Сказки сказками, будни буднями...

На сцене Московского областного театра драмы и комедии 5 декабря 2020 года прошла премьера детского спектакля «Дикие лебеди» по мотивам одноимённой сказки Ганса Кристиана Андерсена. Инсценировку по этой сказке написал известный актёр и сценарист Владимир Кебин, а её постановку осуществил приглашённый в Ногинск театральный режиссёр, выпускник Высшего театрального училища имени Щепкина, актёр и драматург Эрвин Гааз.   

Когда невозможное становится возможным
Вам родители перед сном читали сказки Андерсена? А бабушка и дедушка не читали? А что же они вам читали? Сказки Пушкина? Ну, Пушкин – это же здорово. А отец Андерсена (башмачник по профессии) на ночь читал маленькому Гансу не только сказки, но и исторические повести и Библию. Мальчик рос фантазёром и мечтателем. И ещё отец водил Ганса в местный театр.  Ганс с детства стал придумывать разные истории и разыгрывал их в домашнем кукольном театре. Отец специально мастерил для него деревянные куклы. Так что мальчику явно повезло с родителем (мама у Ганса была слишком набожной прачкой и едва умела читать). И это только лишний раз доказывает тезис – всё начинается с детства. Но случилась беда: когда Гансу исполнилось 11 лет, отец умер. Гансу пришлось помогать маме и самому зарабатывать на жизнь. Он вынужден был пойти в подмастерье к портному, а потом – на папиросную фабрику.
Когда Гансу исполнилось 14 лет, он совершил смелый поступок: принял решение уехать из города Оденс, где 2 апреля 1805 года родился, и отбыл покорять столицу Дании Копенгаген - для того, «чтобы стать знаменитым». Что пришлось испытать замкнутому, ранимому, нервному и слишком эмоциональному пареньку в Копенгагене, можно узнать прочитав его биографию. Но ранее невозможного Андерсен добился: он стал знаменитым датским сказочником, которому при жизни в Копенгагене был установлен памятник.  Когда добиваешься якобы невозможного, то начинаешь понимать, что невозможное – возможно! И ставишь для себя другую невозможную цель.   
Кстати, немаловажный нюанс: проект своего памятника Андерсен утверждал самолично. На памятнике писатель сидит в кресле и читает книгу. Первоначально его фигуру скульптор Огюст Сабе задумывал в окружении детей. Но Андерсен потребовал, чтобы на памятнике рядом с ним не было ни одного ребёнка. По-видимому, в этом выражался его протест против того, что общество воспринимало его как детского писателя-сказочника. Некоторые исследователи творчества Андерсена утверждают, что он сам не любил своих сказок и не считал их значительными. Ведь кроме сказок, Андерсен писал новеллы, повести, романы, стихи, пьесы, путевые заметки.
Однако именно благодаря своим сказкам («Русалочка», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочка со спичками», «Соловей», «Снеговик», «Огниво», «Дюймовочка» и другим) Андерсен получил всемирное признание и материальное благополучие. Не имея жены и детей, он имел возможность не только много писать, но и был страстным путешественником. Он утверждал, что «по-настоящему живёт только тот, кто путешествует». В Англии его встречали с триумфом. Он объездил всю Европу, побывал в Греции, Германии, Испании, Швейцарии, Португалии, на Балканах, в Малой Азии и Северной Африке. Он написал несколько книг своих путевых заметок. И умер от рака печени в 1875 году в семидесятилетнем возрасте.
В Советском Союзе по сказкам Андерсена поставлено немало мультипликационных и художественных фильмов («Старая, старая сказка» в 1968 году, «Принцесса на горошине», «Русалочка» в 1976 году, «Осенний подарок фей» в 1984 году и другие). По биографии Андерсена известный советский кинорежиссёр Эльдар Рязанов в 2006 году поставил блистательный двухсерийный художественный фильм «Жизнь без любви», в котором в роли Андерсена снялся Станислав Рядинский. Кстати, в этом фильме сыграл свою последнюю роль наш земляк из Павловского Посада, любимый многими зрителями популярный актёр Вячеслав Тихонов. Помните, он сыграл в этом фильме роль очаровательного Творца, принимающего душу датского писателя уже на том свете? Не помните? Тогда пересмотрите этот прекрасный фильм. Этот фильм Эльдара Рязанова в 2007 году был удостоен Гран-при кинофестиваля «Литература и кино».

