В Комсомол!
С семи лет я жила в рабочем посёлке, в его патриархальной части, где жили не только потомки первых переселенцев и казаков, но и сами достопочтенные старожилы. Они гнали во время Гражданской войны оккупантов-японцев, белогвардейские банды – которые резали мирных жителей Покровки, а в Отечественную освобождали страну от фашистов. Комсомольцы в посёлке появились сразу после Гражданской войны…
Прелюдия перед вступлением в комсомол для меня стала откровением, я столкнулась с двуликим Янусом, но , Слава Богу, это был единичный случай.
Сирень и черёмуха ещё не зацвели, только набрали нераспустившиеся кисти соцветий. Но сиренево-розовый багульник настойчиво выглядывал из палисада дворов. Первая декада мая в нашем крае всегда солнечная, а прохлада щадящая. Температура в дневные часы доходит до +12, а ночью падает до +4, поэтому деревья зацветали чуть позже багульника.
Школьный Совет комсомольской организации нашего посёлка решил ко дню Победы принять в комсомол десять пионеров успевающих в учёбе. Я родилась 9 мая, но меня совет утвердил, так как в этот праздничный день мне исполнялось 14 лет. От счастья я летала и чувствовала себя взрослой. Это был самый лучший подарок ко дню рождения!
Также утвердили и мою лучшую подругу-отличницу Катерину. Мы жили с ней на одной улице, через три дома. Многодетная семья моей подруги жила в бедности и бюджет у них был скудноватый. Наша старшая пионервожатая наказала нам выучить устав, знать всех героев-комсомольцев и ударные стройки страны.
Принимать кандидатов в комсомол решили в районном центре Смидовичи, который считался посёлком городского типа, по количеству жителей он почти не отличался от нашего, а находился на расстоянии в 100-ах километрах. Сама дорога по «железке» составила бы 1 час,20 минут.
К сожалению, автобус в те времена не ходил, организаторы нам предложили добраться до центра вечерним поездом. Они договорились нас расквартировать у активистов посёлка Смидовичи, а утром в 9 часов утра принять в свои ряды, и обратно отправить обеденным поездом.
Для нас подростков это путешествие было заманчиво. О таком раскладе дел было объявлено родителям.
И вот настал день отъезда. Парадную форму, галстук, зубную щётку с порошком и полотенце, я сложила в портфель. Мама пыталась в портфель поместить бутерброды, но я от них освободилась, чтобы они не испачкали белый фартук. И, только, я отвернулась , как она успела положить в портфель два варёных яйца. Я это не заметила, схватила поклажу, надела плащик и побежала к Катерине.
Плащи были сшиты фасоном под пальто – из прорезиненной ткани. Они не грели, только защищали от ветра и дождя, но были очень модные и носили их почти все подростки. Катерина была уже собрана, но мне сказала по секрету:
– Бутерброд я не взяла, так как ни масла, ни маргарина дома нет, потерплю.
– Да, и я не взяла, а зачем? Мы завтра, в обед, будем дома, да и вообще, купим там пирожки. Мне моя бабуля 50 копеек дала, на всякий случай
Настроение у нас было приподнято, внутри играли шарики, по дороге мы пели песни, правда, эстрадного характера.
– Представляешь, десятого явимся в класс со значками на груди - все «упадут»!
На станции нас ожидали пионервожатая и представитель комсомольской организации Смидовичи. Все возбуждённо говорили, наконец, пришёл поезд, и мы заняли свободные места.
Прибыли мы вовремя, время было около девяти вечера и поэтому солнце ещё не закатилось. Впервые я увидела посёлок, меня он совсем не удивил – много частных домов и только с десяток пятиэтажных зданий. Нас встретили несколько десятиклассников и завуч школы.
– Ну, что, ребята? Забирайте будущих комсомольцев к себе, а в 8 утра отправляйте их в . райком.
– Светлана, возьми вот этих двух девочек, у тебя родители сегодня дежурят, место будет, где разместить – я предупредила их, – сказала завуч школы высокой девушке, указав на меня и Катерину. И вот мы радостные пошли следом за улыбающейся комсомолкой.
– Не забудьте, к восьми! – ещё раз вдогонку напомнила наш руководитель.
Светлана жила в частном секторе возле железной дороги. Дом, к которому мы подошли, был добротный, оббит резными досточками и покрашен. Мы вошли в коридор, но во внутрь помещения она нас не впустила, закрыла дверь перед носом, указав на кровать, которая была без матраса, но на ней лежало потрёпанное байковое одеяло, похоже на казённое.
– Вас я не пущу, возможно, вы воровки. Вон, ведро до ветру,и бак с питьевой водой. Да, во двор не выходите, собака разорвёт.
У нас сразу упало настроение, никогда чужого мы не брали, а тут сразу подозрение.
– Не будем унывать, ночь пройдёт быстро. Катя, включи свет, темнеет, надо готовиться ко сну. Но, проводки с выключателем мы не нашли. Сам коридор был летний, зияли кое-где щели. Уличный шум и стук колёс общались с нами беспрепятственно.
– Чем застелить кровать, да и подушки нет? – недоумевала Катерина. Осмотревшись, мы нашли рабочий пиджак. Недолго думая, этот пиджак застелили прямо на сетку, затем поверх него сложенное в два раза байковое одеяло. Под голову решили положить свои полотенца, а укрываться плащами.
– Есть хочется, чаю горячего бы, – сокрушалась подруга.
И тут, когда я стала вытаскивать полотенце из портфеля, обнаружила варёные яйца.
– Катька, мы спасены!
Яйца мы быстро съели, запив холодной водой. Голод был утолён. Забравшись на кровать, мы прижались спинами друг к другу, но согреться не смогли, уличная температура не на много отличалась. Решили спать в обуви – это не помогало, тогда мы встали и сделали заряду. Исподтишка нас бодрил холодок из-под кровати, от этого стыла спина. Заснули мы под утро, только тогда, когда подстелили на сетку (под одеяло) клеёнку-скатерть – она задерживала холод.
Разбудила нас Светлана, она выпускала кота на улицу, держа в одной руке чашку горячего чая, из которой вился ароматный дымок. Она с аппетитом его прихлёбывала.
– Вставайте, вам надо уже идти.
В райкоме собрались все наши ребята, они взахлёб рассказывали, как хорошо их приняли, и что они приобрели новых друзей. Мы с Катериной молчали, правда, она поздравила меня с днём рождения. В комсомол нас приняли всех, выдали нам членские билеты и прикололи значки. Лица наши сияли! А наши галстуки повязали десяти пионерам. Мне задали всего один вопрос о комсомольцах Молодой гвардии, о них я много читала и знала их героическую судьбу.
Свидетельство о публикации №220121100861
Геннадий Мартынов 29.03.2025 02:25 Заявить о нарушении
Ольга Суслова 29.03.2025 05:47 Заявить о нарушении