Умер Марк Клионский



                УМЕР МАРК КЛИОНСКИЙ
Я кажется последний, кто должен о нем писать, мы далеки с ним астрономически! Но сравнения всякие могут быть интересны, и есть обстоятельство, которое просится на перо! Клионский родился в Минске как и я, но появился в поле моего зрения как-то неожиданно, окончил свое учение в ленинградской аспирантуре и вернулся на родину. Еще один художник! “Ни низок ни высок” был принят как крепкий профессионал, не больше того. Я видел в Минске только одну его картину не на выставке, а в каком-то художественном “предбаннике”, художники рассматривали, и я посмотрел внимательно, запомнил. Это была жанровая сценка на колхозном поле, нечто уморительное, потому-что лица смеялись, и вот это и запомнилось - все очень реалистично и очень точно переданная мимика персонажей довольно миниатюрных, картина была небольшая. Вот и почти вся моя встреча с Клионским. Потом я еще раз или два видел его рядом, но говорил он не со мной. Как по анекдоту: “Вот так я встречался с товарищем Лениным…” Так о чем писать? А писать можно о многом. Вот в той точке встретились две очень, очень  неравные фигуры. Он, еще не знаменитый, но мэтр, а я юноша после страшных бурь “переходного периода” разбитый и униженный, какой-то начинающий и очень, очень неуспешный ученик рисования. Причем вначале я был очень успешным, но потом после врачебного вмешательства, о котором умолчу, стал бездарью, и это проблема на докторскую диссертацию. К тому же меня совершенно обескуражила советская школа, на самом деле безшколье. Пройдет очень много лет, и я напишу классический свой труд ПСИХОТЕХНИКА РИСУНКА. Да классический, я не скромный, ибо все школы рисунка всегда строились на анализе объекта, его строении, анатомии, но никто и близко не приблизился к анализу субъекта, а тут целая мировая философия, читайте на досуге:   
 Считаю свой труд единственным истинно научным пособием по рисунку, хотя значение труда выходит далеко, далеко за пределы технических проблем - это если хотите и целая философия и эстетика в имплиците.
     И вот в какой-то момент как бы из одного гнезда вылетели две столь неравные, непохожие птицы: Одна с широкими крылами для высокого полета и для славы, а другой полудохлый птенец вывалился прямо из гнезда на землю “рожденный ползать”! А на земле надо бороться с насекомыми… и не то что славы, даже до какого-то среднего статуса не дотягивал никогда - низкий!
      Впрочем была у слабого птенца, несмотря ни на что высокая мечта, некое чувство высокого предназначения: сочинить великий труд! Не меньшше. Учился плохо в школе, а мечтал о высоком! Страшные были переплетения судьбы, падения, валяния в грязи, а мечтал о великом! И мечта все же не пустая штука, и она возвысила меня, но не по меркам славы, а по меркам истины. Я создал великое, не в самом искусстве, которому учился, но в философии искусства, психологии, социологии… Читайте и понимайте мои труды:

     Тут идей на 10 диссертаций, но не получу ни одной, и не о том беспокоюсь, чтоб не потерялись мои труды-идеи и дошли по адресу, а адрес - человечество!
     Да что же это я о себе, а Начал о Клионском в день его смерти! Просто вспомнилось то стартовое время, как не равны мы были, как унижен я был, да и остался, и вот финиш, я ведь от него тоже недалеко, сколько осталось? Захотелось подвести итоги. И что же, сдается мне что к финишу пришли мы совсем в другом равновесии, сдается мне даже что в своем бесславии взлетел я может даже выше твоей славы? Это вопрос к будущему!
     Я так и не стал поклонником художника, впрочем что я видел? Пару снимков в инете! Он несомненный мастер, а вот по внутреннему содержанию не удовлетворяет. И я возвращаюсь к той единственной картине, которую видел в оригинале  в Минске.
     Я никто, неумека, а тут мастер, как смел я предъявлять ему какие-то претензии, но претензии возникли. Вот эта сделанность и очень точная проработка мимики героев - вроде отлично? Но я почему-то не очень люблю эту активную мимику в изо искусстве, разве в карикатуре, почему? Это трудно объяснить. Вот возьму на вскидку Скульптурную группу Лаокоон Агесандра, сцена трагическая, но у героев почти нет мимики, да и у самого Лаокоона она едва присутствует. Недавно в разговоре с хорошим искусствоведом, я обратил ее внимание, что в портретах Сезанна тоже нет мимики, что не лишает их выразительности, а у кого из хороших художников есть мимика? Ни у кого! Почему? Видимо мимика - нечто мимолетное, ситуативное, а образ должен выразить внутреннее содержание человека, нечто глубокое и постоянное. И это выразительность! выражение лица - нечто более сложное чем сиюминутная мимика, хотя бы уже потому, что выразительность, она больше принадлежит не персонажу, а экспрессии художника, и это уже снижает значение объективных характеристик объекта, персонажа. Но в портрете все же очень важно выражение лица персонажа, и оно. Как ни странно, тоже принадлежит не только, а может и не столько персонажу, сколько экспрессии художника, посмотрите на портреты Ван Гога, есть какое-то таинственное единства между субъективным объективным, причем субъективное первично. Так вот в той самой ранней картине объективное явно преобладало над субъективным и экспрессивным, и мне кажется, что хотя в дальнейшем Клионский тоже отказывается от активной мимики, экспрессивным он не стал, его академизм, сделанность несколько статичны. Мне даже хочется упрекнуть высоких заказчиков художника в том, что они проявили вкус половинчатый, Клионский стал художником модным, но это не то же, что большой художник.
     И в завершение совсем уж наглый шаг с моей стороны, поскольку мы как-то стартовали рядом, почти одновременно, позволь мне Марк сравнить финишные результаты, ты прославлен, я никто, скульптурой занимался от случая к случаю, но давай на минуту забудем про это и просто посмотрим на работы. Вот твой портрет, известный, и вот мой безвестный:

   

И ты знаешь, я выбрал бы свой! У тебя рассказ и, что хуже подгонка под какие-то известные типы - мемы, у меня просто человек.

Но вот один из твоих шедевров! Можно восхищаться мастерством, но есть нечто коммерческое, подсветка, подкраска, девушка грустит над письмом - это опять же известный художественный мем - у меня просто человек.
     О мертвом хорошо или ничего, знаю это правило, но чем говорить банальности о человеке-художнике, или не говорить ничего, по-моему лучше этот очень личный и искренний разговор и только потому, что вылетели однажды,   из одного гнезда столь разные и непохожие птицы. Светлая тебе память Марк Клионский!


Рецензии