Казаки в вермахте, выдача в Лиенце ч. 7

Впрочем, несмотря на сохранение традиционных полков и чинов, казацкие формирования в Новогрудке были не более чем полувоенными отрядами самообороны. 17 июня 1944 г., совершая служебную поездку в ходе одной из антипартизанских операций к югу от Новогрудка, Походный Атаман Казачьего Стана полковник Павлов трагически погиб при невыясненных обстоятельствах. Толи из-за плохой координации действий попал под «дружественный» огонь полицаев, толи с ним свели счёты партизаны. Под началом немецкого офицера связи майора Мюллера и с одобрения ген. Краснова был выбран новый походный атаман - войсковой старшина Т.И. Доманов с одновременным производством его в полковники. Тимофей Иванович - бывший майор Красной армии. Являлся человек добрым и совестливым, но не был, однако, такой яркой личностью, как С. Павлов. Многие казаки десятилетиями были уверены, что останься Павлов в живых - он смог бы спасти свой народ от уготованной ему участи. В июле 1944 г. в связи с угрозой нового советского наступления Казачий Стан был выведен из Белоруссии и сосредоточен в районе г. Здунская Воля на севере Польши. В марте 1943 г. в с. Музыковка Херсонской обл. были спешно сформированы два Кубанских и один 1-й Донской полк. В руководстве ними стали исключительно казачьи офицеры. Начали проводиться строевые и тактические занятия при соблюдении строжайшей дисциплины. 27 марта 1943 г. полковник фон Паннвиц в лагере под Млавою (Польша) приступил к исполнению приказа по формированию 1-й Казачьей дивизии. Ему оказывал содействие немецкий ротмистр Х.Х. Леман, командированный самим ген. фон Клейстом.

Кстати, здесь о приставке к фамилии - фон. Она указывала, что её обладатель был дворянином и имел родовое поместье. Днём основания дивизии, в которую вошли наиболее боеспособные полки Юнгшульца, Томсена и Вольфа, дивизион И.Н. Кононова и другие части, является 1 мая 1943 г. Всё это воинство (не менее 6 тыс. казаков), начиная с 25 апреля 1943 г., было переброшено из Херсона по железной дороге в г. Млаву. Оттуда, в пешем порядке, преодолев 9 км восточнее, в крупный учебный полигон Милау, где ещё с довоенных времен находились большие склады снаряжения польской кавалерии. Там, различными комиссиями, казаки и добровольцы, из прибывших полков и полицейских батальонов, были переформированы по Войскам, месту рождения или происхождения, учитывалась минувшая деятельность и пр. Командирами полков, начальниками штабов были немцы. они же занимали все высшие командные и хозяйственные должности (222 офицера, 3 827 солдат и унтер-офицеров). Исключение составляло подразделение Кононова. Под угрозой бунта 600-й дивизион сохранил свой состав и был преобразован в 5-й Донской казачий полк. Его командиром был назначен Кононов, все офицеры остались на своих должностях. Младший офицерский состав дивизии, командиры строевых конных подразделений - эскадронов и взводов - были казаки, команды отдавались на русском языке. После завершения формирования 1 июля 1943 г. командиром 1-й Казачьей кавдивизии был назначен Гельмут фон Паннвиц с одновременным производством в чин генерал-майора. Язык не повернётся назвать природного немца, пруссака «казаком».

Он был выходцем из семьи профессиональных военных. В ПМВ сражался за кайзера на Западном фронте. Участник Польского похода 1939 г., штурмовал Брест, и получил за это Рыцарский крест. Был сторонником привлечения казаков на службу рейху. Став казачьим генералом, демонстративно носил казачью форму, как и другие высшие немецкие офицеры дивизии: черкески с газырями, наборные пояса и папахи. Ген. фон Паннвиц усыновил сына полка Бориса Набокова, выучил русский и хорошо на нём говорил. Прекрасно сидел в седле, был человеком одарённым, авторитетным и всячески поощрял в своём соединении соблюдение казачьих обычаев и проведение церковных служб. 18 июня личный состав получил служебные книжки на русском и немецком языках. В своём составе дивизия, окончательно сформированная, имела: штаб с конвойной сотней, подразделение фельд-жандармерии, мотоциклетный взвод связи, взвод пропаганды и духовой оркестр. Две казачьи кавбригады: в 1-ю Донскую входили: 1-й Донской - есаул Попов, 4-й Кубанский - войсковой старшина М.И. Маловык кавполки, 2-й Сибирский велосипедный полк, позже велосипеды были заменены лошадьми. Во 2-ю Кавказскую свели: 3-й Кубанский - войсковой старшина Соламаха И., 5-й Донской, 6-й Терский кавполки, два конно-артиллерийских (Донской и Кубанский) дивизиона и другие подразделения, а также сапёрный батальон, батальон связи, дивизионные подразделения транспорта, медицинской и ветеринарной службы и снабжения. Полки состояли из двух конных дивизионов трехэскадронного состава (во 2-м Сибирском полку II-й дивизион был самокатным, а в 5-м Донском полку пластунским), пулемётного, миномётного и противотанкового эскадронов.

