Хабермас о структурализме
«…во всяком случае, [структуралистская практика] отказывается от синтетических усилий сознания [истории], а, следовательно, и от построения целостности как от абстрактного средства [для познания истории]. Причем структурализм отказывается от идеи примирения — наследия философии истории, которым беззастенчиво пользовалась и вся приближенная к гегелевской критика модерна. Отторгается любая история, «которая пытается вместить многообразие времен в закрытую совокупность, в тотальность; история, которая... во всех сдвигах видит примирение; которая рассматривает все, что позади, с точки зрения конца света». (Ю. Хабермас «Дискурс о модерне»; "Лекция IX. Критика разума и разоблачение наук о человеке: Фуко.")
Ценным для нас данное замечание представляется в той связи, что исходя из него получает свое подтверждение та точка зрения (то есть наша) на "структурализм", которая утверждает, что он и, вообще, вся «антиклассическая традиция» прошлого века в Европе есть разновидность «аналицизма».
Далее об историцизме Мишеля Фуко Хабермас пишет:
«История застывает под стоическим взглядом археолога, превращаясь в айсберг, покрытый кристаллическими формами произвольных формаций дискурса. Каждая отдельная формация обретает автономию безначального универсума, поэтому на долю историку остается занятие генетика, объясняющего случайное происхождение этих странных структур из полостей смежных формаций, т.е. из непосредственно влияющих обстоятельств.» (Ю. Хабермас «Дискурс о модерне»; "Лекция IX. Критика разума и разоблачение наук о человеке: Фуко."156)
Односторонний аналицизм (и структурализм), как подтверждает для нас Хабермас, не достигает необходимого, не проникает в сущность явления, а застывая над водами объективности он копошится в "случайностях", держится на поверхности "айсберга" и не способен замочить ноги что бы увидеть целое.
Примечания:
«Гуссерль в конце концов возвращается к некоему трансцендентальному, изначальному «эго», по ту сторону от времени и пространства. Но и в поздней философии Хайдеггера обнаруживается, что всякая попытка детрансцендентализации субъективности конструирующий мир обречена на неудачу, пока трансцендентальный перепад между открытием мира посредством языка и событиями мира делают невозможными обратное действие [то есть практическое преображение мира- В.К.].» (Ю. Хабермас «Лекция на философском факультете МГУ» кнл.: «Философский факультет МГУ» от 04.10.2020г.)
Свидетельство о публикации №220121001314