Голоса осени старого кота Боба

Спектакль «Добрые сказки старого кота».
Режиссёр, автор и исполнитель Сергей Маврин.
Художник-постановщик Сергей Зильберлейб.
Звукорежиссер/ свет – Ольга Смородина.
Создатель куклы на запястье (кот Боб) – Сергей Маврин.
Театр кукол «Мабу» г.Нижний Новгород
Спектакль был удостоен Диплома Лауреата «За лучшую работу художника- постановщика» Сергей Зильберлейб на Первом Межрегиональном Фестивале «Действующие Лица» 2020 г.
Сергей Маврин в спектакле «Добрые сказки старого кота» приглашает нас к открытию мира, который незримо существует в вблизи каждого из нас. В этом приглашении к познанию иной картины мира Маврин предлагает нам на короткий момент отвлечься от повседневной суеты, и попробовать проникнуть в некое, неизвестное нам сказочное пространство. В спектакле это волшебное место создано в сложном тандеме реальности и вымысла, в его сюжетной оболочке отчётливо угадываются очертания пушкинского Лукоморья, но вопреки узнаваемости прообраза это не попытка копирования или создания мира сказок на современный лад, так в них нет ухода в фантазийные мира. В этой истории сказки направляют наш взгляд на расширения горизонта познания мира вокруг нас и на открытие его неизвестных ликов.
В сценическом воплощении Лукоморье нашего времени Маврин нивелирует фантасмагорическую ауру этой волшебной страны, в спектакле это пространство приближено к реалиям нашего времени. В «Добрых сказках старого кота» это сказочное место воплощено в очертаниях старого парка, в дальнем уголке которого стоит старый, покосившийся от времени фонарь, видавшая виды парковая скамейка и большое, вековое дерево. Современное воплощение пушкинского Лукоморья в спектакле создано в многомерной связи времени и пространства, в котором эта сказочная страна открывает своё пространство для познания в особый момент времени.
В спектакле мы начинаем свой путь познания в осеннюю пору, когда пожелтевшая листва на газоне скрывает последние напоминания о прошедшем лете и появляются первые признаки скорого приближения зимы. Фокусировка нашего внимание на этот ограниченный отрезок времени не случайна, в спектакле осень это один из главных компонентов-участников этих сказок. В сюжетном пространстве спектакля - этот период времени наполнен маленькими историями, которые рисуют нам картину событий недавнего прошлого, но у них нет традиционного сказочного финала, их сюжеты выходят за рамки этой истории и здесь каждый зритель может придумать свою версию их продолжения.
 В современной интерпретации Лукоморья образ мифического кота сохранён но, его воплощение выходит за рамки пушкинского видения, так как его литературные очертания фрагментарны и мимолётны в первоисточнике. У Пушкина он ненадолго появляется в фокусе нашего внимания в самом начале повествования, а затем незаметно исчезает в галерее колоритных сказочных персонажей. В спектакле «Добрые сказки старого кота» Маврин расширяет пространство образа этого персонажа, в его истории мифический кот это персонаж, объединяющий в себе сказочные и реалистические компоненты. В этой истории кот, также как в пушкинской сказке, живёт на дереве, но Лукоморье нашего времени это место не за семью морями, в двадцать первом веке оно компактно расположилось в дальнем уголке городского парка. В «Добрых сказках старого кота» это место воплощено на стыке двух плоскостей, в сценическом воплощении это неприметный уголок парка, но за этими неброскими очертаниями скрывается удивительная страна, где живут сказки нашего времени.
В истории, запечатлённой в этом спектакля образ кота Боба играет ключевую роль и здесь он похож на обыкновенного дворового кота, но за этим неприметным фасадом скрывается его главная роль, в которой он кот- хранитель волшебного мира сказок и наш проводник на его просторах. Наша встреча с ним в полумраке вечернего парка, на скамейке у старого дерева при свете фонаря - это символическая точка начала пути познания сказочного пространства. Его манера общения с нами открывают в нём философское начало и здесь он своеобразный источник житейской мудрости, чей богатый жизненный опыт измеряется 147 годами жизни. В сюжетном пространстве этой истории его присутствие создаёт виртуальный мостик между сказочным миром и реалиями повседневной жизни нашего времени. Его одновременное пребывания в двух видах реальности задают нотки сарказма и иронии в его манере общения, так как он персонаж познавший контраст между этими мирами.
В визуальной проекции пространства Лукоморья нашего времени, эти сказочные истории направляют взгляд юного зрителя на мир вокруг него, на познание и понимания взаимосвязей различных явлений природы. В этом направлении познания мы видим большое старое дерево, пространство его образа содержит в себе образовательный компонент, который развивает образное мышление и позволяет создать проекцию взаимосвязи природы и человека. Корни, этого дерева уходят глубоко в землю и вокруг него лежат опавшие осенние листья, которые являются символическими хранителями маленьких истории о мире вокруг. Одновременно эта опавшая листва создаёт одеяло, укрывающее корни дерева от зимних холодов и морозов. Крона дерева продолжает линию познания мира и фокусирует внимание зрителя на звёздном небе, где ветви кроны дерева касаются звёздочек, многообразие которых является прообразом человеческого мира, в котором у каждого из нас есть маленькая звёздочка на небе. Другая иллюстрация образовательного элемента «Добрых сказок старого кота» сосредоточена в образе старого фонаря, который освещает парк в полумраке осеннего вечера и здесь его образно именуют ночным солнцем, которое загорается, когда день сменяет вечер.
Маврин в спектакле «Добрые сказки старого кота» приглашает нас всех отвлечься от повседневной суеты и совершить путешествие открытия неизведанных просторов мира вокруг нас. В этом уникальном путешествии он переносит нас в осенней парк, где мы нас ждёт старая скамейка у векового дерева, где мы сможем разглядеть в глубине вечернего неба свою собственную звезду, послушать сказки кота Боба, услышать голос времени и провести незабываемые моменты, которые останутся в нашей памяти всю нашу жизнь.


Рецензии