Россия XIX века в лицах. С. Аксаков

В этой главе мне хотелось рассказать о семье Аксаковых, которая подарила стране замечательных сынов - литераторов, славянофилов и патриотов России. Все Аксаковы, испокон веков, служили Отечеству. На их фамильном гербе были изображены два рыцаря с копьями в правой руке, левой рукой они опираются на щит. В центре серебристого щита красное сердце, пронзённое копьём. Этим дворяне Аксаковы хотели сказать, что они будут всем сердцем служить Отечеству и готовы отдать за него свою жизнь. Свою родословную Аксаковы вели от варяга Шимона, пришедшего на Русь при Ярославе Мудром. Став православным, Шимон или Симон пожертвовал на постройку Успенского собора Киево-Печерской лавры большую сумму денег, а когда умер, то его одним из первых похоронили в этом соборе.

А начать рассказ, конечно, нужно с Сергея Тимофеевича Аксакова, написавшего волшебную сказку "Аленький цветочек". Кто из нас не зачитывался этой сказочной историей в детские годы? Сергей Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии 1 октября 1791 года. Семья, хоть и принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и три сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, мать была тоже образованной женщиной, любившей книги и состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями.

Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество дворовых,  которые познакомили маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми. Память о том прекрасном мире фольклора, с которым он соприкасался в детстве, отразилась в его будущих произведениях. Так историю об аленьком цветочке рассказала ему ключница Пелагея.

В 1799 году Сергея отдали учиться в местную гимназию, позже он стал студентом нового Казанского университета. Первыми произведениями молодого писателя, увидевшими свет, стали стихотворения, написанные в романтическом стиле, которые появились в рукописных студенческих журналах.

В 1807 году, в возрасте 15 лет, так и не закончив университетский курс, Сергей Аксаков переехал в Москву, а оттуда – в Санкт-Петербург. Там он работал переводчиком и вступил в литературное общество «Беседа любителей русского слова», во главе которого стояли писатели Г. Р. Державин и А. С. Шишков. Членами общества также были литераторы - С. А. Ширинский-Шихматов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской, И. С. Захаров, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, и другие. Все члены кружка придерживались консервативных взглядов - поддерживали традиции классицизма, выступали  за сохранение славянской лингвистики и против укоренения иностранных слов в русском языке. Отстаивали национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский и демократический пафос в поэзии. Они категорически выступали против реформы русского литературного языка, претворяемой в жизнь Н. М. Карамзиным и его сторонниками. Будучи членом "Беседы" Сергей Аксаков начал писать стихи, уже не романтического, а патриотического содержания. Самое известное его стихотворение этого времени – «Вот родина моя».
 
В 1816 года Сергей Аксаков женился на Ольге Заплатиной – дочери суворовского генерала от турчанки Игель-Сюмь. После свадьбы пара некоторое время прожила в родительском доме, а потом отец писателя выделил им отдельное имение Надеждино. Оба супруга не особенно интересовались ведением хозяйства, поэтому семья вскоре переехала в Москву.

У четы Аксаковых родилось 11 детей - 4 сына и 7 дочерей. Все дети, кроме рано умерших, стали выдающимися людьми и проявили себя с самой лучшей стороны на различных поприщах.
Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства.
Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник.
Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства.
Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.
Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.
Ольга (1821—1861) - из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов  на даче.
Надежда (1829—1869)- известная исполнительница малороссийских песен и гитаристка.
Любовь (1830—1867)- художница.
Мария (1831—1908)- жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.
Анна (1831—?)- умерла в детстве.
Софья (1834—1885). 

Мать семейства Аксаковых Ольга Семёновна Заплатина, хоть и была полутурчанкой по крови, но о ней сын, Иван Аксаков, позднее писал, что «…она вся принадлежала русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, русская кухня, русская природа — все это было ей родное». Ничего удивительного в этом нет. Ведь русскость — это особое состояние души, когда человек любит русскую культуру, традиции и обычаи русского народа. И в меру своих сил  старается, чтобы жизнь в родной стороне стала хоть чуточку краше.

