Каменный мост. Художники 9

      В 2016 году калужский Каменный мост вошёл в число самых удивительных автомобильных мостов России и занял там четвёртое место А всего мостов в то время насчитывалось 42 тысячи. Первое место досталось вантовому мосту через Оку рядом с  Муромом Владимирской области, построен недавно в 2009 году. За ним следует мост через Иртыш в Ханты-Мансийске, названный за архитектурное решение  и цвет "Красный дракон". Построен в 2004 году. Третье место досталось Большому мосту через овраг в Царицино. Этот старинный Каменный мост начал в 1778 году архитектор Василий Баженов, а закончил архитектор Иван Еготов в 1784 году.

      Наш любимый Каменный мост, занявший 4 место один из самых глубоких в мире. Говорят, что архитектор Пётр Никитин, был связан с масонской ложей и при строительстве  моста использовал некие символы и учения этой таинственной организации. Как бы там ни было, он служит нам уже 200 лет и мы его любим, и гордимся им. А я продолжу свой повествование и вновь расскажу о художниках, в чём творчестве отразилась красота нашего старинного виадука.

      Год назад я увидела на выставке картину Владимира Афонина "Каменный мост в Калуге" и сразу очаровалась ею (на коллаже слева вверху). Всё такое сказочное, белое, пушистое. А кто в санях-то, может сам Дедушка Мороз детишкам подарки везёт? Такая живая радостная картина!

      Ниже работа Юлии Полюгаевой. Ещё один осенний пейзаж с Каменным мостом, ещё одно очей очарование.

      Дети тоже нас радуют. Не знаю кто этот юный художник, но его Березуйский овраг в период яркого бабьего лета смотрится и весело, и звонко (третий слева).

      Внизу слева картина художника Беспалова. К сожалению, узнать что либо о нём не удалось. Зелень летнего дня и мост, освещённый солнцем.

      В центре вверху картина Ю.Н. Титова "Летний вечер в Завершье", написана в 1955-1975 годах. Безусловно, в ней отражено время середины прошлого века. Тот  жёлтый дом, что слева, построенный в начале 20 века, по прежнему стоит. А двухэтажного дома с пристройками уже не существует. Там находится здание НИИ и, наверняка, нас туда не пустят. Эх, не сможем мы с окон этого учреждения полюбоваться на Каменный мост. Весело зеленеет склон оврага, а на нём тропинки, что протоптали калужане. Говорят, что раньше местные жители садили рядом с оврагом и по его склону огороды - картошечка, морковочка, лучок. Деревня да и только в центре города! Потом огородничество запретили, а склон засадили деревьями. Такое милое, доброе, недавнее прошлое. Ну всего-то лет 60-70 назад.

      Посмотрим ещё на одну картину Юлии Полюгаевой (в центре внизу). Летний день, мост, освещённый солнцем, весь в зелени овраг и вид на то же самое Завершье. Там, за деревьями правее просматривается здание НИИ, в котором работают серьёзные люди и любуются с верхних этажей на Каменный мост. Да, Калуга меняется. Мы радуемся, что сохранили какие-то старые дома и радуемся новым, большим, красивым.

      Справа вверху милый зимний пейзаж Владимира Данько. Решётка Каменного моста, фонарь с шапкой снега вверху и асфальт проезжей части моста, почему-то красноватого цвета, ну как ковровая дорожка. Но не будем спорить, у художника своё видение. И снова Завершье, улица Пушкина. И красный цвет у домов снизу. Присутствие этого цвета в гармонии с бело-голубым придаёт пейзажу какую-то нарядность и праздничность. Поскольку на зимнем пейзаже деревья не мешают созерцанию, то у меня возникает ощущения какого-то пространства. Хочется пройти по мосту и туда-туда. Там жизнь старой-новой Калуги.

      Ниже ещё один зимний вид художника Геннадия Мясникова-Славина, с которым мы уже неоднократно встречались в моих рассказах. Бело-синий мост в голубом снежном сугробе оврага, тонкие ветки деревьев, как прожилки. На той стороне серая густота деревьев Золотой аллеи и, немножко освещённые солнышком, золотятся здания присутственных мест и Троицкого собора (второй справа).

      На полотнах художника Юрия Карпикова можно увидеть не только чудесные современные пейзажи. Он так же любит изображать и милую старую Калугу. "Улица Пушкина" так он назвал картину, ту что на коллаже третья справа. Автор возвращает нас в 19 век. Вся она такая золотая, залитая солнечным светом, полная безмятежности, спокойствия и тихой мудрости. Дом купцов Золотарёвых, в народе его называли дворцом. Говорят, сам купец там не жил, а дом предназначался для приёма важных персон. Царские особы там останавливались неоднократно. У ворот добродушный дворник в белом фартуке с метлой всегда начеку. Деревянный дом рядом с купеческим, а в Калуге раньше было много деревянных домов, некоторые весьма замечательные сохранились до нашего времени. Извозчик на своей лошадёнке везёт кого-то, да дама голубом платье  и шляпке идёт куда-то по своим делам. Дальше видим Каменный мост и здания Присутственных мест с аркой.   Картина, как маленькое кино про прошлые времена.

      Последняя картина на коллаже справа внизу художника Дмитрия Иванова называется "Старая Калуга". Он словно перекликается с автором предыдущей картины, но изображает тот же самый вид по своему. На его графическом рисунке осенний серый день, Золотарёвский дом, изгиб улицы, Каменный мост, арка Присутственных мест, да Троицкий собор. Немного грустно после солнечного Карпикова, но это тоже Калуга, такая разная, новая, старая, но всегда любимая и дорогая.

      Мои рассказы о художниках и Каменном мосте будут продолжены.
      


Рецензии