Ч. 99 Непростая дорога к дому

Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/12/08/1487

Иностранные учёные были разочарованы решением Коцебу. Шамиссо с раздражением написал в своём дневнике, что в британском военно-морском флоте болезнь командира корабля не является причиной отказа от выполнения задания, пока на борту корабля находится другой офицер, способный принять на себя командование.

Но не пассажирам было обсуждать решение командира. На «Рюрике» развевался российский военно-морской флаг, однако сам корабль и экспедицию снарядили на деньги графа Румянцева. Только перед ним отчитывался Коцебу.

Отто Евстафьевич сознавал, что если он не сможет выполнять свои обязанности, то вся тяжесть несения вахт ляжет на  лейтенанта Глеба Семёновича Шишмарёва и штурмана Василия Степановича Хромченко. Больше офицеров на корабле не было.

Командир «Рюрика» трезво оценивал и состояние брига после урагана, чтобы продолжать на нём плавание во льдах. Он думал о том, как суметь довести корабль, находившийся в плачевном состоянии, до Кронштадта.

Утром 22-го июля бриг вернулся к Уналашке. Там, на берегу, во время обеда у агента Российско-Американской компании Крюкова Коцебу сообщил Шишмарёву, штурману Василию Степановичу Хромченко и учёным свой план возвращения в Россию.

Кто-то из учёных заикнулся по поводу перехода в Петропавловск-Камчатский, но Коцебу не стал это даже обсуждать. Он сказал, что ему пришлось изменить и маршрут возвращения, указанный в инструкции.

Капитан принял решение идти с заходом на Гавайские острова, чтобы купить там свежие продукты, затем посетить Маршалловы и Каролинские острова, Манилу, пройти Зондским проливом, обогнуть мыс Доброй Надежды - и в Европу.

Из-за состояния корабля Коцебу отказался следовать через Торресов пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи. По приказу капитана на Уналашке выгрузили с корабля всё, предназначенное для полярного плавания.

Пока моряки готовились к плаванию, учёные обследовали остров. Им выделили для этого байдарки. Шамиссо в своих записках отметил: «Нашими гребцами были алеутские девушки. Бедные создания! Бедствия, болезни, грязь, паразиты и уродство не исключают определенной деликатности нравов».

Учёный осчастливил эти бедные создания тем, что подарил им швейные иглы. То был для женщин царский подарок. Они отблагодарили его клубком ниток из звериных жил.

Поскольку Коцебу потерял за время плавания нескольких матросов - один дезертировал, двое умерли и один лежал со сломанной ногой, - он взял в команду четырёх алеутов из числа пятнадцати отобранных для плавания в полярных широтах.

С одним из них доктор Эшшольц стал изучать алеутский язык, чтобы составить словарь и грамматику алеутского языка. Что касается Шамиссо, то он запомнил только одно алеутское слово – «китунг» (вошь).

После прибытия в Кронштадт Коцебу вернул алеутов Российско-Американской компании, эксплуатировавшей их как рабов.

18 августа 1817 года мореплаватели покинули берега Уналашки.  На Канарских островах король принял Коцебу как старого приятеля. От него Отто Евстафьевич узнал, что король разрешил доктору Шефферу отправиться восвояси на американском судне.

Король острова Атуаи и его люди изгнали Шеффера и нескольких русских, отправив их на «Кадьяке». Но поскольку на судне была сильная течь, то в Гонолулу пришлось выброситься на мель.

Гавайский король разрешил русским и алеутам жить на острове, пока их не заберёт русское судно. Тараканов, агент Российско-Американской компании, которого Баранов подчинил Шефферу, в разговоре с Коцебу проклинал доктора-авантюриста, бросившего их на произвол судьбы. Сам доктор отправился в Европу на американском корабле.

Им пришлось бежать с острова в Гонолулу, потеряв трёх человек, которых застрелили островитяне. В Гонолулу им разрешили дожидаться русского корабля, но бесплатно кормить их никто не собирался.

Коцебу выделил им часть продуктов со своего корабля, но он не мог их обеспечить на многие месяцы. Тогда Тараканов договорился с владельцем двух кораблей американцем Хебтом, что тот будет кормить и одевать алеутов в течение года, если он возьмёт их в Калифорнию, где те будут ловить на островах каланов.

Половину добытых шкур американец обязался отдать компании и доставить алеутов в Ситху. Баранов не раз сдавал алеутов в аренду в обмен на шкуры. К алеутам относились как к животным.

Один из учёных потом написал, что «эти несчастные останутся жертвами своих угнетателей, пока компания будет во власти монстра, получающего прибыль на крови своих собратьев».

Попытка Российско-Американской компании захватить Гавайские острова была несусветной глупостью. Этого никогда не допустили бы англичане и американцы. В разговорах с королём и американскими капитанами судов Коцебу старался убедить, что то была авантюра одного человека, а не государства и компании.

Капитаны американских судов, европейские поселенцы и гавайцы отнеслись к экипажу «Рюрика» очень дружелюбно и помогли пополнить необходимые для дальнейшего плавания припасы.

14 октября 1817 года, на рассвете,  «Рюрик» снялся с якоря, и шлюпки с американских кораблей вывели бриг из гавани. Король прислал в подарок рыбу и фрукты, а вот запечённую по такому торжественному случаю собаку моряки не попробовали, сославшись на нехватку времени.

«Рюрик» обменялся с крепостью обычными артиллерийскими салютами, попрощались с американскими и гавайскими друзьями и поставили паруса.

Коцебу взял курс на Каролинские острова. Вода в океане вернулась к своему обычному темно-синему цвету, солености и температуре на глубине. Командир брига не забывал вести записи и проводить измерения.

Плавание проходило относительно спокойно, только один раз налетел шквал с грозой. Матросам удалось убить дельфина, мясо которого внесло разнообразие в меню, состоявшего, в основном, из солонины.

Случилась одна забавная история. Один из матросов носил старую алеутскую шляпу из тюленьей кожи. Из-за смолы, замасленности и старости она приобрела такой вид, что постоянно служила предметом насмешек над матросом.

Разозлившись, он швырнул шляпу за борт. Вечером того же дня поймали акулу, в желудке которой обнаружили ту самую шляпу. Хохотал весь экипаж.
Днём 23-го ноября увидели северную оконечность острова Гуама.

Продолжение http://proza.ru/2020/12/12/1533


Рецензии
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.