Сергей Тимофеевич в своих детях просто души не чаял. Он был трогательно заботливым отцом и готов был брать на себя все заботы о детях, даже те, что обычно поручались няням. В семье сохранялась трогательная теплая атмосфера, и дети любовно называли своего родителя "отесенька". Важно, что в доме, несмотря на всеобщее франкофильство вокруг, говорили только на родном русском языке. Особенно близок был Сергей Тимофеевич со старшим сыном Костей, с которым он никогда надолго не расставался.

В 1826 году писатель получил место цензора в Московском цензурном комитете. Аксаковы любили проводить время на природе, сам Сергей Тимофеевич был к тому же страстным охотником и рыболовом, поэтому на лето семья предпочитала отправляться за город. В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну солидное наследство и, тем самым, подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы, и обосновался там. Здесь Аксаков-старший написал большинство своих произведений. Имение стало прообразом дворянской усадьбы в романе Ивана Тургенева «Дворянское гнездо», а главная героиня романа Лиза Калитина списана с Веры Аксаковой, старшей дочери Сергея Тимофеевича.

В 1827 году Аксаков потерял место цензора из-за того, что пропустил в печать юмористическую балладу В. Проташинского, в которой московская полиция предстала в невыгодном свете. Все время увеличивающееся семейство Аксаковых требовало постоянных денежных вливаний, и Сергей Тимофеевич, с помощью друзей, получил новое место работы - инспектора в Константиновском межевом училище. Работой этой он был искренне увлечен, и она шла так успешно, что вскоре его назначили директором этого училища, позднее преобразованного в межевой институт.

***
Начиная с 1820-х годов, дом Аксакова стал местом сбора литературных деятелей столицы, куда имели доступ представители разнообразных общественных течений. Сергей Тимофеевич был  настолько доброжелателен и душевно открыт, что знакомства с ним искали люди самых разных политических взглядов и художественных наклонностей. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы. В литературных кругах Сергей Аксаков был известен, как человек тонкого эстетического вкуса, добрый, честный и порядочный. К нему многие шли за советом и помощью. Постепенно этот круг стал пополняться друзьями старших детей Аксакова Константина и Ивана, сюда стали заходить идеологи славянофильского движения А. С. Хомяков и братья Киреевские. Позднее к этому кругу примкнул Ю. Ф. Самарин.

Во главе московского кружка идейных противников славянофилов, западников, стоял Т. Н. Грановский, который получил кафедру западноевропейской истории в Московском университете. В его доме на Никитской собирались близкие по духу люди- В.Боткин, актер Щепкин, Кудрявцев, Кавелин... Все члены этого кружка, как и сам Грановский, дружно отвергали всякую самобытность славянской и русской культуры, да и вообще отрицали ее существование. Признавали они лишь культуру Запада, которую считали необходимым пересадить на русскую почву.

А гостеприимный дом Аксаковых, как и салон Авдотьи Петровны Елагиной, со временем превратился в убежище славянофилов или как их еще называли- любомудров. Здесь высказывались совершенно иные взгляды на славянскую культуру и пути развития России. Здесь приветствовался и изучался русский эпос- песни, сказки, былины... Как западники, так и славянофилы выступали против крепостного права, однако если первые отстаивали демократическое государственное устройство, то вторые поддерживали самодержавие, считая его близким по духу русскому народу.

В 1832 году состоялось знакомство Сергея Аксакова с Николаем Гоголем, когда последний был проездом в Москве. Аксаков увидел в нём (в отличие от Пушкина) гений чисто русский. Это знакомство стало переломным в жизни Аксакова — по свидетельству И. Панаева, именно под влиянием Гоголя Сергей Тимофеевич стал пробовать себя в реалистической прозе, именно Гоголь постоянно побуждал его к написанию автобиографии. Начиная с 1839 года – в очередной приезд Гоголя в Москву – установилась подлинная близость в его отношениях с Аксаковыми. «С этого собственно времени, – вспоминал Сергей Тимофеевич, – началась тесная дружба, вдруг развившаяся между нами». По словам Д. Мирского «дом Аксаковых стал храмом гоголевского культа, а сам Аксаков — его верховным жрецом". Даже свое 40-летие в 1849 году Николай Васильевич Гоголь отмечал в семье Аксакова. Однако личное сближение Аксаковых с писателем проходило непросто. Фамильная аксаковская пылкость не раз наталкивалась на сдержанность, а порой и скрытность Гоголя, поведение которого представлялось Аксаковым непонятным. С другой стороны, самого писателя нередко смущала свойственная Сергею Тимофеевичу – и в особенности Константину Сергеевичу – категоричность оценок, несдержанность в проявлениях и любви, и осуждения.

