Май. Гл. 21. Многообещающие планы Министерства

Глава 21. Многообещающие планы Министерства…

Министерство связи СССР, в духе времени и новых веяний, разрабатывало и обкатывало свежие нетрадиционные методы работы.
Позвонил Андрей Алексеевич, сообщил, что в целом, по стране разрабатывается мощная перспективная программа развития телефонной связи крупных городов на 1987 – 1991 годы и для уточнения её параметров, запланирована непосредственная встреча начальников ТТС, по специальному графику, с представителями заинтересованных служб Министерства связи Казахской ССР. Мне предстоял вылет в Алма-Ату.
Я растерялся.
 
–  Андрей Алексеевич, что я могу говорить о программе развития? Я только-только начинаю обеспечивать действенный, управляемый контроль над циклом эксплуатации телефонной сети, и честно, над проблемами глобального развития города как-то не задумывался. Кроме общего ощущения, что областному центру нужно много, очень много телефонов, и как можно скорее, ничего, пока, сказать не могу. У вас есть заместитель по капитальному строительству –  наверное, ему там побывать полезнее.
–  Нет, категорично отрезал Фенин – необходима поездка именно начальника ТТС. У Министерства сформировано мнение, что лучше начальников ТТС реальными проблемами городов никто не владеет. Да и что вы переживаете –  за нас уже всё там решили, а ваша поездка – это формальность.
Прагматичного цинизма Андрею Алексеевичу, как всегда, было не занимать
– Но, наверное, в Управлении есть какие-то наработки по этому вопросу, наверное, мне надо с ними, хотя бы предварительно, ознакомиться…

–  А что вам знакомиться? – проблемы Боровского и Васильковского микрорайонов вам известны, все необходимые документы в Министерстве имеются. Может быть, пользуясь случаем, конкретно для эксплуатации, выбьете кое-какие материалы для себя. Собирайтесь, приказ на вас уже подписан.
Ну как мне было не волноваться – поездка свалилась как снег на голову, конкретные цели поездки были не знакомы и расплывчаты. На сети – самый разгар паводка, и несмотря на сохранявшуюся, пока, необычную, стабильно позитивную обстановку с повреждениями, я переживаю это время, практически, с таким же внутренним накалом и напряжением, которое испытывал в прошлом году. Не балуюсь алкоголем и не курю, но под натиском каждодневных стрессовых ситуаций, ощущаю внутреннее своё состояние  –  как будто бы постоянно нахожусь в стадии лёгкого опьянения. Хорошо хоть – голова не кружится и сердце не ёкает.

  Да, и жена с годовалой, и двух с половиной лет – дочурками на руках, – остаётся дома одна! Как ей самой управляться?..
Но, ничего не поделаешь – лететь надо. Слава Богу, у тёщи есть частный дом. Придётся на период командировки семье пожить у неё.
Единственный человек в Министерстве, с которым я более-менее знаком по предыдущей моей работе в ЭТУС – это, начальник Управления телефонной связи Державец Виктор Яковлевич. Авторитетный, грамотный, энергичный, деловой и очень конкретный человек. Он-то меня и берёт в оборот, по прибытию. Ошарашивает перспективами.
– В течение ближайших пяти лет предстоит практически удвоить существующую телефонную сеть вашего города – говорит он. – Мы завалим вас оборудованием! Насколько вы готовы это оборудование принять и освоить?.. Есть ли у вас необходимые площади для размещения АТС?..

Державец долбит меня вопросами, хлёстко, как с плеча саблей – рубит ими, от них кругом идёт голова, я с трудом воспринимаю и перевариваю вырисовывающуюся захватывающую перспективу.
Виктор Яковлевич, конечно, видит, что я ошеломлён, подмечает мою растерянность, усиленную понятной робостью провинциала, пожалуй, впервые появившегося в высоких министерских кабинетах. А у меня надсадно стучит в голове
– Как объяснить ему, что сил для освоения этих объёмов в области – нет!!!
Основной подрядчик Управления связи в городе – ПМК-7 – крайне маломощен! Он  и в 1986 году не смог справиться даже с тысячным объектом Северной промзоны. Серьёзного отвлечения сил эксплуатации на новое строительство я тоже, не могу себе позволить!
  Наверное, придётся искать какие-то нетрадиционные способы. Ну и самое главное – предусмотрена ли возможность серьёзного укрепления строительных подразделений связи – в первую очередь, техникой? По сути, начался уже строительный сезон, а ни одного экскаватора в ПМК-7 так и нет.

