Советский дефицит

Прочитал статью о детекторных приёмниках и вспомнил своё детство и юность. Свой первый детекторный приёмник я собрал лет в двенадцать. Это было послевоенное время, ничего не было, и всё приходилось делать самим. Мама была большая любительница книг, и в доме постоянно появлялись какие-то журналы и книги. В одном из журналов я прочёл описание простого детекторного приёмника. Катушка в нём склеивалась из бумаги, формой служила бутылка. Конденсатор переменной ёмкости изготовлялся из двух фанерных пластин, обклеенных фольгой. Сдвигая пластины, можно было настроиться на станцию. Сам детектор сплавлялся из серы и свинца. Образовавшийся камушек надо было расколоть, и в расколе иголкой находилось наиболее чувствительное место. Размером приёмник был с коробку из-под обуви. Антенну я протянул от друга, который жил в доме напротив на третьем этаже. Заземление было от водопроводной трубы. Было чудом услышать станцию в наушниках.
 В дальнейшем я собрал детекторный приёмник размером со спичечный коробок. Источником конструкций служил журнал «Радио». Журнал был большим дефицитом. Подписаться на него невозможно было, а в киоск присылали по одному два экземпляра. Я попросил маму, и она договорилась с киоскершей, платя ей рубль, чтобы она оставляла один экземпляр для неё. Стоил же журнал всего 30 копеек. Удивительно, как советская власть из всего умудрялась делать дефицит! Кстати, из-за всеобщего дефицита ни в одной стране не было такого расцвета народного творчества. Под рубрикой «сделай сам» даже сейчас появляются описания разных конструкций. Иногда спрашивают, зачем я за всё хватался сделать? Так вот поэтому и хватался. Всё хотелось иметь, а ничего не было. Даже иголки для прочистки примусного сопла или стекла для керосиновой лампы  я сам делал для мамы. Когда появились  у товарищей джинсы, купленные на толчке, так назывался вещевой рынок в Одессе, я пошил себе джинсы из нашего вельвета. Одежду для детей я тоже шил сам. Выкройки мы находили в журнале «Силуэт», который выпускали в Латвии.
Вернусь к приёмникам. Один из ламповых приёмников я собрал на двух пальчиковых лампах. Размером приёмник был с книгу. В студенческие годы, когда нас посылали в колхоз, я брал его с собой и ловил зарубежные станции. Вершиной моего радиолюбительства был всеволновый приёмник, собранный по оригинальной схеме в корпусе от «Спидолы». Особенностью приёмника было то, что в нём я сделал диапазоны 13, 16 и 19 метров. На этих диапазонах тогда ещё не глушили вражеские станции, и я на зависть товарищей слушал эти самые станции.
Так что советский дефицит всё-таки был в чём-то положителен. Как говорил мой папа: а зохен вэй, какая это положительность. Переводить, надеюсь, не надо.


Рецензии