Границы расселения прародины древних тюрков

Границы расселения (прародины) древних тюрков
Животный и растительный мир прародины тюрков.
Лингвисты считают, что в праязыковом словаре можно выделить комплекс понятий (названия растений, животных и т.д.), позволяющих представить экологическую среду, в которой обитал пранарод.
   Ученые (зоологи, биологи, географы и утверждают, что ареалы распространения определенных видов животных и растений ограничены. Так, например, если собрать воедино все те названия животных и растений, которые были известны тюркскому праязыку, то с учетом былого географического распространения соответствующих биологических видов можно очертить некогда существовавшие границы области расселения (прародины) древних тюрков.
Известный российский лингвист С. Е. Яхонтов писал в статье «Прародина и  древние передвижения языковых групп народов материковой части Юго-Восточной Азии»: «Распространение языка на новые территории может происходить двумя путями: либо оно связано с миграциями говорящего на нем народа, либо народ, более слабый в экономическом, культурном, военном отношении, перенимает язык соседнего народа, более сильного, в ходе постоянных естественных контактов или завоевания».
Как известно понятие "историческая прародина" традиционно ассоциируется с локальной территорией, неким "первичным очагом", в границах которого складывались архаические элементы физического типа, языка и культуры современного этноса.
На основании археологических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных  тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. 6,0 тысяч лет начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть древних тюрков, начиная с III тыс. до н.э. переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы и др.).
Коренными народами Южной Сибири и прямыми потомками афанасьевцев и карасукцев являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары – тюркские народы Сибири. Около 500 лет тюрки Сибири стали подданными Российской империи, но до сих пор сохранили свою древнюю культуру и свой тюркский язык.   Для тюркских народов Сибири мы наблюдаем общие названия явлений окружающего мира (животных и растений и др.) и видов жизнедеятельности (хозяйствования, оленеводства, охоты, рыболовства).
Как известно на территории Сибири, равной территории всей Западной Европы, вместе с другими гражданами России живут около 1,0 млн. тюрков, то есть 0,5 % всего современного тюркского мира (в настоящее время около 200 млн. тюрков живут в Европе и Средней Азии).
В современной исторической науке господствует ложная гипотеза о том, что именно юг Сибири (Алтайско-Саянское нагорье) является прародиной всех тюркских народов.
          Примерно 10 тыс. лет назад, вскоре после окончания ледникового периода, то есть в самом конце неолита, человек освоил культурное земледелие и скотоводство. В историческую науку этот судьбоносный переворот вошел под названием неолитической революции.
       Согласно гипотезе Н.И. Вавилова, географической прародиной современного земледелия стали речные долины "плодородного треугольника" на Анатолийском плато (современная Турция), в истоках рек Тигр и Евфрат. Во всяком случае, именно там, как подтвердили позднейшие раскопки, зародилась культура возделывания пшеницы.
Одним из первых злаков, который люди стали сначала сжинать в диком виде, а затем и сеять, был ячмень, росший на нагорьях Малой Азии.
На территории Южного Кавказа росли дикие злаки, годные в пищу и для посева, и жили дикие животные, пригодные для одомашнивания. Где это произошло раньше всего, сказать трудно, во всяком случае в Малой Азии хлеб сеяли уже между Х и VIII тысячелетиями до х.э. Примерно в ту же эпоху и в тех же местах приручили козу, овцу, осла (собаку приручили гораздо раньше еще охотники древнекаменного века); позже был одомашнен крупный рогатый скот и кое-где - свинья.
       Когда многие древние народы от охоты и собирательства постепенно переходили на более высокие типы хозяйствования (земледелие и скотоводство) предки тюрков, видимо, из-за того, что жили на территориях более благоприятствующих развитию скотоводства, чем земледелия, стали осваивать отгонное скотоводство.
 Весьма удобной для развития отгонного скотоводства оказалась  территория исторической прародины тюрков - Кура-Араксинское междуречье на Южном Кавказе, а также смежные территории северо-востока  Передней Азии.
    Известный российский ученый Н.Я.Мерперт пишет: «...Постепенному и «прочному» характеру распространения древних земледельцев противостоят единовременные, иногда весьма далекие «броски» скотоводов по открытым пространствам в поисках новых пастбищ, водных ресурсов, источников сырья и областей соприкосновения с земледельцами. Такие «броски» достигали значительного масштаба, поскольку борьба за пастбища требовала создания больших и мощных объединений, которые быстро возникали и столь же быстро распадались... При этом в степных областях создавались огромные культурные общности».
