Гравёр. Из жизни в Англии

Близится Новый год, Рождество, Старый Новый год.
Праздники, гости, угощения, шампанское...
 
Стоп! Что-то не сходится.
 
Вспомнила. Во время переезда уронили коробку с бокалами для шампанского,
и вместо новой квартиры они оказались  в мусорном ящике. 
Случая для шампанского с тех пор не было, поэтому совершенно о них забыла.
А вот теперь они бы очень пригодились.
 
Делать нечего, пошла покупать новые.
 
Стою  у витрины и пытаюсь понять, какие же из огромного разнообразия мои.
Беру в руки каждый из бокалов, смотрю на них, взвешиваю в руке. Мои
размышления прерывает приятный голос продавца скандинавской внешности.
Очаровательный блондин с синими-синими глазами и неземной улыбкой, такой,  что я сразу же забыла, зачем сюда пришла, но он напомнил.

- Выбираете бокалы для шампанского? Обратите внимание на эту изысканную
форму. Это новая коллекция, которая сочетает в себе лучшие традиции огранки
и совершенное качество хрусталя. Вы не пожалеете о сделанном выборе.
 
Он протянул мне бокал, и рука без напряжения приняла его форму.

- Кроме того, как комплимент от нашей компании, вы можете заказать
бесплатную гравировку на бокалах, а наш художник-гравёр сделает её для вас в
ближайшие дни.
Он улыбнулся ещё очаровательнее, и я согласилась с его выбором. А кто бы мог устоять на моём месте?
 
Итак, я придумала какую гравировку хочу видеть на своих бокалах, оформила,
оплатила заказ, и ушла.

Гравировка... Вспомнилось. Преддипломная практика в Риге, смешной
вихрастый латыш, который в первый же день моего приезда в Ригу, в кафе
случайно пролил мне на пальто свой кофе со сливками, а чтобы загладить свою
вину, повёл меня в ближайшую химчистку. С этой химчистки и началось моё
знакомство с Ригой. В этой химчистке мы и прощались, когда я уезжала. В руках у него была пустая кофейная чашка из того кафе, где мы столкнулись в мой первый день в Риге. Он сказал, что забрал её из кафе на память, и пусть она
будет у меня, вот только было бы неплохо написать на ней что-то. Он обвёл
взглядом почти пустую химчистку, где в углу в маленькой стеклянной будке сидел старик-гравёр.

-Жди меня здесь, я сейчас вернусь.

Он о чём-то пошептался с гравёром. Я не слышала, но видела, как старик
отрицательно качал головой, а потом вдруг заулыбался и склонился над своим
столом.

Молодой человек вернулся, смущённо сунул мне эту чашку в руки и сказал:
- Потом посмотришь, пойдём, а то опоздаешь.

Уже в поезде я достала  чашку из сумки и рассмотрела внимательно. Сначала
ничего и не заметила, надпись была спрятана во внутренней части ручки чашки, так что её и не увидишь сразу. Что было написано, не скажу, но написано было  очень красиво, буквы, словно маленькие бусинки на тонкой ниточке.

Давно это было...

Наутро я совершенно забыла о своих новых бокалах и о их продавце, а через два дня он сам напомнил о себе.

- Наш художник работает сейчас в Салоне, если у вас есть желание, вы можете
приехать и посмотреть на его работу. Он сделает гравировку прямо у вас на
глазах.

Через пару часов я уже была в хрустальном салоне. Все витрины были сдвинуты к стенам, а в центре зала за роскошным столом сидел, важно надув щёки, гравёр. На столе перед ним было несколько хрустальных безделушек, а сам он выводил  какую-то надпись на хрустальной вазе 20-ти литрового объёма. Посетители  салона с необыкновенным восхищением наблюдали за его работой. Я присоединилась к их числу, но моё восхищение испарилось сразу же, как только я напялила очки на нос. Мелкие, корявые, нечитаемые буквы, с претензией на вензеля, на такой огромной вазе смотрелись совершенно нелепо. Я подумала, что он только испортит такой работой совершенную форму выбранных мною бокалов и решила, что его гравировка мне не нужна. Пока я размышляла, как обосновать свой отказ, чтобы никого не обидеть, ко мне подошёл тот самый синеглазый продавец, в руках он держал коробку с моими бокалами.

- Наш художник готов приступить к вашему заказу. Пожалуйста, присаживайтесь к его столу, он хотел бы поговорить с вами.

Первым желанием было, взять свою коробку и уйти, но, поддавшись обаянию
улыбки продавца, я села в предложенное кресло.

Гравёр строго посмотрел на меня поверх своих очков.
- Что вы хотите, чтобы я написал на ваших бокалах, мадам? Я
высококвалифицированный художник и сделаю для вас всё безупречно.

Что ж, я объяснила ему свой каприз, который, на мой взгляд, был не сложен. Всего лишь одна буква, размером с фунтовую монету на основании бокала, но буква должна быть написана снизу в обратную сторону, чтобы её можно было читать правильно через основание, когда бокал стоит на столе. Разве это сложно?

Я потратила минут тридцать, чтобы объяснить гравёру это. Он никак не мог понять чего я хочу, и всё время рисовал маркером на моём бокале букву сверху основания.

Наконец, его озарило! Он понял! И изрёк:
- Тогда буква должна быть написана в обратную сторону.
- Да! это именно то, что я и хочу, - ответила я, радуясь, что он меня понял.
- Но, мадам, я не умею писать в обратную сторону, - сообщил он мне важно, - я не смогу этого сделать для вас.

И он ещё раз строго посмотрел на меня.

- Что ж, - ответила я, - тогда ничего и не надо.
Я с радостью схватила свою коробку и помчалась к выходу, чтобы ненароком
ещё раз не встретить синеглазого продавца хрустальных бокалов и не поддаться
опять его улыбке.

Как часто форма не соответствует содержанию... И почему всякая бездарность
так выпячивает себя, окружая себя пафосным антуражем? А настоящий художник скромно сидит в стеклянной будке в какой-нибудь химчистке и творит свои  чудеса для тех избранных, которым посчастливилось заглянуть в это место.


Рецензии