Чему нас учат заповеди Божии?

Мудрейший из людей, царь Соломон, так подводит итог всей своей опытной мудрости:

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом   в с е   для человека.»

Отец премудрого Соломона, боговдохновенный царь Давид, учит в своей  Псалтири тому же:

«Бойтеся Господа вси святии Его» (Пс.33:10). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс.1:1-2).

В каком  законе поучается он?
 
Не в юридическом, и не в физическом, а  в нравственном и духовном, данном самим Богом законе  л ю б в и   и   с п р а в е д л и в о с т и.   Блаженство возможно только при соблюдении его. Так что нарушающий его нарушает равновесие своего собственного счастья.

Как относится к этому закону блаженный?

Как будто этот закон был написан только для него и вручён ему в руки как великое сокровище, потому что в нём  "в с е   для человека".

Как он поучается в этом законе?
 
Он поучается в этом законе постоянно, «день и нощь», не только теоретически, но и  практически, то есть всей своей жизнью: мыслью, словом и делом.

Где этот закон разъяснён  кратко и понятно, чтобы поучаться в нём?

В «Пространном Христианском Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» митрополита Филарета (Дроздова). Не даром один из оптинских святых советовал своим братьям почаще читать эту краткую книгу, написанную по-апостольски просто и понятно.

В этой небольшой книжечке я нашёл точные ответы на главные вопросы и недоумения, которые мучали меня долгие годы, а именно:


1) Какой порядок установлен  свыше в любви к себе, к ближнему и к Богу?

2) Как заповеди любви, составляющие основу закона, связаны с десятью заповедями Божьими, полученными Моисеем на горе Хорив?

3) Почему они расположены в таком порядке?

4) Почему заповеди были написаны на двух скрижалях?

5) В каком отношении  находятся ветхозаветные заповеди  и евангельские заповеди блаженства?  <...>


Каждый ответ свт. Филарета Дроздова мудр, прост и ясен как грань прекрасно отшлифованного алмаза.

Чему нас учат заповеди любви к Богу и ближнему, а так же  10 заповедей, полученных Моисеем на Синае, освещают ответы катехизиса под номерами  489 -604.

Чему нас учат девять заповедей блаженства освещают ответы катехизиса под номерами 431 - 476.

 «Катехизис» свт. Филарета (Дроздова) можно легко найти на сайте Азбука веры, задав: «Катехизис» Филарета Дроздова, азбука веры.



Здесь приведу маленький пример, процитировав несколько его ответов:

«489. На вопрос: какая наибольшая заповедь в  законе?

– Господом Иисусом Христом дан ответ:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.;22:36–40).


490. Кто является нашими ближними?

Все люди являются нашими ближними. Потому что все – создания единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере особенно близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Господа Иисуса Христа.


491. Почему нет заповеди о любви к себе самому?

Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.;5:29).

492. Какой должен быть порядок в любви к Богу, к ближнему и к самому себе?

Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. <...>

493. Если весь закон заключается в двух заповедях, то зачем разделение его на десять?

Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши  о б я з а н н о с т и   к Богу и ближнему.

488. Что означает разделение <ветхозаветных> заповедей на две скрижали?

Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви, т. е. любовь к Богу и любовь к ближнему и поэтому предписываются два рода обязанностей» (свт. Филарет Дроздов).


Добавлю к сказанному святителем  более подробное разъяснение первой заповеди  двумя другими русскими святыми. 

1. Что значит возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душею своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею?

«Любить Бога заповедуется «всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Сердце — центр душевной жизни. Следовательно, требуется, чтобы устремленность к Богу была не поверхностной, а чтобы самая глубина глубин души была повернута к Источнику жизни и устремилась к Нему. Когда обращенность к Богу пойдет из глубины души человека, она, конечно, охватит, как всепожирающее пламя, всю душу и все способности ее, все «разумение» ее. Но Господне слово не довольствуется и таким, казалось бы, исчерпывающим определением любви к Богу. Оно добавляет и еще одну характерную черту: полюби Бога «всею крепостью твоею», т.е. всю силу жизни, как будто даже силу тела, всю силу физической жизни ты брось в эту любовь, чтобы уж ни один атом твоей жизни не остался недейственным, а все живое в тебе, все без остатка, ринулось бы в стихию твоей полноты, удовлетворения, блаженства. Вот так полюби! » (Сщмч. Григорий Лебедев).

Гоголь ещё короче выразио эту мысль словами Тараса Бульбы: "любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе."

«... Божия и мирская любовь в едином сердце поместиться не может, так точно, как огонь с водою. Бог бо есть ревнитель, хощет, чтобы   в с е м    с е р д ц е м   Его любил человек, а не половиною: "возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим"» (свт. Тихон Задонский). <Мирская любовь – это любовь к себе и миру.>

2. Что является непременным условием исполнения первой заповеди и "главой всех заповедей"?

« Воля же Божия состоит в том, чтобы мы делали так, как нам повелевает наш Господь, Который нам говорит: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Это не просто заповедь,  но   в с е х   з а п о в е д е й   г л а в а,   ибо является совершительной силой и неотъемлемой составной частью остальных заповедей» ("Невидимая  брань").



----------------
Последуем примеру А.С. Пушкина, который, читая  одно из произведений  митрополита  Филарета, написал:

«Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.»


Рецензии
Спасибо, Вячеслав, за такое интересное произведение. Можно написать свои версии ответов?

"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.;22:36–40). Здесь перечисляются все виды грехов: против Бога, против ближнего и против самого себя. Возлюби значит не греши против этого.

А десятисловие было дано как закон, чтобы люди имели точные представления о том, что такое грех и какими они бывают. Вряд ли сыны Израиля поняли бы, на чём строится закон, если бы им это подробно не объяснили.

Аня Глейзер   20.12.2020 13:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Аня, за Ваш отзыв и за то, что поделились Вашим собственным видением этого вопроса. У Вас выстраивается очень глубокое понимание заповедей любви: " Здесь перечисляются все виды грехов: против Бога, против ближнего и против самого себя. Возлюби значит не греши против этого."

Каждому человеку открывается что-то новое. Хорошо, когда люди делятся друг с другом своим пониманием.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   20.12.2020 18:53   Заявить о нарушении
Во славу Божию. И Вам спаси Господи

Аня Глейзер   20.12.2020 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.