Как я понимаю картину Н. Н. ГЕ Леила и Хаджи Абрек

Вспомним содержание поэмы М.Ю.Лермонтова "Хаджи Абрек".

Старый лезгинец призывает джигитов вернуть ему дочь Леилу, похищенную и соблазнённую князем Бей-Булатом. Хаджи Абрек вызывается разыскать дочь старика. Через дочь старика он хочет найти Бей-Булата и отомстить ему за гибель своего брата, но месть замышляет жестокую – сначала убить не князя, а того, кого тот любит  - его возлюбленную. Найдя девушку, Хаджи Абрек безжалостно её убивает. Голову Леилы он везёт отцу. Старик, увидев голову любимой дочери, умирает на месте. Хаджи Абрек и Бей-Булат находят друг друга, вступают в бой, и оба погибают. Через год их тела находят путники и хоронят на вершине горы.

Поэма Лермонтова "Хаджи Абрек" настолько композиционно стройна,  образна, выразительна, что многие художники создавали к ней графические иллюстрации, в которых запечатлевали отдельные сцены из поэмы. Эти иллюстрации не давали новой информации читателям, но служили дополнительным украшением текста.

Картина Николая Николаевича Ге "Леила и Хаджи Абрек" тоже иллюстрация к поэме, но выполненная масляными красками на холсте. Картина небольшая: всего 59 x 41 см, но глубокая по смыслу и ёмкая по содержанию.


Всё пространство картины занимают две фигуры – это Леила и Хаджи Абрек. Леила стоит на коленях перед горцем, а он внимательно на неё смотрит. На первый взгляд похоже,  что девушка пытается соблазнить абрека, чтобы он убивал её.  Перед этим она танцевала перед Хаджи Абреком, чтобы отвлечь его от мрачных мыслей.

Развеселить его желая,
Леила бубен свой берет;
В него перстами ударяя,
Лезгинку пляшет и поет.

Зритель видит, на картине,  что Леила  только что перестала танцевать, отбросила бубен, опустилась перед горцем на колени и, держа его за руку, томно откинулась назад. Её поза, взгляд словно говорят "бери меня, только оставь жить". Хаджи смотрит на неё, как бы размышляя: принять предложение девушки или отринуть его.

Такая трактовка изображения имела бы право существовать, если бы Николай Николаевич Ге ничего не знал о кавказских обычаях и изобразил бы обычную девушку, а не горянку. Художник всегда серьёзно подходил к созданию своих картин, интересовался историей вопроса, изучал тему, вникал в подробности быта и жизни героев своих картин.

И перед написанием полотна "Леила и Хаджи Абрек" Николай Николаевич наверняка поинтересовался особенностями жизни горных жителей и узнал, что если кавказская девушка (чеченка, черкешенка, лезгинка, осетинка и т.д) кого-то полюбит, то другие мужчины перестают для неё существовать.

Как доказательство вспомним Бэлу из "Героя нашего времени".

По словам Белинского: "Бэла была одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся нескоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе…".

Если бы на месте Леилы была бы не "гордая дочь гор", то Хаджи Абрек, как мужчина, был бы не прочь ею овладеть, он сам признаётся в этом:


Когда сегодня в первый раз

Я увидал твой образ нежный,

Тоскою горькой и мятежной

Душа, как адом, вся зажглась.


Дав клятву поквитаться с Бей-Булатом, Хаджи Абрек переносит свою месть на его любимую девушку. Леила ранее сама сказала Хаджи Абреку, что счастлива, потому что  они с Бей-Булатом любят друг друга. Любящая Леила, как все влюблённые кавказские девушки, ни за что не отдастся другому мужчине даже ради спасения своей жизни.

Хаджи Абрек знает, что по закону гор месть не может распространяться  на женщину, но Леила полюбила его убийцу его брата, поэтому должна умереть, ведь она сроднилась с его заклятым врагом Бей-Булатом.

Поведение Хаджи Абрека определяется законами гор, обычаями предков, и он не намерен от них отступать, поэтому он подавляет в себе призывный голос плоти. Его сильная воля не знает препятствий, и поставленная цель достигается любыми средствами.


Что смерть! Ужель одно мгновенье

Заплатит мне за столько лет

Печали, грусти, мук?.. О, нет!

Он что-нибудь да в мире любит:

Найду любви его предмет,

И мой удар его погубит!


И вот, предмет любви Бей-Булата перед ним. Смерть Лейлы принесёт Бей-Булату сильные страдания, а это то, что Хаджи Абреку надо - его месть не знает сострадания.

Леила не собиралась соблазнять Хаджи Абрека.

Увидев, что и танец не развеял его мрачные мысли, услышав его откровенные слова "и мой удар его погубит!", она поняла, что смерть от руки Хаджи Абрека неизбежна, и ей страшно.
 

Как зимний снег в горах бледна,

Пред ним повергнулась она

На ослабевшие колени;

Мольбы, рыданья, слезы, пени

Перед жестоким излились.


Красивое лицо Хаджи Абрека бесстрастно, он медлит, и это внушает Леиле крохотную надежду на спасение.

Но, увы! Заминка Абрека вызвана не чувством проснувшегося сострадания. Он медлит, потому что находится в предвкушении блаженства от предстоящего убийства девушки, которая олицетворяет для него образ Бей-Булата!


Любовь! Но, знаешь ли, какое

Блаженство на земле второе

Тому, кто всё похоронил,

Чему он верил, что любил!


Блаженство от смерти врага для Хаджи Абрека по силе равноценно чувству любви, но любовь, как милосердие, ему незнакома. Он убьёт Леилу и испытает блаженство, он привезёт голову девушки её отцу и ещё раз испытает блаженство – уже от смерти старика, который, как Леила и Бей-Булат, стал ещё одним звеном цепочки его кровных врагов.

Так что выражают две неподвижные фигуры на холсте?

Леила и Хаджи Абрек олицетворяют момент, которого нет в поэме - это мгновение перед смертью.

У Лермонтова в поэме нет паузы между мольбой Леилы и ударом сабли.

У художника Ге она есть.

Зритель видит, что Леила только что замолчала, окончив свой жалобный монолог (Ах!.. Боже!.. Ай!.. дай подождать!..Хоть час один... одно мгновенье!), а Хаджи Абрек ещё удерживает саблю в ножнах.

Это через мгновенье руки Леилы соскользнут вниз, Хаджи Абрек взмахнёт клинком,  и голова девушки покатится по полу. 

Это потом убийца вытрет кровь с сабли её "волнистою косой" и отвезёт голову к ожидающему дочь старику.

Всё это ещё будет, а пока на картине растянутое во времени мгновение.

Эта пауза между жизнью и смертью длиной в мгновенье удивительно чётко показана в картине. С одной стороны мгновенья  - предвкушение сладкого блаженства Хаджи Абреком , с другой - мучительная надежда Леилы на жизнь.

Двойственное состояние героев картины подчёркивается контрастом цветового решения - за спиной и над головой Хаджи Абрека чёрный фон - это смерть. Рядом с Леилой брошенный бубен - это символ её прежней беззаботной жизни, позади девушки раскрытая дверь, через которую она уже никогда не выбежит на волю к любимому Бей-Булату. 

Из Гёте известно выражение Фауста: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно".

В данном случае мгновенье  остановилось - это  жизнь, которую Николай Николаевич Ге подарил Леиле, оставив клинок Хаджи Абрека в ножнах.



Илл. - Н.Н. Ге. Леила и Хаджи Абрек. 1852. Холст, масло. 59х41 см. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.


Рецензии