Petroskoi
Это ли не чудо, что среди топких, непроходимых болот, дремучих таёжных лесов и отвесных гранитных скал рождается город. Не испугали преграды судьбу. И пролегла в этот край Осударева дорога. По прорубленной сквозь тайгу просеке, по уложенной через болота бревенчатой гати, по протянутым через каменистые сельги – лежням. И прошёл, как по волнам, фрегат « Святой Дух» в холодные воды Онего. И очарован был царь Пётр суровым, но прекрасным краем, «где шумят вершины сосен, поднимаясь прямо к небу, где седые водопады низвергаются и плещут, где глубокие озёра и гранитные утёсы.» Узнал царь Пётр также и о здешних возможностях металлургии и убедился в правильности принятого решения построить здесь город «чугуна и стали».
И 29 августа 1703 года бомбардир поручик Преображенского полка. Генерал-губернатор Ингрии, Карелии и Эстландии А.Д.Меншиков положил первый камень в основание доменного цеха Шуйского (позднее Петровского) завода. И выросла вокруг завода целая слобода- Петровская.
А 21 марта 1777 года императрица Екатерина вторая подписала указ о переименовании Петровской слободы в город Петрозаводск.
Города, как и люди, имеют свой характер, свою харизму. Они хотят быть привлекательными и обаятельными, чтобы их любили и признавались им в любви.
Петрозаводск долгое время влачил жалкое существование захудалого провинциального городка. Поэт Ф.Глинка в письме другу писал «Петрозаводск разве что по самозванству считается городом.»
Долгое время город оставался далеко на обочине экономического развития страны. Технический прогресс медленно пробивал себе дорогу в глушь лесной и болотной Карелии.
«Дореволюционный Петрозаводск даже с натяжкой нельзя было назвать благоустроенным городом.» Один путешественник писал, что Петрозаводск по своей наружности совсем не заслуживает той величавой местности, на которой он расположен. Невзрачные деревянные домики, посеревшие и большей частью постаревшие. Совершенная тишь на улицах.
Но, несмотря на провинциальность и захолустность, Петрозаводск всё же занимал первое место среди других немногочисленных городов края и был главным культурным центром глухой Олонии.
Ни бесправие, ни бесчеловечная эксплуатация, ни бюрократизм чиновников не могли убить талант местных умельцев и их желание возродить свой край. Полуголодные и полураздетые они шли строем и с песней на работу, совершали подвиги. Стремление к прекрасному повлекло за собой увлечение искусством, которое стало массовым.
Многие активно принимали участие в художественной самодеятельности. Организовывались драматические кружки, проводились творческие соревнования. Это были первые шаги культурной революции.
М.И.Калинин в 1924 году, вспоминая о дореволюционном Петрозаводске, говорил «Тогда это был небольшой и глухой городок. Теперь общий вид города мало изменился, но на крае чувствуется отпечаток свежего порыва к творчеству…»
И он был совершенно прав. Писатель Н.Ф.Лесков в своих произведениях показал образ карельского человека, как трудолюбивого, умного, умеющего понимать и ценить прекрасное, но страдающего от нищеты и бесправия. Местные мастера в своём творчестве «отводили душу».
Карельская душа – вот где таился источник созидательной силы, способной справиться со всеми трудностями и ,несмотря ни на что, сделать свой город привлекательным и обаятельным.
С.А.Раевский видел в Карелии край богатейшего исторического прошлого и большого будущего.
Изумительный, живописный край вдохновлял на творческие свершения.
Н.К.Рерих во время проживания в Карелии написал более 200 картин. Особым духом был пронизан период его творчества, проведённый в Карелии.
Э.Лённрот был восхищён местным фольклором. Словно драгоценными камнями сверкал карельский народный фольклор. Э.Лённрот создаёт шедевр мировой культуры: карело-финский народный эпос «Калевала».
«Я шёл туда, где ключ живой
Народов мудрость источает
Где слово истины простой
В лучах поэзии сияет».
Поэт Е.Евтушенко говорил, что только в Карелии он почувствовал поэзию, как высшее проявление чувств человека.
В.П.Гудков создаёт ансамбль песни и танца «Кантеле». Под руками задрожали колокольчиками струны. Ты запел из Калевалы дорогие сердцу руны.
Приходи сюда послушать
Кто ещё не слышал раньше
Эти звуки вечных песен
Как звучат прекрасно гусли.
В газетах писали: «Это подлинно народное искусство, трогательное в своей наивности и простоте и особенно ценное в своей доходчивости до самой широкой и разнообразной аудитории.»
И этот творческий, одухотворённый народ создавал историческую судьбу города, который всё надеялся и ждал признания в любви. Но эта любовь уже давно сопровождала его. Благодаря ей билось его сердце и трепетала душа.
Петрозаводск хорошел, менялся и рос. Он стал столицей Советской Карелии и культурным центром национальной автономной республики. Но грянула война.
Ю.В.Андропов пишет статью «Мы защитим тебя,Карелия родная.»
И 29 июня 1944 года Москва салютовала доблестным войскам Карельского фронта, освободившим Петрозаводск. «Боль и слёзы вызывал вид израненного, искалеченного, измученного города.» Кто-то повесил на улице плакат «Мы возродим тебя родной Петрозаводск!». Ни усталость, ни кровавые мозоли, ни недоедание, ничто не могло остановить этого порыва.
На фоне набирающей силы экономической мощи столицы Карелии ещё более процветала культурная жизнь города. В Петрозаводске стали плодотворно работать творческие союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов, журналистов. Высокого уровня достигло изобразительное искусство.
Петрозаводск стал театральной столицей. Город белых ночей и северного сияния. Петрозаводск – креативный город, молодёжный. Ему характерна насыщенная культурная жизнь. Проводятся Дни культуры и множество различных фестивалей:
Фестиваль музыкального творчества «Сокровища Карелии», любительских театров «Остров творчества», Международный фестиваль искусств «Онего-классик», фестиваль детского творчества «Город моей мечты», фестиваль народной музыки «Кантеле», фестиваль «Я о тебе пою Петрозаводск», поэтический конкурс «Карельская душа».
Недавно в Петрозаводске прошёл литературный фестиваль «Золотой запас Севера». Главный редактор журнала «Север» Е.Е.Пиетиляйнен на открытии фестиваля сказала что «сегодня литературная столица России – Петрозаводск.» Этот фестиваль был ярчайшим событием литературной жизни Карелии. Фестиваль в Петрозаводске это ответ вызовам времени.
Петрозаводск посещают тысячи туристов. И иногда можно услышать не вполне соответствующие истине отзывы о том, что Петрозаводск мрачноватый, провинциальный город. Так могли сказать только люди не способные и не сумевшие заглянуть в душу города, услышать биение его сердца.
Разве можно сравнить, например. Петрозаводск 1923 года с Петрозаводском сегодняшним. Это величины не сопоставимые. Петрозаводск современный, харизматичный, по-своему уникальный город и он достоин признания в любви.
Когда-то на берегу Онего стояла деревянная церковь с фонарём на шпиле, служившая маяком. Сейчас в Петрозаводске по вечерам вспыхивают тысячи окон. А после дождя город обнимает радужная дуга. Это добрый Дух Сюндю предвещает городу процветающее будущее. А по другому и не может быть, потому что «Мы любим тебя Петрозаводск!».
Свидетельство о публикации №220121001673