Добро и справедливость торжествуют
Вы наверняка помните содержание сказки Андерсена «Дикие лебеди», которую он написал в 1836 году в 33-х летнем возрасте, по тем же мультипликационным фильмам. Старый король, которому жена родила 11 сыновей и дочку Эльзу, неожиданно остаётся без супруги. Она умерла. Король приводит в замок новую жену, которая оказывается злой колдуньей. С её приходом в королевский замок счастливая жизнь Эльзы и её братьев заканчивается. Мачеха чёрными чарами обращает 11 братьев в диких белых лебедей, а Эльзу делает такой дурнушкой, что отец её не узнаёт, когда та появляется в замке и изгоняет её из родного гнезда. Эльза вынуждена скитаться и делает всё возможное и невозможное, чтобы спасти братьев и себя.
В декабре прошло 12 премьерных показов этого спектакля, который играется двумя составами ногинских артистов. И актёры не копируют друг друга. Каждый из них вносит свой индивидуальный шарм и в интерпретацию исполняемых ими сказочных персонажей.
На первом премьерном показе, на который были приглашены представители региональных СМИ, в первом составе блеснули отменным профессиональным мастерством заслуженный артист Московской области Фёдор Казаков (старый король), Евгения Баринова (Эльза), Анна Юзыч (королева-мачеха), Андрей Кирьян (шут, он же старуха, он же Волшебник), Дмитрий Егоров (молодой король), Яна Фоминых (жаба Мурзик), Дмитрий Сафонов (жаба Тузик) и Андрей Глазунов (жаба Илларионович). 
Компактный спектакль длится один час и идёт без антракта.

Можно ли работать быстро и хорошо? 
После завершения первого премьерного показа спектакля заведующая литературно-драматической частью театра Людмила Горелова организовала пресс-конференцию для подмосковных журналистов. На ней присутствовали создатели спектакля и актёры из первого и второго составов. На этой пресс-конференции мы узнали много для нас нового и могли задать создателям спектакля и исполнителям ролей интересующие нас вопросы. 
О создании этого спектакля нам рассказали режиссёр-постановщик Эрвин Гааз, художник-постановщик и художник по костюмам Владимир Викью, балетмейстер Данил Музипов, помощник режиссёра Зинаида Хомутова, актёры Евгения Баринова,  Анна Юзыч, Фёдор Казаков, Яна Фоминых, Андрей Кирьян, Игорь Бондаренко, Дмитрий Егоров и другие. 
Оказалось, что этот спектакль создан в рекордно короткие сроки – всего за один месяц. Репетиции шли практические каждый день, и актёры по словам режиссёра-постановщика, работали «на износ», «на вынос мозга и сердца».  Им пришлось проявлять не только свою профессиональную выучку, концентрацию, но и терпение и элементарную физическую выносливость.
В постановочном плане этот спектакль достаточно сложный – только декорации меняются в нём семь раз. Костюмы для актёров сделаны в экстремальные сроки и поступили в театр только за день до премьеры. Актёры вынуждены менять костюмы за кулисами всего за десять секунд.
Каюсь, я не выдержал и задал режиссёру-постановщику вопрос: к чему такая спешка при создании спектакля? Ведь в такие экстремальные сроки трудно создать высококачественный театральный продукт. Актёры, разумеется,  стараются, выкладываются сполна, наполняя создаваемые ими образы волшебным колоритом. Но зачем так нещадно их эксплуатировать?
Ответ режиссёра меня не удивил: мол, так сложились обстоятельства и им надо было укладываться в отведённые для постановки столь короткие сроки. По своей журналисткой практике я убеждён в том, что когда работаешь быстро, то хорошо не всегда получается и качество материала часто от этого страдает. А тут дело не с решением какой-то технической задачи, некоторые из которых профессионалы могут выполнить быстро, а с театральным искусством, которое не терпит пагубной суеты и торопёжа.
К сожалению, таковы нынешние жёсткие времена, когда все куда-то торопятся. Это мы можем наблюдать и по телевизору, который многие зрители называют «зомби-ящиком», по бесконечным отечественным телевизионным сериалам, где, по выражению журналиста Сергея Минаева, «всё стандартно до безобразия, до тихого ужаса». Поэтому и неудивительно, что люди старшего поколения с ностальгией вспоминают такие высоклассные советские фильмы времён оттепели как «Чистое небо», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Девять дней одного года» и другие. 
Так или иначе, надо отдать должное создателям спектакля и профессиональному мужеству занятым в нём актёрам. Режиссёр-постановщик Эрвин Гааз признался, что «Дикие лебеди» - это первый детский спектакль, которые он поставил (хотя, как актёр, он играл в спектаклях для детей). Он искренне поблагодарил на пресс-конференции за трудоёмкую творческую работу и исполнителей ролей, которые часто импровизировали и многое придумывали сами, и художника-постановщика, и балетмейстера, и сотрудников костюмерного и других театральных цехов.
А журналисты поблагодарили создателей спектакля и актёров за продемонстрированный высокий уровень театрального мастерства и трудную, но с профессиональной честью выполненную работу.
Разумеется, спектакль для детей «Дикие лебеди» в процессе своего дальнейшего обката будет как-то шлифоваться и совершенствоваться. Создатели спектакля уверены, что его увидят дети из других городов Подмосковья, что он станет гастрольным.   

На снимке: режиссёр-постановщик спектакля "Дикие лебеди" по сказке Андерсена, актёр и драматург Эрвин Гааз. 



10. 12. 2020


Рецензии