Дети гор. Питерский рок. Мифы

"Исчезли в облаке тумана все голубые города
И земляничные поляны остались в детстве навсегда.
В конце пути придёт расплата за радость тех далёких дней
Когда любой казался братом, когда ты был среди друзей.
Сейчас по улицам знакомым тебя ведёт другой маршрут
И горько путнику иному, когда его нигде не ждут.
Друзья становятся чужими, себя избавив от всего,
Что пережил ты вместе с ними к исходу детства своего.
Исчезли в облаке тумана все голубые города
И земляничные поляны остались с нами навсегда…"

Сергей Данилов «Земляничные поляны»



В апреле 1976 года на главном литмовском «пятаке» на третьем этаже здания на Саблинской, 14 (ЛИТМО – Ленинградский институт точной механики и оптики, в настоящее время  СПИТМО -  Национальный технический университет информационных технологий, механики и оптики) во время большого перерыва между парами я «пересёкся» с сокурсником с факультета ТМВТ Андреем Даниловым. Обсудили институтские новости, затем уже по сложившейся повестке дня стали «чесать» о западных музыкальных новинках 1975 года.

«Пятак» - это источник всех внутри институтских и питерских новостей, будораживших неокрепшие умы студенчества, стены украшали объявления ректората, объявления о уже начавшемся наборе бойцов ССО на будущий летний сезон, стенд «Они позорят наш институт» ну и, конечно, «пятак» - это своеобразная модная тусовка «продвинутых» студентов, которые могли себе позволить ходить на занятия в институт в фирменных штанах и куртках Lee, Wrangler, Levi's. Но абсолютное большинство из нас тогда могли себе позволить приобретение фирменной «джинсы» только после первой поездки в дальние Западно-Сибирские или северные - Печорские и Коми ССО. По предварительной договорённости на «пятаке» можно было купить, поменять или взять в обмен на свой фирменный «винил» достаточно свежие диски Deep Purple (наши таможенные органы по какой-то только им ведомой причине почему-то беспрепятственно пропускали диски именно этой группы), Black Sabbath, Uriah Heep, Led Zeppelin, Pink Floyd, Alan Parsons Project, классику The Beatles, Rolling Stones и достаточно популярные в то время диски венгерской команды Omega и пр., пр.

Я ничем особо не отличался от абсолютного большинства своих сокурсников в интересах и устремлениях, но разве что на меня с усмешкой иные показывали пальчиком и хихикали, зная, что я регулярно посещаю абонементные концерты органной и классической музыки ленинградской филармонии и академической капеллы им. Глинки. Причём с великим удовольствием и интересом я также посещал фортепианные и скрипичные концерты, выступления хоровых коллективов Союза и зарубежных стран. Именно в Ленинграде я познакомился с такими исполнителями, как ставшими мировыми знаменитостями органисты Гарри Гродберг, Нина Оксентян, пианист Эмиль Гилельс, скрипачи Леонид Коган, Олег Крыса, Гидон Кремер, сёстры Лисициан, Академическим хором капеллы им. М.И.Глинки, симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского и многими другими. Я бесконечно благодарен своим родителями и терпеливым учителям селидовской и дзержинской музыкальных школ, которые терпели мои выбрыки, связанные с обучением моей особы в музшколе по классу фортепиано, а это между прочим семь лет параллельного обучения – с третьего по девятый класс обычной общеобразовательной школы. На инструменте в настоящее время я, к великому сожалению, не играю, не ощущая острой потребности, но в любой своей поездке по нашей бескрайней стране или находясь в зарубежной поездке, я обязательно при наличии свободного вечера интересуюсь афишами местных филармонических залов. И не просто интересуюсь, а при первой же возможности с превеликим удовольствием посещаю вечерние концерты классической музыки в местных филармонических залах.

Ну а осенью 1975 года увлечение классической музыкой ни в какой мере не мешало увлекаться, как и большинству моих сверстников, новинками западной рок-музыки, к которым я успел приобщиться ещё в школьные годы в период увлечения «шарманскими» радио-хулиганскими трансляциями. Советские рок-исполнители в начале 70-х находились в полулегальном, а подчас и в нелегальном положении.

