Охота на какбытипа

Рассказ опубликован в журнале "Костёр" №3/2021.
*
Дверь открылась, и в класс вошёл директор школы, а с ним незнакомая женщина.
– Вот, Наталья Петровна, это и есть 3-й «а». Знакомьтесь, ребята – пока ваша учительница болеет, уроки будет вести Наталья Петровна.
Директор окинул класс внимательным взглядом. Про взгляд этот говорили, что такой не хуже сканера – любого просвечивает насквозь. Ребята подтянулись.
– Ну, хорошего вам занятия.

Новая учительница прошла к столу. Класс выжидательно замер.

– Типа строгая, кажется, – тихо сказал Серёжа. – Ты как думаешь?
– Посмотрим, – прищурился Артур, его сосед по задней парте. Они не только сидели рядом, но и жили в одном доме, даже в подъезде одном.

На первый взгляд ничего особенно строгого в Наталье Петровне не было, но по некоторым людям сразу понятно, будут они на всякую ерунду внимание обращать или нет. И когда новая учительница аккуратно и не спеша разложила на столе свои вещи, сомнений не осталось – такая ни одной мелочи не пропустит.

Но не успела Наталья Петровна сказать и двух слов, как дверь приоткрылась, и в щёлку протиснулась рыжая голова.
– А… это… – голова при виде незнакомой учительницы растерялась и шмыгнула носом. – Это… можно войти?
Голова принадлежала Котельникову, который никогда не приходил вовремя.
– Заходи. Как твоя фамилия?
– Котельников.
За головой показался остальной Котельников, а за ним и его рюкзак.
– А ты почему так поздно?
У Котельникова всегда были интересные причины. Но тут от неожиданности он ответил кратко:
– Я… опоздал как бы…
– Почему как бы? Ты просто опоздал. Садись. Вот, ребята, отличная тема для разговора – слова, которые произносить необязательно! Заодно и познакомимся.

– Про ругательства, что ли, будет? – покосился Серёжа на Артура. Тот ещё раз смерил учительницу взглядом и поправил кудрявую чёлку.
– Вряд ли.

– Слышали, друзья – Котельников сказал, что он как бы опоздал? Так вот это как бы можно и не говорить.
– Прямо так заходить, что ли? – поинтересовался Котельников на будущее.
– Почему прямо так? Надо извиниться, объяснить, почему опоздал…
– Вы же сами сказали, что можно это как бы не говорить, – ехидно сказал Артур.
– Да не как бы не говорить, а не говорить «как бы», – повернулась к нему Наталья Петровна. – Вот ты… Как тебя, кстати, зовут?
Артуру очень нравилось собственное имя. Он гордо ответил:
– Белостоцкий Артур.
– Да, Белостоцкий, вижу, – она пометила что-то в журнале. – Вот ты зачем это как бы сказал?
Артур был озадачен, но виду не подал. К тому же он не привык тушеваться перед учителями.
– Я типа напомнил вам ваши слова…
– Так-так, ясно, – с довольным видом сказала учительница, хотя никому в классе ничего ясно не было. – Знаешь, что значит слово-паразит?
Всё-таки про ругательства, решил Серёжа и с интересом посмотрел на Артура – вот он ей сейчас ответит как-нибудь заковыристо!
Артур тряхнул чёлкой, но сказать ничего не успел – кто-то раньше него крикнул:
– У нас бабушка кота словом паразит называет, когда он об диван когти точит.
Наталья Петровна засмеялась.
– Ещё какие-нибудь варианты есть?
Вероника с первой парты откинула назад свои замечательно блестящие волосы и сказала громко:
– Паразиты – это глисты.
Глисты, конечно, не ругательство, но тоже слово не очень. Но Вероника красивая, у неё даже глисты красиво звучат, подумал Серёжа.
Наталья Петровна глистов не испугалась.
– Правильно. Глисты – это паразиты. Они человеку не нужны. Они засоряют организм. А есть такие слова – они, как паразиты, засоряют нашу речь. Или как сорняки в огороде. Их много! Кто-то без конца вставляет «так сказать», раньше часто говорили «стало быть», а сейчас самые противные сорняки – вот эти «как бы» и «типа». Их надо безжалостно выпалывать! – Наталья Петровна взмахнула воображаемой тяпкой. – А то пустят корни, и уже не избавишься – так и будут эти «какбытипы» всю жизнь на языке сидеть. Вот представьте: нужно вам сказать что-то важное, ну, например, признаться в любви, и что? Так и скажете – «я тебя как бы люблю»? Или – «я типа тебя люблю»?
Все захохотали. Но Серёжа не смеялся. Он сосредоточенно смотрел в Вероникину спину, укрытую золотыми волосами.
– Давайте вместе находить эти слова-паразиты и от них избавляться. Договорились?
– …договорились, – первым сказал Серёжа, успев проглотить начальное «типа».

И пошла охота на «как бы» и «типа».
Находить получалось легко, особенно у других, а избавляться – не очень.