В полку на вооружении имелось: 5 противотанковых орудий (50-мм), 14 батальонных (81-мм) и 54 ротных (50-мм) миномёта, 8 станковых и 60 ручных пулемётов MG-42, немецкие карабины и автоматы. Немцы разрешили казакам носить свою форму. В качестве головных уборов казаки использовали папахи и кубанки. Папаха - высокая меховая шапка из чёрного меха с красным дном (у донских казаков) или белого меха с жёлтым дном (у сибирских казаков). Кубанка, введённая в 1936 г. и в РККА, была более низкой чем папаха и носилась кубанскими (красное дно) и терскими (светло-синее дно) казаками. Дно папах и кубанок дополнительно отделывалось серебряным или белым галуном, расположенным крест-накрест. Кроме папах и кубанок казаки носили и головные уборы немецкого образца. Среди традиционной одежды казаков можно назвать бурку, башлык и черкеску. Бурка - меховая накидка из чёрной верблюжьей или козьей шерсти. Башлык - глубокий капюшон с двумя длинными полотнищами, наматываемыми вроде шарфа. Кроме того, казаки носили немецкие серые бриджи или бриджи традиционного тёмно-синего цвета. Цвет лампасов определял принадлежность к тому или иному полку. Донские казаки носили красные лампасы шириной 5 см, кубанские казаки - красные лампасы шириной 2,5 см, сибирские казаки - жёлтые лампасы шириной 5 см, терские казаки - чёрные лампасы шириной 5 см с узким синим кантом. Первое время казаки носили круглые кокарды с двумя скрещёнными белыми пиками на красном фоне. Позднее появились большие и малые овальные кокарды (соответственно для офицеров и солдат), окрашенные в войсковые цвета.

Известны несколько вариантов нарукавных нашивок. Вначале они использовались в форме щита и вдоль его верхней кромки располагалась надпись (Terek, Kuban, Don). Под надписью проходили горизонтальные цветные полосы: чёрная, зелёная и красная; жёлтая и зелёная; жёлтая светло-синяя и красная соответственно. Позднее появились упрощённые нашивки. Принадлежность на них к тому или иному казачьему войску обозначалась двумя русскими буквами, а ниже вместо полосок располагался квадрат, поделённый двумя диагоналями на четыре части. Цвет верхней и нижней, а также левой и правой частей совпадал. У донских казаков части были красного и синего цвета, у терских - синего и чёрного, а у кубанских - красного и чёрного. Нашивка сибирского казачьего войска появилась позже. У сибирских казаков сегменты были жёлтого и синего цветов. Многие казаки использовали немецкие кокарды. Служившие в танковых частях казаки, носили «мёртвые головы». Использовались стандартные немецкие петлицы, казачьи петлицы, а также петлицы восточных легионов. Погоны также отличались разнообразием. Широко применялись элементы советской униформы. В процессе формирования 1-й Казачьей дивизии в Млаве, дивизионной контрразведкой был раскрыт ряд заговоров, имевших целью взорвать дивизию изнутри, внести в неё деморализацию и разложение. Организация заговоров производилась группой агентов НКВД, просочившихся в дивизию под видом рядовых казаков. Самый серьёзный заговор имел место в 6-м Терском полку. 20 сентября один из агентов сообщил дивизионным структурам (контрразведке и суду), что в указанном полку создана коммунистическая ячейка.

Она имела цель захватить 21 сентября оружие со склада, ещё не выданное казакам, ликвидировать офицеров и вывести дивизию из лагеря на соединение с польскими партизанами. 7 чел. заговорщиков были арестованы. После короткого запирательства, под давлением неопровержимых свидетельских показаний они признались, что посланы Москвой для совершения диверсий и шпионажа. Все оказались офицерами от полковника до мл. лейтенанта. В полку прикинулись неграмотными и при получении жалования, обмундирования и пр., просили других казаков за них расписываться в ведомостях. Надо отметить, что советский разведчик, назовём его Б.Б.П., внедрённый в окружение ген. фон Паннвица в Польше в 1943 г. не был раскрыт и действовал ещё долгое время. В лагере под Млавой дивизия продолжала пополняться, вследствие чего был сформирован 5-й учебно-запасной полк, под командой полковника фон Боссе. Полк состоял из казаков, которые прибывали с Восточного фронта и оккупированных территорий и после подготовки распределялись по полкам дивизии. При указанном учебно-запасном полку была создана унтер-офицерская школа, готовившая кадры для строевых частей. Также была организована Школа юных казаков - кадетский корпус для нескольких сотен подростков, потерявших родителей. При штабе формирования позже было открыто 1-е Казачье имени атамана графа Платова юнкерское училище. К июлю 1944 г. это учебное заведение насчитывало 450 чел. большую часть которых составляли беженцы с Кубани.

Продолжение следует в части  8                http://proza.ru/2021/06/06/1514


Рецензии