Итак, мой трёп на «пятаке» с Андреем Даниловым – моим однокурсником с длинными вьющимися волосами и внешностью и прикидом ничем не отличавшимся, как нам казалось тогда от западных стандартов молодёжной моды закончился тем, что Андрей сообщил что его старший брат Сергей Данилов участвует в цикле сейшенов ленинградских рок-команд или групп в составе уже достаточно известной и популярной в узких кругах ленинградской рок-тусовки команды «Мифы». Основу «Мифов» составляли Сергей Данилов, Юра Ильченко и Гена Барихновский. Андрей предложил мне за три рубля билеты на три сейшена ленинградских рок-команд. Честно говоря, кроме «Поющих гитар», уже выступающих на профессиональной сцене и готовивших первую как тогда её классифицировали и назвали зонг-оперу «Орфей и Эвридика» (с намёками на творчество Брехта) сами её создатели композитор Журбин с блистательными и яркими восходящими звёздочками Альбертом Ассадуллиным и Ириной Понаровской - тогда юными и по-настоящему яркими и талантливыми вокалистами я никого из питерских рок-н-рольщиков не знал. Первая советская рок-опера была поставлена в Оперной студии Ленинградской консерватории им. П.И.Чайковского.

Благодаря Сергею и Андрею Даниловым я попал в достаточно узкую в то время около-роковую тусовку ленинградских рокеров. Билеты представляли собой небольшие бумажные прямоугольнички с откатанным на ротапринте оранжево-розовых цветов рисунком, повторяющем стилистику оформления оформления альбома и одноимённого мультфильма «Yellow Submarine» британской группы The Beatles.

Первый сейшен состоялся в небольшом, но очень уютном зале ДК им. Крупской. Сам ДК был в раздолбанном состоянии затянувшегося ремонта. Но зал был на удивление почти в идеальном состоянии, что нельзя было сказать о физическом состоянии, пардон, мужской и женской туалетных комнат, в которых оказались полностью разбитыми практически все унитазы и рукомойники и напрочь отсутствовали туалетные кабинки как таковые…

Зал был забит практически на 100%. Мы с Андреем пристроились по протекции Сергея на третьем ряду слева. Первый ряд кресел был свободен. Только мы устроились. Как Андрею оптимистично настроенные молодые люди с косматыми причёсками и лохматыми бородами одетые с ног до головы в фирменную джинсу предложили нам упаковку «Седуксена» - как они заявили «для разогреву» … Мы с Андреем отвергли «гуманитарную помощь».

В тёмных углах углах зала в воздух тонкими струйками струился дымок от «плановых косячков», запах которых мне был знаком по Донбассу. Сам я «травой» не баловался, но среди моих одноклассников были ребята, которые пробовали «план» неоднократно, причём рассказывали они всю технологию получения «дури» из цветущей конопли весьма детально… Короче, основная часть публики в уютном концертном зале ДК им.Крупской была одета в джинсу и кожу, была косматой и бородатой до неприличия и выдыхала в окружающее пространство стойкий смешанный запах алкоголя, курева и «плана».

И тут свет в зале погас окончательно и на сцену вышел зализанный молодой человек в костюме при галстуке с бордовой папкой и как-то неубедительно произнёс: «Начинаем наш вечер, посвящённый бойцам студенческих строительных отрядов!...» Зал ответил дружным хохотом, рёвом и нестройными аплодисментами под выкрики бородачей: «Наконец-то!... Давай-валяй, комсомол, сколько можно козу водить?…»
Занавес поднялся, появился новый ведущий в джинсовой куртке и яркой рубашке и, если мне не изменяет память, на разогреве сейшена выступила питерская команда с красноречивым названием «Зелёные муравьи». Зал ответил одобрительным гулом, свистом и пока ещё лёгким топотом громадных кожаных «шуз» с металлическими подковами. И понеслось!…

После «Зелёных» была объявлена весьма профессиональная группа «Орнамент», которая исполнила свои композиции и ряд популярных западных хитов, включая скандальную вещь Brown Sugar рок-группы The Rolling Stones.

Затем вышла группа «Мифы» в составе Сергея Данилова вокал и гитара-соло , бас-гитара и вокал Геннадий Барихновский, Сергей Ильченко-вокал и гитара, Сергей Петров ударные и клавишник Степанов и мощной группой духовых «Мифы», которая исполнила свои композиции в стиле джаз-рок, а также «Мальчик, мальчик», «Шок» и «Хочу с тобою как с собой».