В Аксаковых Гоголь нашел верных друзей, не раз оказывавших ему разнообразную практическую помощь, горячих сторонников и внимательных истолкователей своего творчества. Если яркий талант писателя был открыт для них «Вечерами на хуторе близ Диканьки», то появление сборника «Миргород» заставило аксаковскую семью взглянуть на Гоголя как на «великого художника с глубоким и важным значением» . Еще более сильное впечатление произвели «Мертвые души», с главами которых автор знакомил Аксаковых, в числе других избранных слушателей, еще до опубликования поэмы. Сочинение Гоголя было воспринято в аксаковской семье как небывалое литературное явление, подлинный смысл которого, в силу его огромности, не может быть сразу постигнут читателями.

Когда в августе 1846 года Сергею Тимофеевичу Аксакову становится известно, что в Петербурге готовится издание нового произведения Гоголя, свидетельствующего о его окончательном повороте к «нравственно-наставительному» направлению, Аксаков предпринимает решительную попытку «спасти» писателя, предотвратив публикацию «Выбранных мест…», а также несущих на себе печать тех же идей и настроений «Предуведомления» к «Ревизору» и его «Развязки». Он предчувствовал тот поток критики, который обрушится на бедную голову писателя и пытался предотвратить такое развитие событий. Для этого он обратился к издателю "Выбранных мест.." Плетневу: «..неужели мы, друзья Гоголя, спокойно предадим его на поругание многочисленным врагам и недоброжелателям? ..Мое мнение состоит в следующем: книгу, вероятно вами уже напечатанную, если слухи об ней справедливы, не выпускать в свет, а «Предуведомление» к «Ревизору» и новой его развязки совсем не печатать.."

Возвращение Гоголя весной 1848 года из-за границы было воспринято Аксаковыми с большой радостью. Особое значение имело при этом чтение Гоголем (летом 1849 года) начальных глав второго тома «Мертвых душ», вернувшее Аксаковым веру в него как в художника. В последние годы жизни писатель часто посещает своих друзей и в Москве, и в их подмосковном Абрамцеве. «По всему видно, что в Москве дом наш Гоголю существенно нужен, – писал отцу 3 сентября 1851 года Иван Аксаков. С. Т. Аксаков и Гоголь работают в это время в тесном творческом контакте, намереваясь одновременно издать один – свои «Записки ружейного охотника», другой – второй том «Мертвых душ». Планам этим не суждено было осуществиться…

Сразу после смерти Гоголя Сергей Тимофеевич, ощущая свой долг перед памятью о писателе, начинает работать над книгой воспоминаний о нем. Оставшаяся незавершенной «История моего знакомства с Гоголем» (впервые полностью опубликована в 1890 году) является тем не менее ценнейшим биографическим источником. Она включает в себя и значительную часть обширной переписки писателя с семьей Аксаковых.

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев также высоко ценил семью Аксаковых и ту доброжелательную атмосферу, которая там царила. В 1853 году он поехал именно к С.Т.Аксакову в Абрамцево за советом и поддержкой в решении личного вопроса. Дело в том, что Иван Сергеевич надумал жениться на своей дальней родственнице Ольге Тургеневой. Для Тургенева это был важный шаг, возможность построить семью и избавиться, наконец, от неотвязных, колдовских чар французской певицы Полины Виардо. С. Аксаков внимательно выслушал его и даже гадал ему на картах. Однако нерешительный Тургенев все-таки не отважился на женитьбу. Взять ответственность за судьбу другого человека - это было не для него. Он так и остался жить у ног властной певицы, и под ее влиянием окончательно сформировался как убежденный западник, что в полной мере отразилось в его нашумевшем антирусском романе "Дым".

