культурный центр кольского края - 6

 Сегодня поедем в город Апатиты, научный и культурный  центр Кольского края. Вернее, никуда ехать не надо - ведь я живу рядом (20 км) в городе Кировске, что явился родоначальником Апатитов. Это два города-брата. 

  В Кировске (1931 год рождения)) закончилась строительная площадка - он с трёх сторон окружён Хибинскими горами. Некоторые кировчане стали получать квартиры в новостройках Нового города (1966 год) и стали переезжать ближе к работе, фабрике по переработке апатита, камня плодородия. Сейчас в городе 52 тыс населения, в два раза больше, чем в старшем брате, городе Кировске.

 Новый город долго не имел официального названия. А потом получил название по станции Апатиты на Октябрьской железной дороге. Ведь от этой станции апатитчане и кировчане уезжают летом в тёплые края, чтобы погреться на солнышке.

 В городе расположен научный центр (филиал) Российской Академии Наук и её пять институтов. Среди них - Полярно-альпийский Ботанический сад, самый северный в мире.

 Около Геологического института стоит памятник первооткрывателю Севера -  академику  Александру Евгеньевичу Ферсману (фото). Экспедиции учёных 20-30 годов оценили несметные богатства недр Кольского полуострова. Вся таблица Менделеева представлена здесь.

 В  геологическом  музее   собраны все образцы полезных ископаемых этого богатого края. Такому соцветию может позавидовать любой музей мира.

 В городе есть этнографический музей, где расскажут о первых поселениях поморов, о первых геологических экспедициях. История подтверждена подлинными документами. Здесь же - картинная  галерея  с  постоянно обновляющими выставками.

 Этот город  - родина известного ведущего на телевидении Андрея Малахова  (занимает третье место среди ведущих ТВ). Не забывает Андрей родной город.

 Участвовал в реставрации храма, а совсем недавно  приехал с десантом художников-оформителей, чтобы сделать заполярный город краше. Ведь здесь, в условиях полярной ночи, не хватает ярких красок и солнечных лучей.

 Год назад усилиями Малахова установлена на улице Пушкина скульптура Александра Сергеевича  работы  Зураба Церетели.
 Чудеса бывают. Думала ли я, что в нашем  маленьком городе Апатиты появится памятник великому  А.С. Пушкину?  И во сне не снилось.

  И вот уже памятник привезли на платформе. Довелось Александру Сереевичу ездить и в кибитке, и на телеге, и на перекладных. Теперь - новый вид транспорта. Для великого Церетели с его высокими памятники данный можно назвать миниатюрным. Высота -2,85, вес -900 кг. 

 Сидит Александр Сергеевич на скамейке, а рядом можно посидеть и вспомнить, стихи почитать. Многие говорят: «Забот других нет в нашем городе…» Да, есть другие заботы, да, есть недостатки, есть что отремонтировать. Заботы всегда были и будут. Но пусть ещё будет и памятник А.С. Пушкину! А рядом я прочту: «Мороз и солнце, день чудесный”.

А сегодня и правда день чудесный. Направляемся в город Кировск ( ранее - Хибиногорск), на мою малую родину.

                Гимн моей малой родине

 Ты навсегда останешься в моём сердце, мой заснеженный город. Ты очень много значишь  для меня, мой волшебный, утопающий в снегу Кировск.  Ведь Хибинские горы обладают волшебством - они не отпускают! Без них я не смогу жить. Что  это?

 Как же я могу жить в другом городе( где живут мои дети) без гор? Ведь здесь я взбиралась в детстве по кручам, здесь знаю каждую тропинку, склоны и изгибы..

  Горы радуют глаз каждое утро при взгляде из окна, они успокаивают: "Всё будет хорошо" .Ведь здесь я каталась на лыжах в детстве и юности, здесь  ходила в походы, здесь собирала грибы-ягоды, здесь всё родное и знакомое.

  Маленькие улочки с сугробами выше головы, приветливые люди. Нет в мире лучше места, чтобы мечтать. Здесь можно подняться к облакам, здесь рождаются строки: "Сижу-гляжу я на вершины, о ненаглядные Хибины..."  Этот город не отпускает меня ещё и  потому, что его строили мои родители, когда жили в бараках и шалманах.

  Мой холодный город с тёплой душой, ты всегда встречал меня приветливо после отпуска.

 Завтра встретимся.

 продолжение - http://proza.ru/2020/12/12/763



 

 

   

 

 

               

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

.

 


Рецензии
Здравствуйте, Зина!
Давненько не была я на Краю земли!
Всё с Марией Алексеевной бродила по Захарову...
Но у вас очень интересно! Замечательный гимн родному городу получился!!!
Ох, как же богат, оказывается, Кольский полуостров! ВСЯ ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА.
Недаром злятся американские политики, что не они владельцы этих богатств!
Новое слово узнала: апатитчане...
С улыбкой,

Элла Лякишева   09.12.2022 20:02     Заявить о нарушении
Элла, спасибо. Ваши тексты о творчестве Пушкина всегда интересно читать. Пушкиноведы у нас не переведутся никогда, ведь эта тема безгранична. Удачи!

Зинаида Малыгина 2   10.12.2022 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.