стихающего грома,
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шопотов и звонов
Встает один, всё победивший звук.
Так вкруг его непобедимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо..
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки,
Тогда я начинаю понимать
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Это стихотворение дало заглавие теме. Меня заинтриговало слово "истома". Захотелось покопаться в словаре, обратилась к словарю Даля и нашла, что истома исходит от понятия истомить, утомить , довести до слабости, до изнеможения. Дан пример с животным, с лошадью. Как бы сказали теперь в таком случае ? - Загнать, уморить.Но удивляться здесь не приходится. Известно что язык - живёт и, как всё живое, развивается, изменяется и умирает. Сейчас это очень видно. Происходят такие изменения в языке, что нужен перевод с русского на русский, не говоря уже о научной и технической терминологии..

Слово "истома"  не ново и я чувствую, что под ним имеется в виду. Объяснение  в словаре Даля не согласовалось со значением его в стихе. В словаре Ожегова я нашла
иной ответ: Истома - чувство приятной расслабленности. Это уже близко. Но что это за расслабленность такая, что стихи диктует? Конечно, это очень приятно, может можно этим чувством овладеть? Мне стало интересно и я пытаюсь поделиться своими соображениями. Перво-наперво я поинтересовалась тремя терминами - нирвана
- блаженство, медитация - уход в себя, достигаемый физическими и духовными приемами и мистика. Не то, нет- не то. Хотя бы потому, что в первых двух случаях требуется волевое усилие, а в третьем и вовсе присутствие потусторонних сил .

Я использовала примеры из собственного опыта. Как многие любящие поэзию, я тоже пробовала своё перо. Поэтом я не стала, да и не имела таких намерений, но были моменты и не однажды, когда со мной происходило нечто похожее на то, о чём в этом стихе у Ахматовой. Пожалуйста, без сарказма. Я отлично понимаю дистанцию, но капля воды из крана имеет общее с водой из океана. Так вот в моём случае бывало не раз и не два состояние отдалённо напоминающее то, о чем в приведенном стихотворении.
Происходит нечто необъяснимое. В самую неподходящую минуту, даже со сна вскакиваешь от того, что в голову ни с того, ни с сего пришло слово, строчка или больше того, и ты уже, испытав прежде такое состояние, бросаешься к перу и бумаге.

Происходит неожиданное и приятное явление - Из этого рождается стих, причем искренний, настоящий. Я об этом слышала от других людей, занимающихся стихотворчеством. Среди них были достойные внимания. Себя к ним не причисляю, потому что у меня нет такой задачи. Но чувство это мне знакомо. Потому и хочется его понять.Что происходит с человеком в это время, вдохновение ? А что такое вдохновение, откуда оно берется? Можно ли его вызывать? Ему может способствовать эмоциональное состояние, например, вспышка чувств-любовь, обстановка - например, природа, красота. Какие чувства - такие будут и стихи. Они могут быть совсем о другом, но настроение отразится.

Конечно, позт пишет не от вспышки к вспышке. Он работает и по теме и даже по заказу. Хорош бы он был, если б ожидал вдохновения. Здесь уместно вспомнить сколько исторических произведений у гениальных позтов - у Пушкина и у Лермонтова.
А что же с истомой? Я думаю, что это состояние души, возникающее как бы само по себе, приятная расслабленность, то есть отсутствие напряжения. У поэтов, у творческих людей, а также у впечатлительных, в этом состоянии проявляется что-то из того, что является их сутью. Возможно работает подкорка - подсознание, предчувствие. Я не специалист по мозгу, но мне кажется, что у искусственного интеллекта этого не будет.

Что-то рядом с истомой мне представляется состояние, которое возникает, когда долго смотришь на огонь в камине или огонь костра, или на текучую воду, на небо, то есть все четыре стихии. Возможно истома проявляется по-разному, но есть у неё общие признаки - это приятная слабость, расслабленность тела, легкость и покой.
При этом ты не чувствуешь себя, хотя испытываешь блаженство.
Меня поймёт тот, кто хоть однажды испытал это удивительное состояние.
Я не претендую на правоту. Но есть повод задуматься над удивительном чувством истомы. Ответ следует ожидать от двух источников - науки и религии.

09.12.2020 


Рецензии
Полагаю, Ахматова возвысила прежний смысл данного слова до состояния, которое Конан Дойл описал в историческом романе "Белый отряд" у одной из героинь, обозначив его как "благословенный час прозрения". Если это так, тогда сами собою приходят все ответы на заданные вами вопросы.

Харон Из Харькова   09.12.2020 13:38     Заявить о нарушении