Класснушка

   В  1963 году в нашем 7-Б новой Альметьевской школы №14 классным руководителем стала Таисия Ивановна Ронжина. Она вела уроки немецкого языка и сама  обликом  чем-то была  на фрау похожа. Светловолосая,с удлинённым  лицом,прямым носом, со строгим взглядом и едва заметной сдержанной улыбкой на тонких губах.
    Мы  за глаза прозвали её класснушка Тося. Она закончила Горьковский пединститут и как лучшая студентка проходила  языковую практику в Берлине. Ученикам своим старалась привить этот особый диалект в произношении.
    Класс наш из 33-х учеников на уроках немецкого делили на две группы,которые занимались в разных помещениях. Я и Резеда Кадырова попали в группу Тоси,а мои закадычные подруги Зоя Хуснуллина  с Валей Бородиной-в группу второго "немца" к молодому и симпатичному учителю ,тоже "арийского" типа Александру Ивановичу Лизринову.
    Между группами возникло даже нечто вроде соревнования: кто больше слов немецких выучит из словаря, кто лучше у доски ответит. А заводилами стали я с Резедой и Зойка с Валькой.
       Забегая вперёд, скажу,что поступая на журфак МГУ, я сдавала экзамен по немецкому языку устно, и комиссия  отметила моё произношение. А одноклассница Резеда стала продолжательницей дела Таисии Ивановны:закончила  факультет иностранных языков в Казанском педвузе, и  преподавала в родной школе с ней в паре.
     Наша класснушка Тося и в самом деле, была на современном сленге классным человеком.  Строгая,но справедливая, никого не выделяющая, не забывающая каждого похвалить и поддержать.А ещё она умела хранить наши тайны и не выдавала их даже родителям. Не допускала,чтобы в классе появились подлизы и доносчики. Не знаю, любили ли мы Таисию Ивановну,но уважали безмерно.
       Во всех внешкольных делах  она была  с нами.  Мы вместе ходили гулять в лесопарк,подступающий к задам города. Перебирались через глубокий овраг к роднику с  ледяной кристально чистой водой, собирали букетики цветов. Именно букетики,а не охапки,чтобы  лес не оскудевал красотой.
      Летом после окончания 7-го класса мы решили совершить  3-х дневный поход с палатками. Валя Юдина предложила идти в её родное село Ново-Никольское,раскинувшееся в 17 км от Альметьевска. Палатки и  необходимое снаряжение дали в школе. Продукты взяли в складчину.
    Оделись,кто во что горазд- не у всех тогда были спортивные костюмы ( мы их называли лыжные-с начёсом). На уроки физкультуры девчата и парни ходили в ситцевых шароварах.А Таисия Ивановна пошла в поход в элегантных женских брючках,ловко сидевших на её стройной фигуре. Шли весело с песнями,шутками, анекдотами.
     На сохранившемся фото я узнала  своих подружек  Зою и Валю,Женю Сайбеля, Фарида Гайнуллина,Валю Юдину,Валю Кузмидину,Надю Кольцову ,а других не помню,к сожалению. 
     Привал устроили с ночёвкой в лесу. Пацаны ставили палатки,разжигали костёр,девчата собирали  хворост и помогали мне -кашевару готовить ужин. Я велела нарвать на опушке щавеля и добавила его вместе с варёными яйцами в суп с колбасой,картошкой,морковью,луком. Получилось вкусно! А ещё мы картошку  испекли в золе от костра и ели со смаком,обжигаясь.
     Долго не шли  спать в палатки: любовались звёздами, прислушивались к каждому шороху.
      Село Ново-Никольское  оказалось большим и светлым со старинной заброшенной церковью. Всюду на улицах цвела сирень с огромными  тёмно-лиловыми гроздьями.
      Наша класснушка Тося  вместе с Валей Юдиной сходила в сельсовет отметиться и нам выделили для ночёвки  большой недостроенный дом. Принесли сена вместо постелей и распределили  пацанов в одной комнате,девчат- в другой. Обед опять готовили на костре-варили картошку  и кашу какую-то. Валя Юдина  от бабушки принесла домашней снеди. Аппетит у всех на свежем воздухе был отменный!
