Россия в скульптурах Антокольского
Летописец, Иван Грозный, Ермак, Пётр I, Александр III, Николай II,
Христос, Пушкин.
С детства я любил ходить по музеям, благо их в Ленинграде немало. Эрмитаж, Русский, Военно-морской и Зоологический музеи, Кунсткамера, Исаакиевский и Казанский соборы (они раньше были просто музеями). Я перечислил только музеи, расположенные сравнительно недалеко от места, где я жил, и до которых легко можно было добраться пешком, чтобы не тратиться на транспорт. (В последующем я, конечно, побывал в большинстве музеев Ленинграда-Петербурга, Москвы и др. городов).
Вообще, в то время я в музеях бывал чаще, чем в кино. В этом была не только моральная, но и материальная причина. Чтобы пойти в кино, необходимо было иметь, хотя бы небольшие деньги (от 20 до 50 коп.), а в музеи детей школьного возраста пускали бесплатно.
В блокаду ленинградские музеи очень пострадали, но сразу же, после её окончания стали постепенно восстанавливаться. Отдельные залы музеев поочерёдно вступали в строй, и становились доступными посетителям. Узнав об открытии очередных залов музеев, я, по возможности, спешил посетить их, в надежде увидеть что-то новое.
Вначале при посещении художественных музеев я восхищался только величественным убранством дворцовых залов и внешней красотой картин и скульптур, особо не задумываясь над их содержанием и историческом значении. Затем, взрослея, при рассматривании картин или скульптур, мне захотелось узнать, о чём же они. Из приложенного названия и, иногда, очень краткой аннотации можно было получить очень общее представление о них. (К сожалению, большинство людей, посещающих музеи, остаются только с этим багажом знаний, и, помнят, в лучшем случае, названия самых знаменитых экспонатов).
Я стал, при возможности, пристраиваться к группам с экскурсоводом, но, из-за скорости и скачкообразности прохождения, полученные знания были также не глубокими. И только после чтения в библиотеках соответствующей литературы я получал относительно достаточные знания об интересующих меня картинах и скульптурах.
И при последующих посещениях музеев я смотрел на, видимые уже ранее, произведения искусства совершенно другими глазами. Я мог уже судить насколько ярко и правдиво отображают они соответствующий сюжет. По моему мнению, именно, сочетание литературного описания и наглядного изображения может дать наиболее полный образ какой-либо личности или исторического события.
Любые творческие произведения – научные, литературные, музыкальные, изобразительные и др. не возникают сами по себе, а создаются отдельными талантливыми личностями. Судьбы наиболее знаменитых авторов изучаются, исследуются, тиражируются, рекламируются, и поэтому известны многим. В тоже время, иногда останавливаясь у произведения искусства, произведшего на тебя сильное впечатление, обнаруживаешь, что об его создателе ты ничего не знаешь. Конечно, в последующем я старался скомпенсировать своё незнание, но из-за недостатка свободного времени это не всегда удавалось.
И только уйдя на пенсию, я смог уделить должное внимание своему любимому хобби – изучению жизни и творчества интересующих меня выдающихся людей из различных областей науки и культуры. По изучаемому материалу я даже стал писать статьи и выступать с лекциями в общественных организациях. Особенно меня интересовали люди с необыкновенными судьбами. Об одном таком я и хочу рассказать в данной статье.
Марк Антокольский (1843-1902) – скульптор, посвятивший, в основном, своё творчество созданию скульптурных портретов исторических государственных деятелей Русского государства на всём протяжении его развития. Попробую хотя бы вкратце описать этих деятелей.
Ярослав Мудрый (978-1054) – князь, талантливый полководец и законодатель, объединивший разрозненные славянские племена, ставшие базой будущего Русского государства. Нестор Летописец (1056-1114) – древнерусский летописец, автор фундаментальных трудов славянской культуры. Дмитрий Донской (1350-1389) князь Московский, победитель Куликовской битвы. Иван III (1440-1505) – великий князь, ставший первым государем и окончательно избавивший молодое Русское государство от ханской зависимости. Иван Грозный (1530-1584) – царь, расширивший и укрепивший Русское государство, но бывший очень жестоким правителем. Ермак (1532-1585) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства. Пётр I (1672-1725) – первый Император Всероссийский, великий преобразователь Русского государства. Екатерина II (1729-1796) – великая Императрица, значительно расширившая и укрепившая государство. Александр II (1818-1881) – Император, реформатор, отменивший крепостное право. Александр III (1845-1894) – Император, способствующий приобретению значительного количества предметов изобразительного искусства, ставших основой Русского музея в Петербурге. Николай II (1868 -1918) – Император, официально открывший Русский музей.
Антокольским также созданы скульптуры Пушкина, Тургенева, Стасова, Гроота (создателя письменности для слепых), Штиглица (основателя художественно-промышленной академии в Петербурге), Мамонтова (покровителя искусств) и некоторых известных российских общественных деятелей и членов императорской фамилии Романовых. Особо можно отметить скульптуры по религиозной тематике: Христос, Иоанн Креститель, Христианская мученица, Нападение язычников на христиан, Мефистофель, а также на еврейские темы: Нападение инквизиции на евреев, Спор о Талмуде, Еврей-портной, Натан Мудрый, Спиноза.