Наталья Петровна попросила, чтобы каждый по очереди о себе немного рассказал. И вот стоит кто-то, рассказывает, а с мест то и дело слышится: «Ага, «как бы»! Как бы в хоккейную секцию ходишь!» или «Читать он типа любит! «Типа»!». А потом встаёт такой комментатор, и у него самого всё «как бы» да «типа».

Серёжа заметил, что Артур шевелит губами. Готовится, значит. Уж он-то точно ни одного паразита не пропустит.
А только и у Артура не получилось, хотя говорил он красиво, по-взрослому, и никто из ребят ничего не заметил. Но заметила учительница.
– Ты говоришь, что любишь, соответственно, участвовать в квестах? – повторила она его слова. – А соответственно чему?
Оказалось, что «соответственно» – тоже паразит.

Вот так и мучились до звонка. Некоторые вообще замолчали – не получается без «как бы» ничего сказать, и всё тут.
В раздевалке после уроков Серёжа спросил Артура:
– Как думаешь, можно этих паразитов, ну, забыть как бы? Навсегда? То есть, просто забыть, без как бы?
Артур не ответил. Тут висящие куртки зашевелились, зашуршали, и из-за них выглянула Вероника.
– Конечно, можно. Их надо отпустить.
– Куда? – удивился Серёжа.
Вероника уже нашла свою куртку и подошла к мальчикам.
– Просто отпустить. Это на мамином психологическом вебинаре говорили, я слышала. Не знаешь, что такое вебинар? Это типа… Ну, в общем, если хочешь что-то забыть, надо это написать на листке, сложить корабликом и пустить по реке. Вода всё унесёт, и ты забудешь.
– Ерунду на твоём вебинаре говорили, – вмешался Артур. – А если рядом нет реки?
– В туалет тогда можно, – предложил Серёжа и сразу поправился. – В канализацию, то есть.
– Нет, в воду вообще нельзя. Ещё неизвестно, куда она это «как бы» унесёт. Я сказал не в смысле как бы унесёт, понятно?
– Это психологи рекомендуют, между прочим, – Вероника независимо передёрнула плечами и пошла к выходу.
– Подумаешь, психологи! Мой брат говорит, что психология – это не наука, – сказал Артур и повернулся к Серёже. – Мы эти слова похороним, вот что.
Серёжа всё смотрел Веронике вслед.
– Слышишь? В гроб положим и закопаем. Чтобы знать, где найти, если что. А то – кораблик! По реке!

Подходящее место присмотрели у своего подъезда, под кустиком каких-то цветов, которые ещё не отцвели, несмотря на холод. Каждый написал у себя на листке «как бы» и «типа» – «соответственно» Артур писать не стал, сказал, что это слово не его, а брата, он его только так, на время взял. Гробом стала коробочка от глазированного сырка, что мама утром Серёже в школу дала. Сырок пришлось съесть. Зарыли, насыпали холмик.
– Вот так вот! – Артур положил сверху увесистый камень. – А кто хочет, может на речку идти.

И помогло! На следующий день Наталья Петровна только у них двоих не обнаружила ни одного какбытипа. И ещё у Вероники. Правда, прежде чем что-то сказать, теперь приходилось думать, и иногда выходило, что можно вообще ничего не говорить. Но Серёже нравилась эта новая манера. Когда говоришь кратко, то выглядит это как-то внушительно, а если молчишь – то ещё и многозначительно. Другие тоже подтянулись. Даже Котельников стал забывать своё «а… это…». Но постепенно сама Наталья Петровна перестала обращать на оставшихся паразитов внимание – надо было дальше по программе заниматься. К тому же надвигался конкурс чтецов, и она задала классу учить стихотворение про осень.

Вечером, когда Серёжа что-то сосредоточенно писал, зазвонил телефон.
– Серёжка! – раздался в трубке голос Артура. – Ты стихотворение учил?
– Нет ещё. А что?
– А то! Пошли раскапывать!
– Что раскапывать? – не понял Серёжа.
– Могилу как бы, вот что! Стихотворение прочитай этого… Тютчева! Там без «как бы» не выучишь!

Серёжа открыл учебник.

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».

Вот это да! «Как бы хрустальный»!
 
– А что я говорил, помнишь? А ты – в канализацию спустить! Всё, раскапываем!
– Подожди. Значит, мы снова будем говорить это… ну, то, что зарыли?
– Ну и что? Раз Тютчеву можно, то и другим тоже!
Серёжа помолчал. Подумал.
– Знаешь, раскапывай сам. Я уже без этого привык. А стихотворение как-нибудь выучу.

Он вернулся за стол. Там лежали фломастеры и несколько черновиков. В них то буквы были кривоваты, то строчки лезли вверх, то ему не нравился цвет… Он взял очередной листок и ещё раз старательно вывел: Вероника! Я тебя очень люблю!
Теперь вроде получилось красиво.

Да, записка – это надёжнее, чем просто сказать, подумал Серёжа. Тем более, если Артур этих какбытипов откопает.
Мало ли что! 


Рецензии
Хорошо! Аналогичным способом и матюки похоронить бы!

Наталия Незнакомкина   17.03.2022 21:54     Заявить о нарушении
Невозможно. Этих даже осиновый кол не берёт.

Елена Албул   22.03.2022 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.