Как я выращивал амарант

                КАК Я ВЫРАЩИВАЛ АМАРАНТ
В средине девяностых годов, когда частные предприятия возникали, как грибы после дождя, я был приглашен на семинар, который организовала  Раиса Холодненко.  Хозяйку семинара я хорошо знал по совместной работе в районной газете, вплоть до моего выхода на пенсию. Родом она из украинского села на севере Одесской области. Женщина она крупная, крепкого телосложения. На добродушном открытом лице часто играет улыбка, от чего особенно заметны ямочки на щеках. Недавно окончила институт и отличалась от горожан какой-то особой живучестью. Они с мужем не ютились по углам в ожидании квартиры от государства. Молодые супруги купили на окраине города небольшой аварийный домишко и рядом своими руками построили большой светлый дом с большой отапливаемой верандой. Обзавелись живностью. Находясь в декретном отпуске, Раиса не теряла связь с газетой. С грудным ребенком на руках она выезжала в ближайшие села и приносила в редакцию интересные материалы.

Однажды мы, газетчики, проезжая мимо ее жилья, остановились и залюбовались красивым домом, окруженным фруктовыми деревьями. От калитки к дому вела арка, увитая виноградом. На клумбах красовались пышные, ухоженные цветы. Из-за деревьев вышла похорошевшая, высокая и статная, пышущая здоровьем красавица. Она пригласила нас в дом, угостила вином под хорошую закуску. Поразила всех вкусной колбасой домашнего изготовления, брынзой из коровьего молока, кроличьим мясом и свежими овощами. Сотрудница показала себя отличной хозяйкой. О таких говорят: «От скуки – на все руки!». Уходя, мы обратили внимание на стоявший во дворе «Москвич». Вид у него был далеко не новый, но был он в рабочем состоянии.
 
Раиса работала бы в газете и дальше. Это было ее призвание. Но руководить изданием стала сотрудница, которая постоянно высмеивала ее сельский менталитет. Прирожденный лидер, бывшая староста факультета в институте, Раиса не уважала ставшую редактором хвастливую подхалимку. В первые же дни совместной работы женщины поссорились. Раиса гордо заявила, как отрубила: «Я и не собиралась с тобой работать!» И очень скоро зарегистрировала частное предприятие.

На семинар съехались представители Одессы и области. Люди уже загорели, внесли с собой в помещение июнь. Бухгалтер предприятия, под стать хозяйке высокая и солидная, рассказала о порядке регистрации частного предприятия.

А потом поделился своими задумками энергичный, одетый в рубашку без рукавов и в шорты, весь какой-то аккуратный и энергичный собственный корреспондент областной газеты из Белгорода-Днестровского. Он стал расхваливать незнакомое нам растение - амарант. На возделывании этой монокультуры он решил открыть свое дело и искал единомышленников. Раньше об этом злаке я ничего не знал.

Оказывается, это растение было первым в числе окультуренных человеком! Произошло это более 7 тыс. лет назад. Его стали выращивать и применять в пищу ацтеки в Южной Америке. Потом эта культура перекочевала на североамериканские земли, затем в Индию, Европу. Ее стали выращивать в совершенно разных климатических условиях. Она – рекордсмен по содержанию белка. А вот сахаров в нем минимум – это особенно ценится сторонниками здорового питания. Растение содержит калий, кальций, магний, кремний, бор, железо, цинк и многие другие элементы.

- Это  –  универсальная кормовая и крупяная культура! 

Оратор заливался соловьем. Он говорил о том, что климат на Земле меняется, возможны самые непредвиденные условия, в которых традиционные культуры могут и не прижиться. Амарант же неприхотлив, и может случиться, что он останется почти единственной устойчивой культурой и источником питания. Он – рекордсмен по содержанию белка. Исследовав его состав, ученые пришли к выводу: человечество получило ценнейший продукт от природы – кладезь незаменимых аминокислот в сочетании со многими другими веществами. Листья амаранта могут применяться вместо шпината. Из семян пекут хлебобулочные изделия, из крупы варят сытную кашу. Было сказано и о том, что амарант используется как лекарственное растение от многих болезней, вплоть до борьбы с онкологией.

Душа дачника, то есть моя, встрепенулась. Я проникся доверием к этому предприимчивому бойкому парню. Особенно он стал нравиться мне после того, как заговорил с присутствующим заграничным гостем на английском языке.

 Мне захотелось приобрести семена амаранта и посеять у себя на дачном участке. На большее я не был способен. Да и ни капельки я не верил, что кто-то захочет вкладывать свои деньги в такое сомнительное предприятие, как выращивание амаранта в наших хлебородных местах. Несколько пакетиков семян были выставлены на продажу. Я собрался купить, но бойкая, очень молодо выглядевшая знакомая мне пенсионерка отговорила меня:

- Сейчас сеять поздно. Я дам семян, у меня амарант уже второй год.

После семинара на фуршет мы с ней не остались и в город возвращались вместе. Спешить нам, одиноким, было некуда. Очень теплый день располагал к отдыху, к неге. Легкий ветерок не давал воздуху стать душным. Летняя одежда не стесняла, позволяла телу дышать. Настроение было приподнятое. Мы о чем-то оживленно разговорились и незаметно пришли к калитке дома Дарьи Михайловны. А оказались мы здесь затем, чтобы посмотреть грядку амаранта на ее участке.