Лидер «Машины» Андрей Макаревич, оставил красноречивые воспоминания об этом выступлении «Мифов»: «Их я уже видел пару лет назад в Москве — не знаю каким ветром их туда занесло. Уже тогда в них всё было шикарно — мощный, какой-то фирменный вокал Юры Ильченко, издевательские тексты, тяжёлые аранжировки, волосы до плеч и драные джинсы — всё чуть-чуть свободнее, чем в Москве. А теперь они вышли на сцену с духовой секцией — трубой и саксофоном! Дудки победно сверкали. С первыми аккордами я понял, что нам конец — если два года назад они меня поразили, то теперешнюю мою реакцию не описать… В зале творилось невообразимое. Маргулис уже задвинул свою бас-гитару ногами куда-то под кресло и заявил, что если после «Мифов» я хочу видеть его на сцене, то, для начала, придётся его убить. Поздно! «Мифы» доиграли свой последний хит, пригласили на сцену «Машину времени», и их трубачи грянули какой-то бравурный марш. Не выйти было нельзя. Не помню, как мы с Серёжей выволокли Маргулиса за кулисы. Несмотря на эффектность и масштабность композиций, усиленных духовыми инструментами, джаз-роковый стиль не прижился, и музыканты, «наигравшись» с ним, опять зашли в творческий тупик.»  https://ok.ru/rockoboz/topic/66670468601303

Затем после перерыва вышла маститая команда «Санкт-Петербург Дженерал». 

Под занавес молодая питерская команда «Аквариум» Бориса Гребенщикова – вокал и акустическая гитара, Михаила Файнштейна «Фана», с необычайным виолончелистом-приколистом Всеволодом Гаккелем, Дюшей Романовым – флейта, электрогитаристами Николаем Пужиным и Майком Науменко, клавишником Вадимом Васильевым, ударные - Клаус.

А на закуску вышли московские нежданные гости – Андрей Макаревич и Саша Кутиков, которые врезали на чужой аппаратуре с «арендованным» у «Мифов» ударником. Как нам рассказал Сергей Данилов - это они с Ильченко буквально забрали «тёпленькими» москвичей из ресторана «Невский» (они познакомились ещё до этого на сейшене в Москве). Ребята-москвичи откатали «Солнечный остров», «Марионетки», "Ты или я", "Летучий голландец", остальные вещи не запомнились… Музон был так-себе, а тексты публике и мне понравились!

«Мифы» в тот период считались уже маститой группой, а «Аквариум» и «Машина» считались начинающими.

После сейшена разгорячённая косматая публика расползлась по ближайшим пивбарам и кафешкам. Мы с Андреем , попрощавшись и поблагодарив Сергея, прыгнули в метро…

Группа "Мифы" появилась на свет в сентябре 1965 года в 216 школе Кировского района Ленинграда на волне битломании. Её создателями и творческим мотором на протяжении многих лет стали Сергей Данилов и Гена Барихновский. С лета 1969 с группой работал один из подпольных менеджеров Леонид Дементьев, который сосватал их в Дом дружбы на Фонтанке, а потом в пансионат «Дюны». В этот же год в группе появился талантливый певец и клавишник из Ростова-на-Дону Юрий Ильченко.
Отслужив в СА положенные два года, Ильченко возвращается, и в 1972-73 годах идея собственной рок-группы возрождается. Сначала она воплощается в попытке Данилова и Барихновского написать и поставить собственную рок-оперу «Время». В центре сюжета — современная вариация на тему конфликта «отцов» и «детей». Опера осталась незаконченной, но музыканты окончательно осознали необходимость и возможность собственного творчества. «Мифовцы» пишут уже свои композиции на рок-н-ролльной и ритм-энд-блюзовой основе, отойдя от простеньких песенок в стиле бит.

В январе 1974 года на неофициальном конкурсе самодеятельных питерских групп в ДК им. Орджоникидзе Мифы поделили I место с Землянами Евгения Мясникова. Чуть позже повторили свой успех на фестивале в Москве, на котором познакомились с никому неизвестной ещё Машиной времени. Барихновский в Москве стал лучшим бас-гитаристом. А Ильченко – лучшим вокалистом.