Об этом Державец не говорит. Он весь во власти стратегических планов. Больше всего, его волнует наличие и готовность помещений под новые АТС – и тут, я тоже, ничем не могу похвастаться. Виктор Яковлевич сообщает, что выделяемые станции компактны по размерам и предусматривают районирование сети города. Он говорит о построенных специально для новых АТС, отдельных, зданиях в Павлодаре, Семипалатинске, и с недоумением, и даже, недовольством воспринимает мою информацию о том, что на сегодня, принять и разместить на всей территории Синегорска новые АТС, кроме как, на площадях центральной АТС-4, и АТС-7 – нет.
– Ну что ж, не сумеете решить вопросы со зданиями – уйдут все ваши станции в другие области, которые, хоть сегодня, готовы включить их в работу. Активнее надо работать с местными властями по помещениям! – укоряет меня он.
Я понимаю, что отобрать положенные городу Синегорску мощности он обещает так, для острастки – вряд ли позволит Партия допустить резкого перекоса в уровне телефонизации областных центров.

Его требования по помещениям справедливы. Державец прекрасно осведомлён что Синегорское Управление связи озадачивает областные власти, необходимостью строительства зданий под АТС. Он наслышан о работе, проводимой с облисполкомом по строительству типовых зданий, с основными заказчиками строительства нового жилья, такими как Силиковский ГОК – но это всё,  пока, чётко не очерчено в перспективе.
– Вот, у вас уже находится в городе новая ПСК-1000 – куда вы её поставите в своём Васильковском микрорайоне? – вопрошает он.
Я стараюсь показать, что синегорцы, тоже, не лыком шиты – в принципе, почти окончательно решён вопрос о выделении связистам под АТС части своего нового административного здания Облснабсбытом. Предприятие переехало на новое место дислокации, в этот район, и кровно заинтересовано в наличии нормальной телефонной связи. Уверяю Державца, что по запланированным к строительству объектам связи на 1987 год, препятствий, из-за отсутствия необходимых помещений – нет.
 
– Да что там 1987-ой?!!  Вам на последующие годы поступит телефонных мощностей не менее 11 тысяч номеров! Куда вы их растолкаете? –  не унимается Виктор Яковлевич. – Говорю вам прямо – если вы, начальник ТТС, сам, по-настоящему, не подключитесь к решению проблем помещений – ничего не получится! Ваши надежды на реальную помощь по этому вопросу со стороны Управления связи – окажутся тщетными. Хотя, это проблема не только вашей области. В последнее время подготовлены важные документы союзного Министерства связи, в которых изложены полезные рекомендации по налаживанию обоюдовыгодного процесса взаимодействия с местными органами власти в вопросах развития связи. Возьмите их на вооружение.
Вместе, ещё раз, просчитываем подготовленный план развития на ближайшие пять лет. Державец – прагматик, он чётко уловил, что предварительно заложенные 14,4 тысячи номеров на ближайшие три года (без учёта начавшегося строительного сезона 1987-го), будут просто для города  неподъёмными.

– Давайте, пять тысяч номеров из общей планируемой ёмкости заложим как переходящие на 1991 год – предлагает он. Три  с половиной года – большой срок, он всё расставит по своим местам и по факту, скорректирует наши прогнозы.
Я соглашаюсь. Перспектива – в ближайшие три года – обеспечить 44 телефона на 100 семей захватывает дух. Это – предел моих представлений о реальном развитии связи. Я не показываю вида, но даже этот ориентир на, далеко ещё не сто процентную телефонизацию, кажется мне завышенным, просто – фантастическим.
Незаметно, разговор возвращается к вопросам эксплуатации. Я не утаиваю проблем, тем более, что точно знаю – они актуальны и для Целинограда, и для Караганды.
По моим сведениям, на сегодняшний день, в Целинограде, например, не работает порядка 500 телефонов. На этом фоне – мои – семьдесят – это почти идеал!
Не обеспеченная необходимыми материалами, эксплуатация, по сути дела, голыми руками призвана творить чудо по поддержанию её в удовлетворительном состоянии. Как прочувствовал я это на своей шкуре в прошлом году…