Мне растение понравилось. Это были розового цвета прямые стебли с метелками соцветий наверху. Почему-то показалось, что я это растение уже видел. А потом вспомнил, что по внешнему виду амарант не отличить от нашего сорняка, который называют щиром или щирицей. Только сорняк не розовый, а зеленый. И у нас он просто сорняк, мы его срубаем тяпками и вырываем руками, если опаздываем с прополкой.

На приусадебном участке Дарьи кроме амаранта было на что посмотреть. И я смотрел. Ажурную беседку увивал виноград. Цветов было много, больше, чем всего остального. Дом выглядел красивым и ухоженным. От чашечки чаю, а потом и от стакана вина я не отказался. Мы хорошо пообщались с разговорчивой пенсионеркой. Договорились еще попить чаю так, как пел Утесов про самовар и Машу.

После такого похода за семенами амарант на моем участке в следующем году рос как на дрожжах! Розовая грядка издалека бросалась в глаза. Проходившие дачники останавливались, встретив что-то незнакомое, спрашивали, что это я выращиваю. И я щебетал о том, что это – культура будущего, а сейчас надо ее поддерживать, понемножку выращивать, чтобы не переводились семена.

Розовые растения ко времени созревания поднялись мне по грудь. Метелки соцветий разрослись, разветвились. Стебли были толстые, прочные. Я вырывал их с корнями и складывал в кучу. Намолотил в стеклянную банку семян, а остальное добро так и оставил нетронутыми.

Лежит себе куча амарантная, есть не просит, никого не трогает. Только смотрю я, а мыши даже днем выбегают из-под нее и возвращаются. Весело так бегают! Колхоз у них там образовался, что ли? Приподнял край этой кучи, а там! Бросились мыши врассыпную. А я обиделся на них.  Лакомое их убежище отнес подальше и сжег. Просыпавшиеся семена подмел и тоже вынес вместе с мусором. Такой вот неблагодарный земледелец, не воспользовался урожаем.

Это несмотря на то, что амарант ценили и майя и ацтеки. И что растение окутано мистическими тайнами. Ведь даже название переводится как «отрицающий смерть»! А еще называют его цветком бессмертия. Растение применялось в различных обрядах. Некоторые воины считали амарант могущественным цветком и даже боялись, считая, что он может навлечь беду на целое войско, окажись в руках соперника. А я вот взял и сжег. Такой вот бестолковый. Если бы не сжег, может бы и дачу перестали грабить?

Больше амарант я не сеял. И даже забыл о нем, как теперь говорят - от слова СОВСЕМ! С того момента, как я накормил им мышей, прошло больше, чем четверть века. А недавно наткнулся в поисковике интернета на это слово и был поражен. Оказывается, есть уже целая корпорация, которая выращивает амарант! Возможно, и не одна. Предприимчивые люди таки извлекли из этой экзотической культуры выгоду! Из нее делают теперь огромное количество пищевых продуктов. Есть амарантовая мука, из которой приготавливают вкусную и полезную выпечку, или добавляют ее помаленьку в различные блюда. Из семян делают крупу. Листья употребляют в виде вкусного и полезного ароматного травяного чая. Для добавки в салаты используют амарантовое масло. Из листьев добывают краситель.

Для того, чтобы все это иметь, нужно засевать целые поля, что я и увидел на картинках. Мог бы и я использовать листья для салатов или для чая. Но мне и без экзотического растения было из чего их приготовить. Так что другой пользы, кроме как ознакомиться с чудным растением, от амаранта я не имел. Уж если браться за что-то – то с размахом, а не так, как у меня получилось. Знакомая пенсионерка тоже перестала сеять амарант. А другой причины навещать ее у меня не было.

Раиса свой офис со временем закрыла и занялась пропагандой возделывания садовых и огородных культур. Ее материалы я встречаю на сайтах в интернете. Вошел ли в корпорацию собственный корреспондент из Белгорода-Днестровского, я не знаю и теперь уж и не узнаю, та как живу в России поблизости от столицы. А у семьи сына на подворье и огорода нет, только зеленый газон.

Хороша, видимо, амарантовая каша, да не наша!


Рецензии
А если у менЯ будет земля, ОБЯЗАТЕЛЬНО буду сажать амарант, это замечательное растение! Сколько о нём потрясающей информации есть в интернете! А люди инертны и нелюбознательны, богатства под ногами не хотят видеть! Казалось бы, только щёлкни кнопкой, открой интернет, почитай! Так нет же, лучше будут интересоваться всякой ерундой, вчитываться в сплетни о звёздах и их похождениях, юмористические концерты смотреть без устали!.. Не понимаю, зачем надо было сжигать скошенные стебли с семенами, - можно было хотя бы собрать их на корм птицам в холодные зимы! Семья моей дочери синичкам в кормушку покупают семечки и крупу в магазине. Следующим летом организуем сбор семян всяких дикоросов по округе. В морозные зимы 90 процентов синиц погибает от голода и холода.

Инна Люлько   14.01.2024 19:21     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Инна!
Дело было на юге Одесской области, где зимы тёплые и птиц подкармливать не приходится. Любители, конечно, следят за кормушками, наполняют. Я не такой сентиментальный. Поступил так, как получилось. Хорошая задумка - разводить амарант. Читал, что пекут хлеб, варят кашу, есть в продаже мука. Но цели приобрести перед детьми не ставил, а сам за покупками уже не хожу.
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   14.01.2024 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.