По ком звонит Мураками

===========================================


Так бывает: лежишь, вдруг слышишь непонятный звук - то ли призрак шатается по дому, звеня детской погремушкой, то ли проказник-ветер балуется форточкой.  И пусть бы такое случилось единожды, забывая на утро вместе с глотком горячего кофе причину для беспокойства, но если "чудесная пытка" происходит допустим целую неделю и в одно и то же время? Уже становится не по себе, почти нервозно, хочется по классическим законам детективного жанра зазвать кого-нибудь в свидетели, дабы не оказаться сошедшим с ума. А зачем, почему, по ком звонит...колокольчик?!

Это всего лишь завязка нового романа Харуки Мураками "Убийство Командора". Точнее, почти завязка, потому что до этого главный герой обнаруживает картину, написанную и спрятанную хозяином дома на чердаке. На ней - сцена убийства. Чем больше всматривается в неё главный герой, тем больше возникает вопросов, тем всё живее и живее краски на холсте... А ЭТО ЧТО ЗА ЗВУК СРЕДИ НОЧИ?! А это что за странное существо, вылепленное из тени, сидит на подоконнике?

Буддийский, молитвенный бубенчик принадлежит автору. Упорядоченность и стройность сюжета, закрученная так, чтобы главный герой в конце концов оказался в собственной философской пещере (яме, колодце, кумирне) и, конечно, должен разбудить себя самого. Смерть (как "двойная метафора", как Идея) всегда рядом, является цветовым фоном, хоть в романе кроме художника, написавшего загадочную картину (Томохико Амада), никто не умирает, но наоборот рождается новая жизнь.

Один из литературных критиков после прочтения "Убийства Командора" пишет "о спасительной силе скуки, которая помогает нам обнаружить самих себя, остановившись в повседневной суете: «Я лишь горстка праха, но праха очень качественного». Я же думаю, что это скорее последовательный и хорошо продуманный сеанс литературной магии по уговариванию времени оказаться на одной с писателем "светлой стороне". У Мураками деконструкция, как философская мысль, буквально (раз-)воплощается: поэтому один из персонажей имеет фамилию "Бесцветный" (Мэнсики), поэтому, хоть в двухтомнике восемьсот страниц, японский классик упорно не озвучивает имя главного героя, к которому уже в Прологе приходит Безлицый и требует невозможного - написать безликий портрет.

Интереснейшая задачка для художественного ума в стиле Льюиса Кэрролла! Но писатель уже давно напился из той реки, которая "течёт сквозь лазейку между бытием и небытием". И далее по книге: "В ней полно скрытых возможностей, которые способны проявить лишь тончайшие метафоры. Так же, как замечательный поэт способен в одном образе ярко раскрыть ещё один, уже новый образ. Ясно, что наилучшая метафора станет наилучшим стихом. И вам нужно не спускать глаз с другого нового образа."

Ах, так вот почему мне так понравился этот роман? Его написал самый лучший поэт, я смог увидеть новую метафору своей собственной жизни! А сколько там музыки...А какие на небе звонят колокола..!


Рецензии