Ещё им созданы скульптуры на другие темы: Смерть Сократа, Офелия, Уснувшая красавица, Русалка, Последний вздох, а также величественные надгробные памятники.
Марк Матвеевич Антокольский родился 21 октября 1843 года, в г. Вильна (Виленская губ., Российская империя), в многодетной (восемь детей) бедной еврейской семье. С раннего детства он любил рисовать. Ни о какой бумаге, карандашах или краске не могло быть и речи. Он рисовал углём на столе, заборе, стене дома, за что отец нещадно наказывал его. А когда он разрисовал только что побелённую печь, отец здорово побил его. В дальнейшем в своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю о нем».
Отец пытался обучить сына каким-либо полезным, с его точки зрения, делам, но, видя бесполезность этого, отдал его в подмастерья резчику по дереву. И здесь проявился талант мальчишки. Он вырезал такие красивые вещи, что их сразу же раскупали, и мастер был очень доволен своим помощником.
О талантливом мальчишке узнала жена губернатора, покровительствовавшая искусствам в губернии. А когда увидела его работы, то пришла в восхищение. Она сумела убедить отца мальчика в необходимости серьёзного обучения сына в Академии художеств, и обещала помочь в этом.
Она написала соответствующее рекомендательное письмо своей подруге баронессе, бывшей фрейлиной самой императрицы, оказала некоторую материальную помощь, и юноша отправился в Петербург.
В Петербурге он с трудом попал к указанной баронессе, которая, в свою очередь, написала рекомендательное письмо руководителю скульптурного отдела Академии художеств Пименову. Тот принял его, благодаря письму баронессы, но зачислил его в академию вольнослушателем только после того, как увидел его работы резьбы по дереву.
Началось для него трудное время учёбы. Дело в том, что кроме обучения специальным предметам надо было ещё освоить и общеобразовательные, главным образом, русскую грамматику. А наш герой недостаточно хорошо владел русским языком – читал медленно, говорил с акцентом, писал с ошибками. Причиной этого было то, что обиходным языком у него на родине был идиш. Русским языком пользовались только при взаимоотношениях с государственными органами. (В качестве справки – национальный состав Вильны по переписи 1897 г.: евреи – 40%, поляки – 30%, русские – 20%, белорусы – 4% и литовцы – 2%.)
Антокольский упорно занимался и вскоре уже достаточно хорошо читал, говорил и писал по-русски. В этом ему помогали и новые друзья по академии. Особенно, он подружился с таким же, как и он, вольнослушателем академии, Ильёй Репиным, у которого тоже была нелёгкая судьба. Он был из небогатой семьи, в 16 лет ушёл из дома и зарабатывал на жизнь собственным трудом.
Несмотря на то, что в академии учили на примерах классического греко-римского искусства, тему для своей первой крупной работы – вырезанный из дерева горильеф «Еврей-портной» он взял из прошлой реальной жизни, и получил за неё Малую серебряную медаль. Тема его следующей конкурсной работы – горильеф по названию «Скупой», вырезанный уже из слоновой кости, был тоже взят из реальной жизни. За неё он получил Большую серебряную медаль.
Тем временем Антокольский очень увлёкся русской историей, много читал, посещал различные музеи и коллекции с предметами русской старины. И на очередной большой конкурс, являющийся итоговым обучения в академии и обязательным условием
получения звания художника, он задумал создать крупную скульптуру Ивана Грозного.
Но для выполнения этой работы требовалось сравнительно большое помещение для мастерской. Более зажиточные выпускники сняли соответствующие помещения частным образом. У Антокольского необходимых денег для этого не было. Он стал просить у руководства выделить ему какое-либо помещение на территории академии. Ему пошли навстречу и выделили помещение учебного класса, с условием, чтобы он освободил его к началу учебного года.
Как раз начинались длительные летние каникулы, и Антокольский надеялся, что успеет за это время вылепить задуманную скульптуру. Но, несмотря на то, что он дни и ночи безотрывно работал над скульптурой, закончить её к началу учебного года не успел. Класс надо было обязательно освобождать, и он снова пошёл к руководству с просьбой выделить ему хоть какое-нибудь помещение.
После его продолжительных просьб ему выделили небольшую комнату на чердаке, куда вела узкая и крутая лестница. Скульптура же, вылепленная из глины, была больших размеров и очень тяжелая (40 пудов), и перенести её цельной, да по узкой лестнице, не было никакой возможности.
Тогда он на свои последние деньги нанял рабочих, которые распилили скульптуру на несколько частей, и в таком виде перенесли её на чердак. Но во время переноса скульптура была частично повреждена, и Антокольскому пришлось затратить значительное время на её восстановление, в результате чего представить её на конкурс в положенный срок он не успел.
