Воспоминания прошлого 5 Война

Продолжение(5)

1941-1943 г

 Известие о начале войны с фашистской Германией всколыхнуло могучую державу.
 Назревала реальная опасность захвата наших земель и порабощения многонационального великого народа.
Правительство СССР объявило всеобщую мобилизацию населения для отпора врага.
Вести о событиях в стране и мире, хотя и не в полном объеме, дошли до самых отдаленных уголков, даже не имеющих радио и телефонной связи.
 Вологодская глубинка – не исключение.

Из деревень в армию призвали все взрослое мужское население, остались дети да старики. Опустел и родной хутор Зеленая Дубрава.
 Из мужчин остались дед – Николай Ильич, его брат – Александр Ильич и сосед – дед Алехин.
Их сыновья ушли на фронт, а в домах росли ребята дошкольного и школьного возраста.

В семьях сократилось число рабочих рук, увеличились трудности. Возникли новые проблемы, решение которых легло на плечи женщин.
 Да и ребята заметили большие изменения в жизни. Их стали чаще привлекать на работы в колхозе, по дому, на заготовку дров, корма для домашнего и колхозного скота, на посевные работы, прополку, уборку урожая зерновых и овощей.
Время для гулянья и развлечений значительно сократилось.

На крестьянские семьи обрушились различные военные налоги: на мясо и молочные продукты, на зерновые, на скотину и птицу и на многое другое, как говорили, необходимое для нашей армии.
Обязательная сдача по налогам лишала людей нормального существования, необходимых продуктов питания для детей и взрослых.
 
На заработанный трудодень до предела снизили натуральную плату из-за низких урожаев зерновых и овощных культур и сокращения поголовья колхозного скота.
Более половины урожая, полученного от собственного хозяйства, шло на покрытие обязательных налогов.
 
Многие оказывались в долгу, за что привлекались к ответственности.  Расплачиваться надо было сполна. По всем признакам в жизни хутора приближалась тяжелая голодная пора.

Продолжалась жестокая война, а далекая глубинка пока еще не слышала взрывов артиллерийских снарядов и завывания падающих авиабомб, только изредка получала информацию о событиях из писем от ушедших на фронт хуторян.
 
Каждое полученное письмо - треугольник, часто без обратного адреса, с несколькими фразами о здоровье и благополучии бойца, об успешных боях, читали и обсуждали с надеждой скорого его возвращения с фронта в свою семью. Негативная информация о военных событиях не пропускалась военной цензурой.
Часто в письмах отдельные строки были закрашены черной краской.

Хутор жил тревожной жизнью. Взрослые работали, выполняя сталинский приказ – «Все для фронта!  Все для победы!».
От плодов изнурительного труда семьям доставались крохи, едва обеспечивающие полуголодное существование.
Ребята помогали там, где требовалась физическая сила дополнительных рабочих рук, а в свободное время зимой ставили петли на зайца – беляка, вырубали во льду на реке лунки и ловили рыбу. Летняя рыбалка более продуктивная, увлекала не только ребят, но и девочек.

 С братом Сергеем выходили по утрам к излюбленным местам с удочками и возвращались к завтраку с уловом плотвы и красноперок, иногда приносили крупных окуней и подлещиков. Нередко, при ловле с лодки, на блесну попадались   крупные окуни и щуки, которых с гордостью проносили мимо играющих детей у соседского дома. Жареная рыба - любимое блюдо нашей семьи.
Вкусно приготовленная рыба заменяла недостающие продукты питания.
Когда созревали ягоды, ребята на лодках переправлялись на противоположный берег собирать в борах бруснику, морошку, по крутым береговым склонам землянику, местами малину и черную смородину.

При наступлении грибной поры на заготовку выходили даже старики. Они прекрасно знали местные леса, безошибочно приводили грибников туда, где растут ценные для заготовки грибы.
Ягодный и грибной промысел длился не долго. После его окончания наступала пора подготовки к зиме.  Что можно было подготовить к зиме в самый тяжелый период войны, когда фашисты приближались к Москве? 
Все отдавалось для фронта.

Питание стало серьезной проблемой каждой семьи. Значительно уменьшились нормы потребления человеком, из рациона исчезли продукты питания, необходимые для организма. Недостаток их восполнялся заменителями – капуста заменялась крапивой и лебедой, в хлеб добавлялись отруби, высушенные и размолотые картофельные очистки, вместо сладкого – кормовая свекла, вместо сливочного масла – горькое льняное.
 Приходилось собирать колоски, упавшие на землю после уборки зерновых, чтобы получить из них хотя бы горсть зерна для получения муки.

Всех здоровых колхозных лошадей отправили на фронт. Оставшиеся старые и больные лошади забивались. Конина выдавалась колхозникам в качестве столового мяса на заработанные трудодни.

Ребята собирали на лугах хвощи, сушили и мололи их, превращая в подобие муки. Из такой муки пекли лепешки, не вкусные, и ели, утоляя голод. Постоянно, мучительно хотелось есть.
Грустные воспоминания. Но так было.
 Мне и моим сверстникам пришлось все это пережить. Испытавшему длительный голод забыть голодное состояние невозможно. «Фантомный голод» будет преследовать человека всю его жизнь.


Рецензии