      Вечером пошли в клуб на танцы. И даже концерт небольшой дали-песни пели и стихи читали. Местные парни смекнули, что из взрослых с нами только Тося. И самые отчаянные явились к временному пристанищу городских путников. Стали камешками в окна кидать и вызывать понравившихся девчат.
      Мы перепугались. А Таисия Ивановна вышла на крылечко и подозвала парней к себе поближе. Спокойно и тихим голосом объяснила нахалам, что в сельсовете их знают всех по именам, поэтому,на скандал  с милицией нарываться не стоит. И законы гостеприимства  в любом поселении никто не отменял.
     Парни разошлись с миром. А наутро мы обнаружили на крыльце целый ворох веток сирени. Такой  знак извинения нас растрогал, а  класснушка Тося довольно прятала в углах губ улыбку.
     Помню,какие интересные классные часы устраивала  по понедельникам Таисия Ивановна. Мы  спорили на заданную тему,с жаром обсуждали какие-то житейские ситуации и конкретные наши  поступки, учились слушать и слышать друг друга.
     А как-то Таисия Ивановна предложила всем написать коротенькое-на один листочек сочинение о нелюбимых делах. Лучше всех сочинения  писала я и их зачитывали даже в параллельных классах. Не помню,о чём поведала я на  этот раз, в какой нелюбви и к чему признавалась.Но самым интересным  оказалось сочинение Резеды Кадыровой. Читать его вслух по  этическим причинам не стали. А я упросила автора показать мне текст. Резеда крупными буквами вывела изумившую меня фразу  "Я НЕ ЛЮБЛЮ ШИТЬ!" Чётко объяснила свою неприязнь к иголкам-ниткам и швам-строчкам.
    Я была поражена нежеланием учиться такому нужному для девочки швейному делу и  умением подруги иначе мыслить и излагать своё мнение.
     В другой раз  класснушка  предложила каждому честно написать  о  хороших и дурных качествах характера. Я,вдохновлённая Резедой,перечислила кучу плохого в себе- настырность,обидчивость, тупость в точных науках, несдержанность в словах и прочее. А из хороших качеств назвала два- умение дружить и не завидовать.
     И опять мои "откровения" остались не замеченными. А зачитали Зойкино сочинение,вернее его вторую часть."А о моих хороших качествах говорить самой не скромно,-писала Зойка.- Пусть лучше другие о них расскажут".
    Слава Богу, такие "щелчки по носу" моё самолюбие  особо не задели. Даже заставили задуматься и разобраться в себе. И ещё больше зауважать Зойку с Резедой.
      У меня с детства было желание выделиться из общей массы. Как выяснилось из сегодняшней переписки с одноклассницей Резедой, Вера Полянская при сказочной внешности(!) обладала ещё и самыми разными талантами. О как! Да,я пела,танцевала,читала стихи,сочиняла для школьной сцены интермедии,выпускала школьную стенгазету,занималась в пресс-центре "Голос юности" при горкоме комсомола. А вёл занятия с юнкорами  сотрудник газеты "Знамя труда" , студент -заочник журфака Казанского  университета и мой сосед Володя Ковалёв.
     Кроме того,меня как активного внештатного корреспондента зачислили ещё в 8-ом классе "студенткой" рабочего факультета журналистики при вечернем  университете максизма-ленинизма. Да-да, существовали такие в 1963 году.
    Ректором университета и деканом журфака был замредактора Альметьевской газеты Борис Иванович Бизяев.
     Если мне не изменяет память, студентов насчитывалось  человек  15 и все взрослые люди, а из женского полу-я сама младшая и красавица девушка Раушания из многотиражки  Татнефть. Через два года нам выдали свидетельства об окончании.
       Конечно же, наша класснушка Таисия Ивановна знала о моих творческих успехах- я одна из всех школы  заявила,что стану журналистом. Но хвалила она меня сдержанно,чтоб не зазналась девочка.