Когда он всё же закончил скульптуру, то стал просить членов конкурсной комиссии посмотреть на его творение, но маститые профессора отказывались лезть на чердак. Антокольский был в отчаянии, т.к. без официальной приемки этой работы он лишался возможности достижения статуса, необходимого для дальнейшей деятельности.
Между тем, слухи о его скульптуре достигли культурной общественности
Петербурга. В его мастерской побывали многие известные люди: критик Стасов, художники Крамской, Поленов, Репин. Представители Третьякова и других коллекционеров уже заказывали ему копии. Его посетил даже прославленный писатель Иван Тургенев, написавший затем об этой скульптуре: «По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, избранного художником, статуя эта решительно превосходит всё, что являлось у нас до сих пор в этом роде».
Но всё это было не официальным признанием, а ему был нужен официальный статус. И, наконец, сведения об этой скульптуре дошли до Президента Академии художеств, великой княгини Марии Николаевны, родной сестры царствующего императора Александра II. Она посетила мастерскую и осмотрела статую, которая ей настолько понравилась, что она убедила брата самому увидеть её.
И вскоре руководство Академии художеств получило приказ срочно готовиться к высочайшему посещению. Началась авральная подготовка: уборка, чистка, покраска, ремонт. Укрепили лестницу, ведущую на чердак, постелили ковёр, покрасили стены мастерской, провели туда свет и отопление.
Александру II скульптура очень понравилась, и он объявил, что покупает её для Эрмитажа за 8000 рублей. Для того времени это была огромная сумма. Кроме этого, как видно под влиянием императора, Антокольскому было досрочно присвоено звание академика. Обычно такое звание давалось художнику через несколько лет после окончания академии и получении ряда медалей на различных выставках. Впоследствии он писал: - «Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым».
Были выполнены несколько экземпляров статуи: бронзовая для Эрмитажа, мраморная для Третьяковской галереи и гипсовая для показа на выставках. Статуя «Иван Грозный» демонстрировалась на различных российских и международных выставках, и везде имела большой успех. Особенно можно выделить крупную Международную выставку в Лондоне (1872), где её признали лучшей, и один из самых популярных и посещаемых музеев мира – Кенсингтонский заказал копию с этой скульптуры. Это был первый случай приобретения заграничным музеем российской скульптуры.
Тяжелая длительная работа над статуей в сыром, холодном и плохо освященном помещении, а также возникавшие нервные потрясения, подорвали и так некрепкое здоровье Антокольского, и врачи категорически рекомендовали ему поехать в Италию, с её более тёплым климатом, и подлечится там.
С тех пор Антокольский, в основном, жил и работал за границей, часто приезжая и живя в Петербурге и Москве. Он активно участвовал в культурно-общественной жизни, как в самой России, так и среди русской диаспоры за границей. Он присылал или привозил сам в Россию свои скульптуры и памятники на различные выставки, конкурсы и юбилеи.
Его многочисленные музейные экспонаты, в основном, сосредоточены в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее в Москве, а также в некоторых музеях других российских городов. Созданные им памятники Петру I (в разных вариантах) установлены в Петергофе, Таганроге и Архангельске, Екатерине II в Вильне (сейчас Вильнюс).
Особо хочу отметить созданный им в макете, но неосуществлённый в натуре памятник Пушкину. Памятник представлял собой грандиозный комплекс, где к находящемуся на вершине Пушкину длиной круговой чередой поднимаются герои его произведений. К сожалению, такой крупный памятник не вписывался в предназначенном ему месте – небольшом петербургском сквере на Пушкинской улице. Было принято решение установить там менее габаритный памятник работы скульптора Опекушина.
Антокольский также выставлял свои работы на международных выставках в Риме, Париже, Лондоне и Вене. Некоторые из них были отмечены наградами: премиями, медалями, в т.ч. Большой золотой и орденом Почётного легиона. Он также был избран членом Парижской, Венской, Лондонской и Берлинской художественных академий и ряда других почетных обществ, что говорит о его широком мировом признании.
Невозможно в одной небольшой статье описать, даже вкратце, все работы Антокольского. Могу только отметить, что он единственный из российских скульпторов, отразивший в своих работах русских исторических деятелей от первых князей Руси до последнего императора России, а также значительное количество разных выдающихся людей страны.
Причём этот человек, так любивший русскую историю и посвятивший ей всю свою жизнь, был по национальности евреем. Притом глубоко религиозным, никогда не изменявшим своей вере. Умер Марк Антокольский 9 июля 1902 года, в возрасте 58 лет, и похоронен на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.
Свидетельство о публикации №220120900941
Понравилась Ваша статья об Антокольком. Открыл для себя незнакомые произведения этого скульптора. Особенно выделил для себя "Портного", "Смерть Сократа", бюст Николая Второго (скульптор как ни один другой подчеркнул мягкость императора). Спасибо.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 15.08.2021 11:01 Заявить о нарушении
Феликс Сромин 15.08.2021 11:26 Заявить о нарушении