Месть. Притча

Давным-давно в горах Сораксан жил человек. Он не был монахом, не был посвященным, ходил в обычном тряпье. Никто не знал, сколько ему лет, чем он питается, откуда пришел. Однако многие люди считали его мудрецом и приходили к его пещере за советом.

Однажды у входа в его жилище появился исхудавший юноша. Он едва стоял на ногах, а по лицу его катились слезы.

– Старик, помоги мне, дай мне совет, без тебя мне не справиться, – стал уговаривать он отшельника.

– Советов мне для такого страдальца не жалко, – ответил мудрец, – были бы они только тебе впору, как сшитая у хорошего мастера одежда.

Юноша присел на камень и стал рассказывать:

– Я хочу отомстить одному злому человеку. Он силой увел у меня невесту, он сжег мою лавку, он чуть не довел до смерти моих родителей. Он местный богач, а разбогател он на торговле тем, что привозят ему грабители со всей округи. У него нет ни чести, ни совести. Жену он бьет. Всю деревню держит в страхе. У многих отбирает деньги угрозами. Некоторых оставляет без крыши над головой. Я хочу отомстить ему, но вокруг него всегда друзья-бандиты. Я пробовал обращаться к властям, но там меня слушать не стали, потому что он всех подкупил.

– И ты мечтаешь отомстить этому человеку? – спокойно спросил отшельник.

– Да, потому что я его ненавижу, не могу жить, пока он ходит по этой земле!

– Трудная задача, – сказал мудрец и ненадолго задумался, чтобы потом продолжить. – Скажи, если ты зверски убьешь этого злодея, ты сможешь жить в радости? Только хорошо подумай, прежде, чем ответить.

Юноша подумал и сказал:

– Любая смерть, любые страдания, которые я сам смогу ему принести, не удовлетворят мою жажду мести. Нет, если я его убью, то буду всю жизнь мучиться и думать, что убил его недостаточно жестоко.

– А если продолжишь жить рядом и ненавидеть его, то будешь счастлив?

– Нет! – воскликнул молодой человек. – Я тогда убью себя, не смогу жить рядом с ним и смотреть как он жирует. Может быть, мне надо уйти в монастырь, бросить этот мир и похоронить это в глубине себя?

Старик усмехнулся:

– Кто хоронит в себе месть, тот разрушает не только свою душу, но и тело. И кто мстит, тот тоже убивает свою душу, а потом и тело. И кто живет с местью бок о бок, медленно отравляет и душу, и тело.

– О, старик, как мне больно слышать твои слова! – простонал юноша. – Но как же мне быть, помоги мне!

Мудрец принес веревку, заставил своего гостя встать, и привязал ему на спину большой острый камень:

– Видишь вершину той горы? – старик показал на высокую скалу. – Ты должен добраться до нее, там встретить восход солнца, а потом вернуться ко мне. А когда вернешься, я скажу тебе, как надо поступить.

– А зачем у меня за плечами этот камень? – спросил молодой человек.

– Представь, что это не камень, а твоя ненависть, боль, твоя месть, которую ты вынашиваешь в сердце. – Сможешь с этой ношей взойти на вершину?

– Нет, с такой ношей я упаду в пропасть и погибну.

– Тогда представь, что пока оставишь свои переживания в этом камне, а камень у моего порога, – сказал старик и обрезал веревки. – А чтобы ты не пытался думать о мести, а ежеминутно думал о своей жизни, я привяжу тебе к телу твою левую руку. Сможешь с одной рукой взойти на вершину?

– Будет трудно, но я это сделаю, – ответил молодой человек.

– Тогда иди. Только будь осторожен и знай, что как только дашь мести проникнуть в твое сердце, эта тяжесть стянет тебя со скалы, и ты разобьешься.

Молодой человек пошел в горы. Ему было очень трудно лезть на вершину, пользуясь только одной рукой, поэтому он не мог даже немного отвлечься на мысли о своей ненависти.

Он взошел на верхнюю точку, и там лег на небольшое плато и мгновенно уснул. А утром его разбудили лучи восхода. Он посмотрел, как встает солнце, и отправился в обратный путь. Ему опять было очень сложно, и он, как и прошлый раз не думал о мести.

– Вот, ты и вернулся! – сказал старик, обрезая веревки и освобождая юношу от пут. – Теперь тебе надо возвращаться домой. Но не забудь про свой камень, в котором хранятся твои тяжести. Заберешь их с собой?

– Учитель, – сказал молодой человек и присел на землю. – Там на горе, когда вставало солнце, я впервые за много дней почувствовал себя свободным от ненависти, от мыслей о мести, от всего того, что разъедало мне душу и тело. Это было так прекрасно! Могу я оставить пока у тебя этот камень и уйти без него?

– Хорошо, – сказал старик. – Но он будет ждать тебя здесь, у моего порога. Он мне тут не нужен и мешает, поэтому, постарайся решить, что ты будешь с ним делать.

На этом они расстались.

Но спустя совсем немного дней юноша вернулся.

– Учитель! – закричал он. – Удивительную историю я тебе принес.

Старик улыбнулся и сел возле входа в пещеру. А молодой человек стал рассказывать:

– Не прошло и дня с моего возвращения, как в наше село нагрянули какие-то люди, которые считали себя врагами тех бандитов, что охраняли моего недруга. Думаю, что-то они не поделили или просто боролись за справедливость. Так или иначе, но они жестоко убили всех до одного бандитов, а моего врага так зверски пытали, как даже я в своих мечтах о мести не мог себе вообразить. Потом они убили и его. Половину его денег и добра забрали себе, а половину раздали всем жителям нашей деревни. Сказали, что это был его долг перед нами. Так они и уехали. Моя невеста ко мне вернулась. Я принял ее. Хотя она и была недолго женой злодея, я ведь не перестал ее любить.

– Значит, ты пришел сказать, что тут у моего порога уже не лежит твоя месть, а валяется простой камень? – спросил старик. – Пойди тогда, выброси его в пропасть.

Юноша выполнил поручение и сказал:

– Учитель, я пришел не только для того, чтобы поведать тебе эту историю. Я хочу задать вопрос. Скажи, почему мне так повезло, что высшие силы отомстили за меня? А за многих людей, что не мстят своим врагам, и вроде бы их простили, высшие силы не вступаются?

Старик подошел к пропасти и посмотрел, куда упал камень.

– Чтобы за человека отомстили высшие силы, он должен хоть раз встретить рассвет свободным от такого камня, который лежит на дне пропасти. Много ли ты знаешь таких людей, которым удалось увидеть хотя бы луч этого рассвета?


Рецензии
Вы поразительная женщина! Чтобы женщина понимала, что значит свобода, это уникально! Большое спасибо!

Миша Овсиевич   09.07.2021 13:38     Заявить о нарушении
О! Какой приятный отзыв! Спасибо большое!

Елена Хотулева   09.07.2021 19:58   Заявить о нарушении