 Первой такой огромной культурной общностью подвижных скотоводов в истории стала так называемая  евразийская курганная археологическая культура. Первые курганы появились на Южном Кавказе в начале IV тыс. до н.э.
 Именно с Южного Кавказа стали расселяться в другие регионы прототюрки в  середине IV тыс. до н.э. Это, скорее всего было связано с ростом населения и увеличением поголовья скота, которому нужны были новые обширные пастбища. Однако с древнейшей родины ушли не все прототюрки. Многие из них остались на первоначальной родине. Наукой доказана преемственность тюркского этноса на первоначальной территории с древнейших времен до наших дней. Часть древних тюрков постепенно продвинулась на север — на земли финно-угров, где происходило и происходит взаимовлияние данных этносов, сближение их бытового уклада, культуры и языков. Другая их часть, в III— II тыс.дон. э. ушла далеко на восток вплоть до Забайкалья, где тюрки создали довольно высокую для своего времени ямную афанасьевскую и срубную андроновскую культуры.
        В дальнейшем по мере освоения  древними тюрками степных территорий Евразии от Дуная до Енисея  вся эта территория была покрыта искусственными холмами-курганами.
Носители курганного обряда погребения, одними из первых стали внедрять подвижное скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство. В поисках новых пастбищ они перегоняли свои стада на зимовки и летовки. Тюркское слово "яй" ("лето") породило понятие "яйлажное скотоводство", которое вошло в хозяйственный уклад жизни многих народов и означает «выгон скота на летние пастбища».
Для успешного передвижения древние тюрки изобрели повозки, в которых перевозили людей и весь их домашний скарб. В погребальных ямах курганники сооружали срубы, умерших хоронили в деревянных повозках и саркофагах.
Поскольку это были преимущественно овцеводы, они, очевидно, одними из первых стали обрабатывать шерсть, раскатывать войлочные ковры, покрывала для своих повозок, изобрели веретено для вытяжки нити (курганы Уч – тепе, Бедени, и др.). В огромные повозки они умели впрягать быков и использовать их силу.
      Южный Кавказ и степная зона Евразии благодаря тюркам весьма насыщены памятниками прошлого: курганами, каменными изваяниями, стелами, наскальными изображениями и пр.
        Погребальный обряд на всём этом пространстве отличался исключительным единообразием, особенно на первых порах, и это — свидетельство, что многочисленные племена, заселившие степь, в процессе постоянных контактов между собой выработали единую духовную культуру. А так как это возможно, только когда люди говорят на одном языке, стало быть, по всей этой огромной области распространился единый язык или группа близкородственных диалектов.
       Решающим доказательством в пользу того, что в отдельных могилах под курганами похоронены именно воины скотоводы служат предметы, которые находят в курганных погребениях — боевые топоры (из камня), знаки власти — каменные булавы  и скипетры в виде стилизованной головы животного. Советский археолог Э. Б. Вадецкая пишет, что «умершего сопровождали астрагалы и ритуальная пища — определенные части туши овцы, поверх сруба клали голову жертвенного животного и его шкуру». И наконец, на курганах воздвигались антропоморфные стелы - балбалы.
          Э. Б. Вадецкая весьма существенно подкрепила гипотезу о том, что курганная (ямная) культура, постепенно перешедшая в афанасьевскую, андроновскую и срубную, очень сходна в основных чертах с гуннской и таштыкской. А поскольку таштыкцы — потомки афанасьевцев, стало быть, таковыми являются и гунны.
      Курганная насыпь, как серьёзный индекс степной кочевнической этнокультуры характерный для прототюрков и их прямых потомков - многочисленных тюркских народов уже с IV тысячелетия до н.э. глубоко внедрился во многие инокультурные общности и надолго в них прижился. Между тем, ни в одном из индоевропейских, финно-угорских или кавказских языках тeрмин "курган" не имеет смысла и не этимологизируется. Семантика слова раскрывается только на тюркских языках: кур- (гур-) - строить, создавать, возводить. Курган во всех современных тюркских языках означает - «возведенный», «построенный».
        Слово курган ‘погребальная насыпь’, распространено не только в России, но и по всей Юго-Восточной Европе (Русс. kurg;n, Старо Русс. курганu, Укр. kurh;n, Белорусс. kurhan, Пол. kurhan, kurchan, kuran 'насыпь'; Рум. gurgan, Диал. Венг. korh;ny), является заимствованим  из Тюркских языков: Др. Тюрк. курган 'укрепление', Тат., Осм., Кум. курган, Кирг. и Джагат. korgan, все от Тюркского kurgamak 'укреплять', kurmak 'возвести'. Область распределения его в Восточной Европе близко соответствует области распространения Курганной культуры в Юго-Восточной Европе.