      Сразу после 9-го класса я заявила,что мы меняем квартиру и я переезжаю жить в город Баку-родину моего любимого певца Муслима Магомаева. Кто-то принёс моей маме объявление об обмене квартир и нашлась знакомая,которая стремилась перевезти к себе в Альметьевск старика отца. Она расписала нам прелести жизни у Каспийского моря в небольшой квартирке со всеми удобствами. Пришла посмотрела нашу большую 2-комнатную квартиру на 3-ем этаже  каменного  дома и вопрос решился.
      Мама отправила в Баку меня с отцом,чтоб на месте всё разузнать.  Из школы забрала мои документы  по случаю смены места жительства. А я везла с собой блокнот,куда подружки написали добрые слова и напутствия. Таисия Ивановна перед
отъездом сказала мне наедине, что жаль лишаться такой активной ученицы.
    Ехали поездом из Москвы несколько суток,а в Баку нас никто не встретил. Долго искали с папой район,где жил наш обменщик. Наконец,  отыскали дом и впали в оцепенение:вместо заявленной квартиры перед нашими взорами предстало  крошечное полуподвальное помещение с сенцами,в которых торчал  в полу кран  с накрученным шлангом.
  -Зато вода в доме-,гордо заявил дед-хозяин. Тут же  стояла электрическая плитка-вот и все удобства.
      Папа даже разбираться не стал с таким явным обманом. Выпили они с дедом -бакинцем и решили через пару-тройку недель ехать вместе в Альметьевск. Отбили маме телеграмму,что обмен не состоится, и стали отдыхать.Папа из-за жары из дома почти не вылезал,а я подружившись с соседкой армяночкой Эммой,жадно впитывала в себя новые бакинские впечатления.
      Эмма показала мне город во всей красе:мы гуляли по старинным улицам,ели вкуснейшее мороженое в кафе "Жемчужина" на бульваре под названием Бакинская Венеция, любовались легендарной Девичьей башней. А купаться ездили под присмотром моего папы на пляж Нефтяные камни,где  вода Каспийского моря была изумрудно-зелёного цвета.
      Родители Эммы и ночевать мне  предложили у них-на террасе,увитой виноградом. Там я попробовала  лаваш и мацони,  долму-голубцы в виноградных листьях,икру из печёных на огне баклажанов.
     Вернулись с папой и дедом-бакинцем в Альметьевск. Подружки мои Зойка с Валькой каникулы проводили в деревне,другие одноклассницы тоже были кто где.  И почему-то показалось стыдным возвращаться в родную школу. Решила,что запишусь в вечернюю- школу рабочей молодёжи. Мама ехидно спросила : " А кто и куды тебя на рОбОту вОзьмёт?"
     Но я упрямо понесла документы ,куда задумала и с сентября стала ходить на уроки вместе с великовозрастными учениками.
    Зашла поделиться новостью к однокласснице Вале Кузе.  Её мать тётя Люба участливо покачала головой и посоветовала не дурить и от своего класса в школе № 14 не отбиваться. Я даже обиделась на такое "непонимание" моего положения.
     А через пару недель  встретилась с класснушкой Таисией Ивановной в магазине. И она тихо,но твёрдо  сказала: "Возвращайся к нам,Вера! Без тебя скучновато в классе".
   И я вернулась.


Гатчина,декабрь 2020 года.
   


Рецензии
Моя одноклассница и подруга Валентина Кузмидина -Валя Кузя из Альметьевска
Вера, как точно ты запомнила нашу Таисию Ивановну. Жаль что она не прочтет..., но ее дети и внуки обязательно должны прочесть твои воспоминания. Спасибо тебе большое за теплые слова о моей матушке. Она очень любила тебя, всегда понимала тебя лучше чем я, переживала за тебя, писала тебе.... с п а с и б о.
МОЯ одноклассница Резеда Кадырова-педагог по немецкому и английскому языку
Дорогая Вера!
Как всегда, воспоминания о тех временах нахлынули разом и заставили весь этот период дышать и шагать под своим влиянием. Все описано так, как будто это произошло вчера и все персонажи вернулись с тех далеких времен. Так и хочется повторить вслед за Фаустом: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Да, все возвращается на круги своя — это я о последнем предложении в твоем рассказе «Класснушка». Спасибо!

Вера Дейниченко   01.03.2021 11:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.