Летом 1974 ребята играли в Пушкине на танцах в Белом зале под вывеской группы «Люди Левенштейна, которую возглавлял знаменитый джазовый саксофонист Всеволод Левенштейн» (участник и продюсер Добрых молодцев и «Октета ЛИТМО»). Осенью 1975 Левенштейн эмигрировал в Англию, нашёл пристанище в Лондоне и преобразился в «Севу НОВГОРОДЦЕВА, ГОРОД Лондон, ВВС»…

Сергей Данилов в 1977 году был осужден за хранение и употребление наркотиков. Освободился по амнистии в 1980 году. В 1981 группа «Мифы» с Сергеем Даниловым выступила на открытии ленинградского рок-клуба и записали в студии Андрея Тропилло полноценный дебютный альбом «Дорога домой». Поскольку группа состояла из очень ярких индивидуальностей то её судьба постоянно сопровождалась распадами иной раз на весьма длительные сроки, но с обязательными последующими объединениями.

7 марта 1981 года Мифы в числе первых стали участниками Ленинградского Рок-клуба.
Весной 1983 года на I питерском рок -фестивале «Мифы» поделили второе-третье место с «Аквариумом», сенсационно пропустив на первое месть «Мануфактуру».

 В конце 1984 года группа распалась из-за того, что Данилов и Барихновский решили разойтись. Поскольку группа состояла из очень ярких индивидуальностей то её судьба постоянно сопровождалась распадами иной раз на весьма длительные сроки, но с обязательными последующими объединениями.
В скором времени недолго поиграв в «Невском проспекте» в Германию вслед за родственниками на ПМЖ уехал Барихновский.

В августе 1991 года во время концерта «Рок против танков» на Дворцовой площади на сцене после долгого перерыва встретились Барихновский, Ильченко, Данилов, исполнив знаменитую песню Ильченко «Колокол, бей!»
https://www.youtube.com/watch?... Бей, колокол!.
В том концерте приняли участие Игорь Тальков, ДДТ, Нау…

"Горы высокие, реки глубокие,
Всюду покой, тишина.
Выйдешь ли на поле, росы наплакали,
Всюду родная страна

Бей колокол, бей колокол,
Бей колокол бей.
Бей колокол, бей колокол,
Бей колокол бей.

В этих краях красотой очарованных,
Я колокольню сложу.
И в облаках тишиной заколдованных,
Колокол я привяжу.

Бей колокол, бей колокол,
Бей колокол бей.
Бей колокол, бей колокол,
Бей колокол бей.

Я поднимусь в эту высь поднебесную,
Колокол трону рукой.
Все что не высказать, все что не выплакать,
Вызвонит колокол мой.

Бей колокол, бей колокол,
Бей колокол бей.
Бей колокол, бей колокол,
Бей колокол бей."
Юрий Ильченко «Колокол, бей!» https://www.youtube.com/watch?v=U4i23kDMD2w

Группа вновь собралась в 2006 году под руководством Геннадия Барихновского.
А в 2007 году не стало Сергея Данилова…

 Он оставил после себя немалое количество песен и стихов, многие исполнители считают по праву себя его учениками, он занимался преподавательской деятельностью, издал книгу стихов – оказалось, что он немало писал «в стол», для себя и только в конце жизни решился на издание книги стихов…

Группа существует и работает до сего времени под руководством Геннадия Барихновского в престижном питерском JAGGER CLUB.

 Можно по-разному относиться к рок-музыке, роли и месту творчества одной из старейших отечественных рок-групп «Мифы». Но точно нельзя остаться равнодушным и невозможно обвинить ребят-музыкантов в конъюктурщине. Спустя более 50 лет они остались верными себе, верными своему времени и своему творчеству и нам, их почитателям и поклонникам.

P/S:

Прошло уже более 50 лет с момента начала организации группы Сергеем и Геннадием. Жизнь расставила на свои места очень многое, но не всё и не всех…
То, что когда-то казалось интересным, стоящим нашего внимания и даже в чём-то с претензиями до великого – оказалось на поверку временем всего лишь раздутым пшиком, и порой сейчас вызывает саркастическую усмешку.

