Казаки в вермахте, выдача в Лиенце ч. 16

Майор Дэвис предупредил, что в случае сопротивления казаки будут разлучены со своими семьями и к ним будет применена сила согласно строгости законов военного времени. Функции казачьего штаба приняло на себя Церковное Управление Казачьего Стана в составе 32 священников. Был разработан план, согласно которому назначалось общее моление казаков на центральной площади лагеря Пеггец в 6 утра 1 июня. На этой площади казаки соорудили высокий деревянный помост, служивший амвоном, на котором стоял Святой Престол со Святыми Дарами. На богослужении присутствовали 15 тыс. казаков, казачек и детей лагеря Пеггец. Также прибыло Казачье юнкерское училище, позже с хоругвями и во главе с полковыми священниками стали проходить казачьи полки и выстраиваться на площади: 3-й Казачий запасной, 1-й Казачий конный, 1-й и 2-й Донские, 3-й Кубанский, 4-й Тереко-Ставропольский, 5-й Сводно-Казачий, 6-й Донской, казачьи пешие и другие. Священники проводили исповедь казаков и казачек и причащали всех говевших. К этому времени к железнодорожной станции Лиенца были подготовлены составы с товарными вагонами. Эти составы ожидали казаков для отправки их в СССР. Но люди продолжали горячо и искренне молиться, в сердце каждого была надежда, что Господь услышит молитву и чудо совершится. Время подходило к полудню, когда послышался шум, и к лагерю стали подъезжать танки и наполненные вооружёнными солдатами грузовики. На предложение английского офицера разойтись и приготовиться к погрузке молящиеся ответили преклонением колен перед Святыми Дарами.

Но молитва не закончилась. Заработали моторы танков, и они пошли на толпу, ломая ряды людей. Раздались стоны и крики раздавленных и искалеченных. Ужас обуял людей. Солдаты в английской форме, но с отборными русскими ругательствами, били прикладами людей, заставляя их садиться в грузовики. Окровавленные жертвы забрасывались в грузовики, как мешки. Таким образом наполнялись машины. Со следующего утра погрузка людей продолжалась. И так, регулярно, в течение 2-х недель со станции Лиенц отходили в сторону СССР железнодорожные составы. Душераздирающие крики. Убитые, раздавленные, покончившие с собой. Сплошной пеленой кошмара покрылась земля некогда так горячо любимой родины для казаков. В дороге умерло от болезней две с лишним тысячи казаков и казачек. Оставшиеся казаки «осваивали» бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока. Некоторая часть казаков попала и на печально известный в анналах советской тюремной истории остров Вайгач на Крайнем Севере, в Баренцевом море. Здесь располагались свинцовые рудники. В год умирало здесь около 1500 чел. Английский журналист, историк Н. Бетелл писал: «Было ясно, что выдача 25 тыс. домановских казаков не может пройти гладко. В 11 часов утра 28-го ген. Т. Доманов сообщил своим офицерам (не всем, а только старшим), что все они должны сегодня отправиться на конференцию. Брать с собой ничего не надо, так как к вечеру все вернутся обратно. 28-го мая полковник М. Бутлеров имел частный разговор с майором связи В.Р. Дэвисом: «У меня жена и ребенок... я должен ехать на конференцию.

Я хочу, чтобы вы мне прямо сказали: вернёмся мы назад или нет?». Этот случай англичанин Дэвис вспоминает с ужасом. Либо он должен предать Бутлерова, которого любил... либо нарушить приказ. Дэвис говорит, - писал Н. Бетелл: - Я мог сказать ему: приведите ко мне вашу семью и не выходите в течение этого дня. Может быть, именно это я должен был сделать». Но Дэвис этого не сделал из боязни, что Бутлеров может предупредить своих приятелей-сослуживцев». Дэвис мог арестовать М. Бутлерова, поставить часового, т.е. изолировать полковника, и этим он спас бы его вместе с семьей... Но Дэвис этого не сделал... теперь же он ищет оправдания своему подлому поступку. Николас Бетелл - член Палаты Лордов и Европейского Парламента. Владел несколькими иностранными языками, в том числе и русским. Им переведены на английский «Раковый Корпус», «Олень и Шалашовка» - А. Солженицына. В своей книге «Последняя тайна», приводит и такой случай, когда лейтенант Джон Григ - командир 46-го разведполка - охранял примерно 1000 казаков в Ньюмаркте, недалеко от Лиенца. Получив приказ о их выдаче, «Григ решил обсудить этот вопрос с другими офицерами, и они все согласились между собой рассказать казакам о том, что должно произойти. Я лично сказал переводчику казаков, что у нас есть приказ о выдаче их всех. Тогда я не колебался и теперь этого не стыжусь» (честь и слава великая лейтенанту Д. Григу за спасение казаков. Казачий полковник М. Бугураев). «Половина казаков исчезла. Большинство из оставшихся были офицеры... это была двойная трагедия, так как в приказе подчеркивалась именно выдача офицеров».

