Салтыков-Щедрин под Серебрянкой

САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН  ПОД СЕРЕБРЯНКОЙ.


27 января 2021 года исполняется 195 лет со дня рождения выдающегося писателя, литературного критика и публициста Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826 - 1889).     В Лужском районе известны два места, связанные с его жизнью и творчеством.  Это  местности вблизи железнодорожных станций Серебрянка и Толмачево.
      К настоящему времени пребывание писателя летом 1888 года на станции Преображенская,  нынешней Толмачево, получило достаточно полное краеведческое освещение. Михаил Евграфович снимал здесь дачу в имении «Затишье», принадлежавшем генерал-адъютанту Н.А.Розенбаху. Любимым местом его прогулок была аллея, впоследствии названная Салтыковской. Она находилась в нижней части парка, объединяя «Затишье» с соседними именьями «Лидино» и «Дубки». В «Затишье» писатель плодотворно работал над своим последним романом «Пошехонская старина», начатым годом раньше  во время отдыха под Серебрянкой. 
    Серебрянский период жизни Салтыкова-Щедрина  пока что не получил должного внимания, комплексного краеведческого изучения, что стало причиной появления данной статьи. 
   .  Писатель приехал  на станцию Серебрянка в начале 20-х чисел мая 1887 года. В письме от 28 мая он сообщает, что находится здесь «уже около недели». Плохая погода, усталость от напряжённой работы над завершением объёмных «Мелочей жизни» привели писателя к душевному надлому, тягостному бездействию, из которого он вышел только в середине августа
        «Во всё лето я не написал ни одной строки» с горечью признаётся писатель в  письме от 12 августа 1887 года. Но вдруг через две недели его творческое состояние чудесным образом изменилось. В письме от 24 августа он пишет: «В последнее время  мной овладела страсть к писанию, и я кой-что настряпал из давно готового материала». На следующий день о долгожданном сдвиге писатель сообщает и в редакцию журнала «Вестник Европы»,:с предложением поместить в октябрьском номере  журнала  свою статью, начатую давно, но которая «только на сих днях случайно кончилась».  Речь идёт о написанных под Серебрянкой первых главах   «Пошехонской старины»; - «Гнездо», «Моё рождение и раннее детство», «Воспитание нравственное», которые возникли на основе  «пошехонских рассказов»,  задуманных ещё в 1883 году.
      Ни биографы писателя, ни краеведы не затрагивали вопрос, где конкретно находилась серебрянская дача писателя, где вместе с ним пребывали его жена Елизавета Аполлоновна и дети - Константин и Елизавета. Станция Серебрянка это всего лишь почтовый адрес, как и в случае с художниками Крамским, Шишкиным и Савицким,  которые летом 1872 года, тоже отдыхали на станции Серебрянка, а на самом деле на даче в селе Ильжо.
     В случае с Салтыковым-Щедриным всё оказалось гораздо проще. Он сам указал свой дачный адрес в письме из Петербурга  к лечащему его врачу и мемуаристу Н.А.Белоголовому от 18 мая 1887 года: «Адрес мой дачный: Варшавская жел. дорога, станция Серебрянка, в имение г-жи Кирилиной». 
     Имение Кирилиной удалось найти в списке частновладельческих хозяйств Поддубской волости за 1891 год, где оно значится как мыза Полицы, находящееся в 3-х верстах от станции Серебрянка. Владелицей имения была А.Ф.Кирилина, жена тайного советника.  В этом же списке находим ещё одну мызу Полицы, принадлежавшую действительному статскому советнику А.В.Добрякову., в 5-ти верстах от станции Серебрянка. Согласно карте 1915 года мыза Добрякова находжилась на правом берегу речки Осницы, рядом с часовней, стоявшей у  развилки дорог в Новые Полицы и на Серебрянку. Если от мызы Добрякова сохранились хотя бы развалы фундаментов бывших строений и фрагменты парка., то местонахождение бывшей мызы Кирилиной можно определить лишь ориентировочно, исходя из её нахождения в двух верстах к северу от мызы Добрякова  и в 3-х верстах южнее станции Серебрянка. 
       Примерно в этом месте между Полицами и Малой Пустошкой на карте 1915 г нанесены постройки, обозначенные как мыза. Возможно, это и есть то самое имение Кирилиной,  где Салтыков-Щедрин отдыхал летом 1887 года. 
      В заключение, хочется привести выдержки из писем, отправленных  писателем из Полиц. В них, кроме сведений о его самочувствии, приводятся колоритные бытовые подробности. 
  От  28 мая: «Я уже около недели на даче. Погода скверная. Кашель неимоверный с труднейшей экспекторазией. Лечить будет здешний местный врач – не особенно умный».
  От 3 июня: «Скуке, унынию и мраку нет границ. Целые дни сижу один прикованный к креслу.. Не выходя из своих двух комнат, потому что другие комнаты расположены на север и в них ещё холоднее. Даже обедаю  разно с семьёй
     Дача была бы весьма комфортабельна, если б не такое проклятое лето… У нас ещё летних цветов не рассадили, а третьего дня   ночью был мороз, который побил огурцы».
  От 11 июня в Ялту: «Я так болен, что вот уже с месяц ничего не пишу и не читаю. Погода адская. Сегодня топлю кабинет».
  От 28 июня; «Адская погода с бешеными ветрами.. А тут, кстати, наняли дачу с фруктовым садом, огородом и садовником. Каждый день с утра до вечера гвалт, потому что ничего не удаётся.- ни овощей, ни ягод, ничего нет, а на яблони напал червь. Вчера садовника прогнали, а сегодня на клумбах телята гуляют».
  От 12 августа: «Литературная карьера моя кончилась, во всё лето я не написал ни строчки».
  От15 августа: «Здесь после  двухнедельных дождей, вот уже пять дней, как наступила чудесная солнечная погода. Но в воздухе уже ощущается большая свежесть и ночью народ ходит в полушубках.
     Грибов такое изобилие, что даже на дорожках сада растут. И, представьте себе, я даже этим хорошим временем пользоваться не могу, ибо как только хвачу свежего воздуха, так сей же час простужусь».
    Далее, в вышеприведённом письме от 24 августа находим сообщение о начале работы над начальными главами  «Пошехонской старины» на основе давно готового материала. Заключительным аккордом Серебрянской эпопеи писателя  звучит письмо всё тому же                Н.А.Белоголовому, от 26 августа 1887 года: «Это последнее письмо, которое я пишу Вам  отсюда, ибо 29-го вечером буду же в Петербурге. Кончатся дачные мучения, начнутся петербургские».
       !95- летний юбилей достаточный повод, чтобы почтить память великого писателя каким-либо значимым общественным мероприятием и начать подготовку к его 200-летию.
Вполне оправданным было бы присвоение местной школе, или библиотеки, имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, с открытием памятной доски, и даже установкой бюста писателя в каком-нибудь общественно значимом месте посёлка.  Время ещё есть.
,


Рецензии