Очень хочется, чтобы наши дети и внуки оказались умнее нас – поколения детей Победителей, которое умудрилось профукать Великую Страну. На которую с надеждой смотрели многие народы мира, у которой втихаря многому учились и заимствовали, а порой и беззастенчиво воровали…

Хорошо и легко быть умным после свершившегося. Но факт остаётся фактом – в бестолковой, стадной погоне за западными тряпками, джинсами, виниловыми дисками с записями западных рок-групп, западными магнитофонами и видомагнитофонами, запретными видеоиграми и фильмами мы не заметили как потеряли что-то важное, мы потеряли себя, предав память и дело наших отцов и дедов… Полезно и важно вспоминать и анализировать произошедшее с нами для того, чтобы хоть сейчас разобраться и понять, что же произошло со всеми нами и с нашей страной, ставшей обычной представительницей стран третьего мира, сохранившей частично свои природные богатства и немалую территорию (пока?)….

Есть увлечения, дела и поступки за которые человеку не стыдно, о которых можно рассказать…А есть вещи, увлечения которыми сродни бесцельной потери времени и сил. К сожалению, при всём уважении к рок-музыкантам нашего времени, мы с Вами позволили новоявленным западным гамельнским дудочникам увести себя как доверчивых простодушных детей из города Гамельн из средневековой немецкой легенды в сторону от завещанной нам дедами-прадедами дороги… В сторону от Настоящего Большого Дела, Большой Общей Цели, от Общества Равных возможностей…

Мы даже не сразу поняли, что пляшем под чужую дудку и поступаем вопреки здравому смыслу и своим интересам…

А шедевры песенного творчества The Beatles, Rolling Stones уже давненько стали достоянием истории, мировой культуры….И только!...

Нам нужно двигаться дальше, желательно Вперёд и Вверх Своей Дорогой, желательно напрочь забыв о чужих советах и чужой воле, которые никогда не могут быть добрыми по определению…

Если кого обидел в его лучших чувствах и привязанностях, заранее прошу прощения.
Ваш Ходанов 30.03.2019



Уважаемые Читатели! Cобрал для Вас подборку любимых песен группы "Мифы" разных лет:

"Земляничные поляны" https://www.youtube.com/watch?v=MiHfSXaRE5A

"Дом" https://www.youtube.com/watch?v=GjrEEO70_-w

"У камина" С.Данилов https://www.youtube.com/watch?v=yyVymbU7Fxo

"Чёрная суббота" С.Данилов https://www.youtube.com/watch?v=JAl1A5qFzxw

"Последний трамвай" https://www.youtube.com/watch?v=7y9DQBgVu5Y

"Дорога домой" https://www.youtube.com/watch?v=PYrq6rcW4ZA

"Запретный плод" https://www.youtube.com/watch?v=9CT8OMhAwOI

"Новая песня" https://www.youtube.com/watch?v=zSrXmQPsJPo

"Про Макара" https://www.youtube.com/watch?v=BXzN3hNiXio

Много фотографий и ссылок на затронутую тему см. https://cont.ws/@hodanov/1277105


Рецензии
Вечера доброго Вам, Николай.

Что могу сказать?
Как обычно - очень добротное произведение, рассказывающее о становлении, точнее о перипетиях такового, отечественного рока.
Чувствуется, что автор хорошо знаком с материалом, и судя по всему, со многими персонами повествования лично.
Честно признаюсь, отечественная рок-музыка той поры меня слабовато привлекает.
Не мой стиль, хотя рок-музыку в целом я очень люблю.
Вообще удивительно и даже несколько обидно, что и само развитие рок-музыки у нас в стране пошло каким-то несколько вывернутым, на мой взгляд, путем. И отношение к этой музыке нашей власти было уж чрезмерно предвзятым.
Как результат - направление в сильном загоне и большая часть команд, даже в последующее время практически не развивались, оставшись навсегда в культуре 70-х...
А жаль, быть может, уделив рок-музыке больше внимания, направив её в нужное русло, удалось бы сделать немало на пути сохранения СССР.
Впрочем, что теперь об этом вспоминать.

А исследование - прекрасное.

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   02.04.2021 22:02     Заявить о нарушении