«Когда их окружили грузовиками, они по-прежнему отказывались верить, что англичане способны на такое...» 28 мая 1945 г. в жаркий день, на площади в Пеггеце собрались все офицеры и в 13 часов на основании приказа коменданта майора Дэвиса, они подлежали беспрекословному выезду за 30 км в г. Шпиталь на «конференцию», якобы по вопросу реорганизации Казачьей армии. Примитивная ловушка сработала и в 32 грузовика и большой автобус было погружено 2201 чел. Англичане заверили плачущих жён некоторых убывающих офицеров, что они вернутся в лагерь примерно в 17 часов. Колонна тронулась в восточном направлении в сопровождении английских офицеров, в трёх джипах. Ещё в Лиенце был освобождён под домашний арест переводчик английского языка сотник Яковенко - старый эмигрант, проживавший ранее в Японии. На большой скорости по дороге в Шпиталь автоколонна с казачьими генералами и офицерами быстро формировалась на ходу. По пути к ним присоединялись и другие машины с казачьими и горскими офицерами строевых частей, расположенных в этих районах. «Позднее было установлено, что на всех английских автомашинах было: 14 генералов, 2359 штаб и обер офицеров, 65 военных чиновников, 14 докторов, 7 фельдшеров и два священника из Казачьего Стана и журналист Тарусский. На 20-м километре колонна замедлила ход и в кузов каждой машины сели по два автоматчика. Офицеры наконец поняли, что британцы их обманули и везут не на конференцию, якобы с участием Фельдмаршала Александера.

Вскоре, внезапно из леса, стали выезжать на полном ходу, лёгкие танки, бронированные автомобили, мотоциклы с прицепными колясками и моторизованная английская пехота на особых автогрузовых машинах. Танки, разворачивая на ходу башни с пушками и пулемётами, вклинились между грузовиками (с казачьими офицерами) из расчёта - 1 танк на четыре грузовика. Порядок движения в конечном итоге был следующий. 2 джипа с английскими офицерами, грузовая машина с 30-ю солдатами, легковые машины с генералами Домановым, Красновым и сопровождающими их английскими офицерами, 118 военных больших автогрузовых машин (специально для перевозки войск на дальнее расстояние). В машинах находилось 2461 чел., эскортируемые 32 лёгкими танками. Замыкал внушительную колонну грузовик с 30-ю солдатами, авто-пулемёт, четыре санитарных автомашины, одна подвижная (авто) рация и мото-эскадрон по бокам каравана - 80 мотопулемётных установок с английской военной полицией. Над всей колонной в воздухе летало два самолёта. Несмотря на такое охранение в двухчасовом пути до Шпиталя бежало семь офицеров, от Лиенца до Обердраубурга совершили побег - 5 чел. На подъезде к г. Шпиталю, прямо на ходу автомашин спрыгнули ещё 3 чел. Союзниками из лагеря в Шпитале было освобождено: священников - 1, военных чиновников - 2, медперсонала и военных врачей - 12 чел. Бежали из концлагеря в г. Шпиталь - 5 чел. и это при том, что проволока вокруг была в три вертикальных ряда, оплетённая как бы сеткой с большими квадратами.

На вышках стояли автоматчики, а за проволокой находились танкетки и густая цепь пулемётчиков. У ворот стоял танк. О выдаче «отцу народов» 29 мая, утром, английским комендантом лагеря было объявлено ген. Т.И. Доманову 28 мая вечером. Это произвело потрясающее впечатление, многие совершенно растерялись, стали сбрасывать офицерские отличия, черкески, куртки, выбрасывали награды, деньги, фотографии, документы и другие бумаги. Не обошлось без ссор и споров. Пытался покончить с собою в лагере ген. Д.А. Силкин. Самоубийцами стали - 3 полковника и Е.В. Тарусский - псевдоним журналиста и писателя Рышкова. Бежали из-под стражи, выскочив из автомашин на ходу при переброске из лагеря г. Шпиталь к г. Грацу, в то время занятому советскими войсками - 4 чел. Застрелены при попытке к бегству под г. Грац союзной охраной - 15 чел. Обнаружены при разгрузке автомашин в момент передачи русским, отравившиеся по пути следования - 2 чел. Таким образом, частям особого назначения англичанами было передано 2146 офицеров (данные не абсолютные); причём советским представителем полковником Лысым были освобождены - 3 чел., как офицеры советской военной разведки. 31 мая из г. Шпиталя в особом порядке на легковом автомобиле был доставлен и передан русским - командир Казачьего Резерва ген. Шкуро, вместе со своим адъютантом сотником Александром Половиным. А.Г. Шкуро 2 июня 1919 г. от имени короля Георга V была вручена высшая награда Британской империи – орден Бани - за героические действия, совершенные совместно с английскими войсками. Теперь его ждала другая "баня" - кровавая.

Продолжение следует в части  17                http://proza.ru/2021/06/07/679            


Рецензии