Об именах. Ян ван Хемессен
Режиссёрский дебют Хотиненко - фильм «Один и без оружия», снятый в 1984 году на пару с Павлом Фаттахутдиновым. Я посмотрел список фильмов режиссёра Хотиненко и пришёл к выводу, что мало что смотрел. Впечатлил его фильм 1995 года «Мусульманин» с Евгением Мироновым в главной роли. Достойно, на мой взгляд, отражены эпоха и жизнь великого писателя в фильме «Достоевский». А фильм «Бесы» по роману Фёдора Достоевского, как мне кажется, снят в 2014 году талантливо. Несколько лет я отказывался его смотреть, от романа веет безысходностью. А решился – и не жалею. С этого просмотра и стал я присматриваться к режиссёру.
Нашёл на Ютубе несколько встреч с ним, интервью, его беседы с актёрами. Вот там и прозвучало, что подсказку он, режиссёр Хотиненко, получил от картины нидерландского художника «Тщеславие».
Тщеславие, суета сует служит ключом к пониманию личностей основных героев романа «Бесы», особенно личности Николая Ставрогина.
Копия картины «Тщеславие», которую создал Ян ван Хемессен, стала одним из символов фильма «Бесы». Картина в альбоме Николая Ставрогина (актёр Максим Матвеев) не раз появляется целиком и фрагментами. К тому же в заставках каждой из четырёх серий содержатся идеи, навеянные картиной из Средневековья.
Прежде я такого художника не встречал, фамилия его мне ничего не говорила, хотя в своё время я пытался на большом массиве данных о средневековых художниках указать факты искажения прошлого.
У многих художников того времени задним числом увеличивали возраст до 80 и 90 лет, у некоторых появлялись двойники: деды, отцы, дети и внуки, когда двое или трое с одинаковыми именами заполняли более сотни лет. Хемессен не попадает в этот разряд, поскольку жил всего 66 лет. А вот у его учителя Хендрика ван Клеве жизнь растянута лет на триста и к имени нередко добавляется римская цифра I, II или III.
Ян ван Хемессен – это псевдоним южнонидерландского (фламандского) художника, настоящее имя нидерл. Jan Sanders, а псевдоним на голландском языке - Jan van Hemessen. Он родился в 1500 году в Хемиксем, близ Антверпена — скончался до 1566 года в Харлеме.
В лучшей немецкой энциклопедии (Enzyklopaedie 2000) мне не удалось ничего найти об этом художнике, в Харлеме мне пока побывать не удалось, хотя от Дюссельдорфа до него по прямой 200 километров. А в Антверпене о нём никто не напомнил. Нашёл о художнике в карманных лексиконах, но далеко не во всех.
В 19 лет ван Хемессен начал учёбу якобы у Хендрика ван Клеве. Но тут словари, похоже, врут, указывая, что ван Клеве был учителем Яна ван Хемессена. Современник Брейгеля, Хендрик III ван Клеве, создатель нескольких полотен Вавилонской башни, родился позднее (1525-1589), он не мог быть учителем. Объясняется эта несуразность очень просто: ван Хемессен не вошёл в обойму художников, которых загоняли в хронологическую шкалу, а их картины пронумеровали по годам.
Хендрик ван Клеве - похоже, известный представитель большой семьи художников, где было не менее трёх Хендриков.
Скудны сведения в лексиконах о Яне ван Хемессене: побывал в Италии и стал мастером в 1524 году.
Через 24 года, то есть в 1548 году он был назначен деканом гильдии Святого Луки в Антверпене, но, видимо, там что-то не сложилось, и в 1550 году художник переехал в Харлем, там он умер, точная дата смерти неизвестна, но до 1566 года.
Ван Хемессен писал картины больших размеров на религиозные сюжеты в консервативной манере и в стиле Старшего Брейгеля и Квентина Массейса, хотя и не смог достичь их уровня. Известно, что его дочь Катарина стала художницей.
Подписные работы Хемессена датируются 1531-1557 годами. Наряду с Артсеном Бекеларом и ван Роймерсвале он принадлежит к группе антверпенских художников, которые в своем творчестве вдохновлялись образами повседневности.
Художник-реалист, он придает религиозным сценам бытовую окраску. Его творчество носило монументальный характер с явно выраженным объемом, смелыми ракурсами, беспорядочными движениями, гротескными деталями, интенсивными и контрастными цветами, порой дисгармоничными.
Благодаря его манере и пластичности его языка Хемессена часто считают одним из предшественников Питера Брейгеля.
Самая ранняя известная его картина "Св. Иероним" (Лиссабон Национальный музей старинного искусства) исполнена в 1531; уже здесь проявляется интерес к ракурсам и своеобразие стиля драматичного и монументального. Эти черты в меньшей степени характерны для картины "Поклонение волхвов" (1534, Великобритания, Королевское собрание), напоминающей работы его антверпенских современников.
Индивидуальность мастера гораздо больше заметна в композиции "Блудный сын" (1536, Брюссель Королевский музей изящных искусств), в которой евангельская притча сведена к народной полуанекдотичной сцене: блудный сын изображается в борделе в кругу девиц и испорченных юнцов. Художник изображает персонажей на первом плане картины по пояс очень крупно. В композиции он отказывается от классического порядка, беспорядочность для него есть отражение реальности: живость повествования, подлинность деталей, материальность предметов и персонажей. Тщательность исполнения противоречит здесь монументальной концепции целого.
Те же черты присущи и картине "Призвание апостола Матфея" (1536, Мюнхен, Старая пинакотека), в которой Хемессен изображает комнату сборщика налогов.
Вместе с тем новые элементы не использованы в таких композициях художника как "Сусанна и старцы" (1540, продана в Париже в 1925), Св. Семейство (1541, Мюнхен, Старая пинакотека), Св. Иероним (1541, Прага Нац. гал.), Сусанна и старцы (Барселона частное собрание), Кающийся св. Иероним (Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж). Однако коренные изменения происходят в работах датированных 1544, в особенности Ессе homo (Дюссельдорф, Художественный музей) и "Богоматерь с младенцем" (Стокгольм, Национальный музей), где художник впервые организует пространство не только расположением персонажей, но и разработкой пейзажного плана. В картине "Исаак, благословляющий Иакова" (1551, Швеция, Эстерби) Хемессен по примеру итальянских маньеристов увеличивает размеры фигур, которые благодаря ракурсам и световым эффектам, словно выходят за рамки холста. Подобные ракурсы можно видеть и в работе "Исцеление Товита" (1555, Париж, Лувр). Хаотичная композиция и тяжеловесность большой картины "Изгнание торгующих из храма" (1555, Нанси, Музей изящных искусств) казалось бы возвещают творческий упадок художника. Сюжетом его последней картины вновь стал св. Иероним (1557, Лондон, частное собрание).
Вот по сути всё, что мне удалось отыскать об этом художнике. Пересмотрел все свои альбомы, но ничего не нашёл, что относится к кисти Яна ван Хенессен.
Свидетельство о публикации №220121000007