*** 
Дети С. Аксакова мало походили на отца по складу и темпераменту, но зато унаследовали от него жажду знаний и терпимость к инакомыслию. Близость со старшими сыновьями- Константином и Иваном, а также их друзьями и вдохновителями- А. Хомяковым, братьями Киреевскими, Ю. Самариным, несомненно, имела огромное значение в развитии литературной личности самого С. Аксакова. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шло его созревание, как писателя и публициста, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр собственной семьи.

В начале писал Сергей Аксаков лишь короткие статьи и рецензии, но в 1834 году в альманахе «Денница» появился очерк «Буран», в котором впервые проявились его неповторимый стиль и слог. Получив множество хвалебных отзывов и обретя известность в литературных кругах, Аксаков принялся за «Семейные хроники». В 1847 году он обратился к естественнонаучным познаниям и впечатлениям и написал знаменитые «Записки об уженье рыбы», а еще через 5 лет – «Записки ружейного охотника», встреченные читателями с небывалым энтузиазмом. «Такой книги у нас еще не бывало» -  с восторгом отозвался Иван Сергеевич Тургенев в рецензии к запискам С. Аксакова. Сам писатель мало придавал значения успеху книг – он писал для себя, а не в поисках популярности. В своих произведениях он изливал свою душу и мысли.

Одновременно продолжалась работа над «Семейной хроникой», которая публиковалась в журналах в виде отрывков. В 1856 году она вышла отдельной книгой и имела огромный успех. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Вслед за ней Аксаков написал книгу "«Литературные и театральные воспоминания»", а затем "Детские годы Багрова-внука», которая была издана в 1858 году. Все эти книги имели автобиографическую основу, и были встречены публикой и критикой с воодушевлением. В последнюю книгу писатель включил сказку «Аленький цветочек», которая позднее неоднократно выходила отдельными изданиями. 

Книга С. Аксакова «Литературные и театральные воспоминания» была полна интересных фактов, цитат и картин из жизни современников, но Сергей Тимофеевич долго не решался их публиковать из-за того, что он не знал, как его друзья и знакомые, образы которых отразились в произведении, могут к этому отнестись. Поэтому, по мере возможности, он менял в книге имена и места действия, но герои книги все равно оставались узнаваемы. Перу Аксакова также принадлежали рассказы о природе, рассчитанные на маленьких читателей – «Гнездо», «Знойный полдень», «Начало лета», «Ледоход» и другие.

В своих произведениях Аксаков не стремился к гневному обличению крепостничества: он просто правдиво показывал все стороны жизни жителей русской усадьбы того времени, даже самые темные и неприятные, но при этом был далек от революционных мыслей и тем более от того, чтобы вкладывать их в голову читателя. Критики "Современника", особенно Н. А. Добролюбов, ставили ему это в вину, и отзывались отрицательно о его творчестве, ведь как известно ими признавались лишь произведения, направленные на обнаружение "язв" общества и ниспровержение существующего строя. Однако С. Аксаков, не реагировал на их уничижительные отзывы, он предпочитал просто честно изображать то, что видит вокруг. Он был очень терпим и чуток, и несмотря на то, что не обладал глубокими знаниями в какой-либо отрасли наук, но был несомненным нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитыми учеными.

В последние годы С. Аксаков стал терять зрение, и свои последние книги он уже не мог писать сам и диктовал дочери. Он скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы 19-го века. Он был консерватором не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего чуткого, честного и доброго существа. Его мысли и идеи не умерли вместе с ним, а получили дальнейшее развитие в славянофильских исканиях и учении, выработанном его старшими детьми под идейным руководством А. С. Хомякова и братьев Киреевских.

Список литературы:
1.Аксаков С.Т. «История моего знакомства с Гоголем». 1890 год
2.Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 35—39.
3.Кошелев В. А. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели 1800—1917.
4.Лобанов, М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 (2-е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей).
5.Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973
6.Очерки по истории новейшей литературы / Ф.Ф. Нелидов. - 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1-. - Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1907.


Рецензии
Большое спасибо, уважаемая Полина, за столь обстоятельный очерк о славном русском семействе Аксаковых.

Евгений Анатольевич Ефрешин   13.11.2023 09:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, за прочтение и добрую рецензию!

Полина Ребенина   14.11.2023 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.