Захватывают эмоции. Пытаюсь сдержаться, а всё равно – рвётся из души.
– Развитие сети, безусловно, назрело! Но примите же, наконец, и действенные меры по поддержанию необходимыми материалами и запасными частями предприятий! Помогите наладить нормальный эксплуатационный процесс сети, уже запущенной в работу...
– Не стройте иллюзий Виктор Васильевич – опускает меня «на землю» Державец. – Я, конечно же, постараюсь, чтобы проблемные ваши вопросы по эксплуатации попали в Протокол совещания, но даю вам совет – найдите САМ способы, реально, для поддержания действующих коммуникаций, урывать на эксплуатацию материалы, поставляемые для развития сети. Конечно, без ущерба для запланированных, общих объёмов строительства. Иного пути в общем буме предстоящего развития связи – просто, не будет!
И действительно, в результирующем Протоколе совещания у Первого заместителя Министра связи Каз. ССР Тунгушбаева А.М. – мои, крайне скромные просьбы по оказанию помощи в поставке минимума важнейших материалов, очень востребованных, именно сейчас, на действующей сети Синегорска – находят своё отражение.

Я доволен подписанным протоколом намерений.
Документ конкретный и предельно лаконичный. Без преувеличения – он имеет историческое значение для развития связи г. Синегорска.
Уникальность протокола в том, что впервые за 70 лет Советской власти, он просчитывает чёткую, в относительно короткие сроки подлежащую реализации, действительно, прорывную перспективу развития связи областного центра.

План ввода АТС в г. Синегорске на 1986 – 1990 годы, при уточнении, с учётом реальных условий, принят в объёме – 9,4 тыс. номеров.
– Все объекты, кроме АТС-4, планируется разместить в приспосабливаемых помещениях.
  – Для размещения АТС-3 ёмкостью 2000 номеров в Центральном районе, УКС горисполкома должен построить одноэтажную пристройку к магазину, с подвальным помещением.

–   Для АТС типа ПСК-1000 – в 1988 и 1990 годах – выделить помещения.
–  Для ввода АТС в 1991 году, Силиковский ГОК построит здание для размещения оборудования – на 3000 номеров.
– Для дальнейшего развития ГТС в г. Синегорске в 13 пятилетке Синегорским облисполкомом на 1987 – 1988 годы заявлены лимиты на проектирование типового здания АТС для строительства в 1989 - 1990 годах.
– Так как этого явно недостаточно, Синегорской ТТС необходимо в 1987 году решить вопрос с горисполкомом о строительстве, за счёт заинтересованных предприятий и организаций, зданий АТС.
– При реализации программы «Жилье-91» решить с горисполкомом вопрос телефонизации массовой одноэтажной застройки.
В результате ввода 9,4 тысяч номеров АТС, плотность телефонов на 100 семей в г. Синегорске достигнет к 01.01.1991 г. – 44 (на 01.01.87 – 26) телефонов на 100 семей, т.е. – увеличится в 1,7 раз.

***
Были запрошены с моей стороны и некоторые материалы для нужд текущей эксплуатации.
Заглядывая вперёд, отмечу, что из запрошенных материалов, благодаря личному участию Державца,  буквально, через полмесяца после моей поездки, на ТТС целевым назначением, поступило 150 железобетонных приставок, и один километр пятисотпарного полиэтиленового кабеля для ремонта соединительной линии на АТС-7.
Ну, что же, – для Телеграфно-телефонной станции и это было несомненной удачей.

***
За период моего кратковременного, вынужденного отсутствия, ничего экстраординарного на сети не произошло. Кабельщики закончили очень сложный по природным условиям май-месяц с семьюдесятью кабельными повреждениями на сети.
  Впервые, за много-много лет, паводковый период для абонентов телефонной сети Синегорска прошёл практически незаметно.
Но всё равно, в душе, я по инерции, просто не мог расслабиться. По-прежнему чувствовал, в целом, не достаточную стабильность ситуации и понимал, что она, объективно, может в любой момент резко измениться в худшую сторону.
Я постоянно прощупывал варианты закрепления достигнутого, чётко осознавая, что это – ДОСТИГНУТОЕ, свалилось совсем не случайно с неба, что этот плод взращён тяжелейшей работой по ломке сложившихся стереотипов, отношения к порученной работе, всего коллектива предприятия. 


Рецензии