        Благодаря раскопкам тюркских курганов были получены богатейшие материалы, позволяющие судить об образе жизни древнего населения названных территорий, его социальном строе, религиозных представлениях, культуре и искусстве.
      В музеях разных стран, особенно в России, в частности в Эрмитаже и в его знаменитой Золотой кладовой, хранятся памятники искусства, добытые из тюркских курганов.
          Тюрки в III тыс. до н.э. заняв зону степей, никогда не пытались овладеть ни лесными районами Сибири, ни проникнуть в Китай. Травянистая степь, перерезанная лесистыми хребтами, была их вмещающим ландшафтом. К другим условиям жизни они были не приспособлены и не хотели приспособляться.
      Родство древних и современных  тюркских языков, разделенных тысячелетиями и удаленных друг от друга на тысячи километров, может быть объяснено только тем, что все они восходят к одному праязыку, на котором первоначально говорило этнически однородное население какого-то небольшого компактного региона – тюркской прародины. Иначе невозможно объяснить одинаковые для тюркских народов, разделенных огромными расстояниями и не входящих в контакты друг с другом, обозначения домашних и диких животных  (лошадь, собака, корова, коза, овца, кабан, бобр, барсук и др., а также различных растений (пшеница, ячмень, просо, яблоко, виноград, береза, ивы и др.).
Названия основных домашних животных являлись для тюркских народов словами, связанными с их хозяйственной жизнью. Являясь терминами, эти слова почти не имели внутренного развития значений и очень мало подвергались фонетическим изменениям.
Большое значение тех или иных домашних животных в хозяйственной жизни тюркских народов определило обширное развитие терминологии, связанное с обозначением возраста. пола и породы животных. Напротив, для тех домашних животных, которые не имеют хозяйственного значения, эта терминология отсутствует.
Некоторые названия диких животных имеются только в тех языках, народы которых живут в местах распространения этих животных. Имеются и просто заимствования названий диких животных, особенно мелких, в тех тюркских языках, которые в данной местности распространились относительно недавно.
Все современные тюркские народы унаследовали от своих дальних предков (прототюрков) названия  домашних животных: ат (лошадь), айгыр (жеребец), буга (бык), окюз (вол),  инек (корова), деве (верблюд), гоч (баран), гойун (овца), теке (козёл), кечи (коза), ешшек (осёл), гатыр (мул), ит (пес) и др.
В результате сравнительного анализа общетюркской фаунистической и флористической лексики 24 древних и современных тюркских языков, мы убедились, что все названия домашних животных: ат (лошадь), айгыр (жеребец), буга (бык), окюз (вол),  инек (корова), деве (верблюд), гоч (баран), гойун (овца), теке (козёл), кечи (коза), ешшек (осёл), гатыр (мул), ит (собака) и др., а также названия основных культурных растений, таких как бугда (пшеница), арпа (ячмень), дары (просо), алма (яблоко), узюм (виноград), говун (дыня), сарымсаг (чеснок) и др., образованы на основе исконно тюркских слов. Эти слова не были заимствованы тюрками из других языков, а были введены в оборот самими носителями этих тюркских языков. Это является бесспорным доказательством того, что древние тюрки ещё находясь на территории исторической прародины  (Южный Кавказ, VII-V тыс. до н.э.), сами одомашнили вышеуказанных животных и культурные растения и дали им соответствующие названия, исходя из словарного запаса своего языка. Предки алтаесибирских тюрков переселившись на новые территории, где эти  культуры не произрастают, за 5 тыс. лет подзабыли эти слова.
 В лексике тюрков Сибири (якуты, алтайцы, тувинцы, тофалары, хакасы, шорцы) есть слова, которые отсутствуют в древних тюркских письменных языках, а также в языках тюркских народов, живущих западнее Сибири. Эта лексика, видимо,  появилась у тюрков Сибири после того, как их тюркские предки переселились на новые земли. И уже живя в Сибири предки современных тюркских народов, вынуждены были осваивать  ранее неизвестные им новые формы деятельности (таёжная охота, рыболовство, собирательство кедровых шишек и ягод) и давать названия понятиям, связанным с их новым бытом в условиях тайги или же заимствовать эти слова у аборигенов Сибири.
Итоги: прародина древних тюрков находилась на территории юго-западного Прикаспия; - азербайджанцы – единственный тюркский народ, который никогда не покидал историческую прародину предков (Южный Кавказ и прилегающие территории Передней Азии).


Рецензии