Метро и станция Дружба...

Путешествуя как гид с московскими туристами по Закавказью ( Баку-Ереван), я по привычке приобретала маршрутные карты, путеводители и даже схемы метро. Изучая  содержание этой литературы,я обратила внимание, что чаще других там фигурировало слово "дружба". Но есть восточная поговорка: сколько не говорите "халва", сладко во рту не будет, когда халвы нет. А была ли дружба?
Была!И первой проверкой была Великая Отечественная война, когда мы, эвакуированные из Ленинграда,оказались в Баку. Там я продолжила учебу в общеобразовательной и музыкальной школе. А когда окончилась война, семья вернулась в Ленинград. Но в 7-м классе, потеряв отца, мы вернулись в Баку, к бабушке,которая жила там. Я поступила в педагогическое училище; окончив его с отличием, была принята без экзаменов в Азербайджанский государственный университет. Я не чувствовала себя в чём-то ущемленной.Училась и работала.Сначала пионервожатой в армянской детском доме №1 г.Баку.Окончив с отличием педагогическое училище в Баку, без экзаменов поступила в Азгосуниверситет на филфак. Училась и работала заведующей литературным архивом в республиканском издательстве "Азернешр". Учила,как и все студенты,азербайджанский язык. Не скажу, что мне легко давались языки. Но в результате я до сих пор практически знаю на бытовом уровне азербайджанский лучше, чем английский. Моими близкими друзьями были бакинцы. Среди них были и азербайджанцы,и армяне, и русские и евреи, и даргинцы,и татары. Баку был интернациональным городом. И никто не в нём считал себя ущемленным и гонимым.Прожив в Москве последние полвека, я здесь часто  слушаю разговоры о "понаехавших"... Бакинцы не делились на местных и понаехавших. Были разные по менталитету люди, но всех оценивали по способностям. По большому счету, никто не был ущемлён в правах. Когда по окончанию АГУ,я и мои однокурсники -азербайджанец Акиф, армянин Юрий Арустамов и еврей Дима Кисин (из  Киева) месяц проходили жесткий отбор вчетвером на одно вакантное место корреспондента редакции газеты " Социалистический Сумгаит", никто не учитывал национальность,только профессиональные качества. В результате, троим было отказано, приняли меня. И  вскоре мне, как молодому специалисту, дали комнату в трехкомнатной квартире сумгаитской новостройки.Молодой промышленный город на берегу Каспия строился . И на его металлургических и химических предприятиях работала молодежь из разных республик страны.Это было в середине 50-х годов прошлого столетия. Как видите, русские в Азербайджане не чувствовали себя ущемленными, как и армяне.
 Но когда я уже жила и работала под Ленинградом, в газете "Окуловский коммунар",
коллеги из Сумгаита писали мне, что при Горбачеве обострились межнациональные  отношения, именно в Сумгаите, а потом и в Баку. Подобное происходило и в других бывших республиках Советского Союз.Мне трудно судить об этом времени, так как я уже жила в России.
... Вот передо мной схемы двух метрополитенов - Баку и Еревана. На них  давным-давно обозначены-станции "Дружба." А где эта дружба на деле?  Хотя до распада СССР  в строительстве Ереванского метро принимали участие метростроевцы Москвы, Баку, Тбилиси и других советских республик.В Армении сегодня метро небольшое, по два вагона в составе обслуживают горожан.  И до спальных районов  Еревана метро дойдет не так скоро.Построено Ереванское метро скромно, но со вкусом.Каменотёсы и резчики хорошо поработали! На выходе у некоторых станций работают фонтаны. Нет сутолоки и в" подземке". Жить бы счастливо и не уезжать далеко от родной Армении коренным ереванцам. Но как"травили"раньше анекдоты на виртуальном "Армянском радио", ереванцы считают свою столицу "офисом", а живут по всему миру: и в России, в Краснодарском крае, в Сочи, Анапе, Москве. И в США перебрались многие обеспеченные семьи. В Европу.
 Другие проблемы волнуют ныне Армению. Не утихают споры вокруг Карабаха." Дружба"осталась разве только на схеме метро Еревана?

 На Кавказе говорят: "где начинаются долги, там кончается дружба"...
Кто-кому и сколько должен?- выяснять власти. При всех случаях-это надо делать  мирным путем. Давно пора вставать на мирные рельсы не только на транспорте, но и в политике! Научиться договариваться мирным путём!

...В 1858 г. Александр Дюма побывал в Азербайджане и был очарован красотами Карабаха.В своих воспоминаниях он пишет:
- Я бы провёл оставшиеся годы своей жизни в Карабахе,который является как музыкальным очагом, так и самым красивым регионом Азербайджана...
- В Карабахе я оставляю частичку своего сердца.
 И свой дневник он заканчивает так: "Я уверен, что в будущем ваш мугам будет признан во всем мире".
 Его пророчество сбылось.Блистательный азербайджанский композитор Вагиф Мустафа-заде соединил мугам с джазом.Композитора уже нет, а музыка гения шагает по миру.
 
  Старые народные поговорки говорят: "Какой ты шушинец, если  не поешь мугам?"
-Ныне в Шуше младенцы уже с пеленок плачут в мелодиях мугама...

 Хочется надеяться,что дружба народов вернется в этот регион когда-нибудь навсегда. И попрежнему будет звучать и дудук, и мугам. А может быть, и блюз?
 И шушинцы будут больше улыбаться и не думать о прошлом. А дружба будет жить не только на схемах метро...


Рецензии