Жан Антуан Гудон. Диана-охотница

    Жан Антуан Гудон. Диана- охотница.1790г Лувр. Бронзовая версия.
    Жан Антуан Гудон.Диана Охотница.Мрамор.1780г  Музей Гюльбенкяна.Лиссабон.( До 1930 г находилась в Эрмитаже)

     Одной из самых известных скульптур XVIII века стала гудоновская «Диана-охотница» (1780),хотя вначале её достаточно резко критиковали
как «нарушающую стыдливость».

       Диану обычно изображали в короткой тунике с поясом на талии, как часто копируемую Артемиду Охотницу.(Лувр), классический мрамор, приобретенный Франциском I. Нагота богини была признана приемлемой только тогда, когда она изображалась купающейся. Однако в эпоху Возрождения богиня охоты часто изображалась обнаженной.

         Стройная Диана Гудона , балансирующая на цыпочках, кажется, застыла в полном движении. Ее четкая, крепкая фигура, то, как она благородно держит голову, ее элегантные движения и красота вызывали восхищение. И все же ее нагота, считавшаяся неприличной для охоты, шокировала современников Гудона.

 С древних времен Диана сохранила триумфальную наготу, элегантность и индивидуальность которой внушают скорее уважение, чем безрассудство. Благородная, даже высокомерная осанка богини; безмятежное, идеализированное лицо, не отражающее никаких эмоций; а далекий взгляд делает ее безличной и недоступной.
      
        Удлинение женского тела, прочная анатомия и линейная чистота принадлежат эпохе Возрождения школы Фонтенбло. Ее стройное тело, слегка наклоненное вперед на одной ноге, придает статуе воздушное и динамичное очарование и открывает множество точек обзора.

      Гудон представил гипсовую Диану в натуральную величину в своей мастерской во время Салона 1777 года. Готовая скульптура должна была быть выполнена из мрамора (Фонд Гюльбенкяна, Лиссабон) для герцога Эрнста II Саксен-Готского в качестве компенсации утраченного скульптором комиссии. Бронзовая версия сейчас находится в Лувре.

     Скульптура «Дианы-охотницы» вызвала многочисленные споры о том, можно ли так откровенно выставлять женское тело. Нельзя не отметить, что в обнаженной Диане представлена одновременно грация, женственность и огромная внутренняя сила, которая и должна присутствовать в богине растений, животных, охоты и плодородия. Эта работа считается одной из самых известных скульптур 18 века.

    Луврская скульптура была вдохновлена Дианой де Пуатье, возлюбленной короля Генриха II. Гудон также придал лицу своей статуи сходство с портретом знаменитой фаворитки, а её «античная» прическа напоминает прически дам XVI века.

     Скульптор сумел сообщить образу богини удивительный холодный аристократизм и изящество. Она представлена во время охоты, бегущей, с луком и колчаном. Внимательным взглядом она выслеживает добычу. Легкость движения такова, что создается впечатление парения: только кончиком ноги Диана касается земли.
 
   Статуя Дианы-охотницы имела колоссальный успех у публики, её воспевали поэты и хвалили художественные критики, но государственные чиновники пребывали в состоянии шока и Гудон предпочел не выставлять «Диану» в Салоне: желающие полюбоваться ею приходили в мастерскую скульптора.

   Скульптуру "Диана- охотница" была приобретена для Эрмитажа Екатериной II непосредственно у автора и находилась в государственном Эрмитаже, но в 1930 году     была куплена нефтяным королем Галустом Гульбекяном вместе с пятью картинами (Рембрандт, Ватто, Терборх и Ланкре)

     Заплатив за всё 140 000 фунтов стерлингов, Гюльбенкян, в соответствии с предварительной договоренностью, перепродал четыре картины парижскому антиквару Натану Вильденштайну, оставив себе «Диану» и «Афину Палладу» Рембрандта. Статуя обошлась ему в 20 000 фунтов.

    Сейчас мраморная скульптура "Дианы -охотницы" выставлена в Музее  Гюльбенкяна в Лиссабоне. В собрании музея важное место занимают полотна, купленные Гюльбенкяном в начале 1930-х годов при распродаже картин из коллекции Государственного Эрмитажа, в том числе «Портрет Елены Фоурмен» Рубенса, «Портрет старика» Рембрандта, «Благовещение» Боутса и др.

Бронзовые слепки скульптуры "Диана-охотница", находятся во многих музеях мира.


Рецензии