Каролин Бейкер - Коллапсируя в новую администрацию

7 декабря 2020 г
carolynbaker.net
 

draft

Многие чувствуют облегчение или даже подъем в ожидании “нового начала”.  Другие, более циничные,  настаивают на том, что ничего не изменилось и не  изменится, что новый босс такой же, как и старый.  Я считаю, что есть правда в обоих случаях, и что она должна уступить реальности, свидетельствующей о коллапсе цивилизации, и о том, что  климатический хаос катапультирует нас прямо в пасть вымирания видов.  Многие из нас изучали коллапс на протяжении многих лет, даже десятилетий,  и все-таки коллапс настолько колоссален,  настолько преобразует жизнь и предлагает взамен смерть, что наш человеческий ум слишком слаб, чтобы понять его размах,  и мы продолжаем жить как если бы статус-кво не изменился.  Неважно сколько лет вы изучаете коллапс, где-то внутри прячется его отрицание. Один из показателей нашего неверия в коллапс – наша слабая надежда, слабый свет в непроглядной ночи после недавних выборов, хотя с другой стороны, нет никакой разницы в смене администрации.
Я покажу, что в обоих утверждениях есть доля правды.


Линзы коллапса

Как  и большинство людей, сознающих приход коллапса, я понимаю, что должна постоянно напоминать себе о его реальности.  Интеллектуально, факт коллапса всегда со мной, но выворачивающая меня наизнанку реальность иногда отступает,  и я с удовольствием принимаю какой-нибудь приятный аспект индустриальной цивилизации, не забывая, однако, что он тоже должен коллапсировать. В другое время, я чувствую ужас от еще одного примера человеческой жадности и брутальности  в отношении Земли, и снова думаю о коллапсе. Все чаще я понимаю, что коллапс это линзы, через которые я вижу всю коллективную абсурдность,  мой GPS  для лавирования в текущий момент.

Еще одно кричащее предупреждение пришло от ученых 7 декабря из газеты Гардиен,   "Предупреждение о климате и риске социального коллапса", в котором академики, включая проф. Гезу Вейенмейер и проф.  Уилла Стеффена доказывают, что мы должны обсуждать угрозу социальных нарушений, чтобы заранее подготовиться к ним. Академики и ученые сегодня открыто обсуждают в мировой прессе коллапс индустриальной цивилизации.

   Поэтому для меня, выборы 2020 года предоставляют совсем немного проблесков, а в целом, мало что меняют.  Как я уже говорила, для меня важно, чтобы  коллапс происходил медленно и с минимумом страданий.  Ясно, что у меня мало над этим  власти. Я бы хотела, чтобы иммиграционная политика США радикально изменилась и была самой доброй, самой чуткой, самой гостеприимной на Земле, я бы хотела, чтобы выпустили всех детей из иммиграционной тюрьмы и они соединились с родителями или родственниками.  И я бы хотела увидеть, как 700 американских военных баз закрываются по всему миру и перестраиваются под госпитали, продовольственные хранилища,  или укрытия для женщин и детей.  Даже понимая, что любые меры по предотвращению климатических перемен будут  совершенно недостаточными или бесполезными для остановки шестого вымирания видов, я переживаю по поводу каждого национального парка или заповедника дикой природы, или когда происходит загрязнение каждой речки или ручья ради корпоративного профита.

  Другими словами, я бы хотела жить в обществе, у которого социопатическая, намеренная, расчетливая, садистская жестокость в отношении беззащитных людей и других членов планетарного сообщества не является критерием социальной политики.
  Более мягкий, добрый коллапс?  Да, это то, чего бы я хотела.


Ошибка ожидать хорошего правительства

Если говорить по-простому, пришло время тем, кто считает себя политически прогрессивным, прозреть.  Весьма маловероятно, что мы когда-либо окажемся свидетелями широкомасштабной, экономической, социальной, или восстановленной справедливости— я имею в виду *когда-либо*.

Военно-промышленный комплекс останется.

Корпорпативные шлюхи останутся.

Тюремный индустриальный комплекс расширится.

Люди будут продолжать игнорировать климатическую катастрофу и насиловать Землю.

Всеобщее здравоохранение никогда не будет иметь место в Соединенных Штатах.

Широкомасштабное насилие, которого нам удалось избежать во время выборов 2020 г, в итоге взорвется во враждующих  группах или перейдет во всеобщую гражданскую войну.

Наша политическая задача сейчас предотвратить приход фашизма и не дать ему стать modus operandi в нашем мире.  Мы победили на выборах 2020 г, но нео-фашизм в Соединенных Штатах никуда не уходил и скорее всего будет доминировать на поздних стадиях коллапса.

Вот что мы должны признать:  Нам не удалось предотвратить коллапс индустриальной цивилизации и экосистем Земли,  и будет наивно  рассчитывать на "умное"  правительство по мере развертывания коллапса.

Прощай Джон Мюир, Рейчел Карсон, Эдвард Эбби, Ральф Нейдер. Мы воодушевлялись вашей  любовью и неравнодушной, осмысленной борьбой.

Прощай Ноам Чомски.  Мы любили твой интеллект, твою смелость,  и твою твердую позицию как одного из старейшин нашей культуры.

Прощай Говард Зинн.  Твое блистательное исследование  истории было непревзойденным в двадцатом веке.

Спасибо вам, AOC*,  Рашида, Айанна и Ильхан.  Вы, прекрасные цветные женщины, были невыносимы для истории, замешенной на расизме, сексизме и ксенофобии.  Вы удивили и очаровали нас,  и вы стали во главе.

Прости Берни. Ты был глотком свежего воздуха,  и мы гордимся тем, что называли тебя  нашим “сумасшедшим дедушкой.”


Куда теперь идти?

Не совсем верно то, что перед лицом коллапса некуда идти, кроме как внутрь себя,  но если мы не начнем с себя,   будем только похожи на собак, преследующих свой хвост.

  Где наша печаль о том, что наши идеалы не восторжествовали?  Как недавно сказал мой друг “ты и я наблюдали за коллапсом империи всю нашу жизнь.”
Где наша ярость о нарциссизме и превознесении нашего вида?
Где наш страх о том, как будет коллапсировать общество?  Что это будет значить для нас лично в отношении выживания и выживания тех, кого мы любим?

  Если мы не испытываем этих чувств,  и если мы не понимаем степень и последствия коллапса, мы будем продолжать надеяться на капитана Титаника и в конце концов  возненавидим слепые массы,  обманутые фальшивыми надеждами.

Боле  того, что мы получим, если ухватимся за один из полюсов нашего восприятия?  Если все, что мы видим в результате выборов, это “яркий свет”, мы явно «in denial»,  и не понимаем ограничения, устанавливаемые коллапсом  на распространение света. С другой стороны, если мы видим только обман, мы также не понимаем безнадежности радикального прогрессивного движения, которое невозможно в 21-м веке.

В любую эпоху коллективного или персонального коллапса, трудно избежать эмоционального ухода, т.е. отрицания болезненных эмоций с помощью их подавления  или замены на  другие эмоции, которые могут защитить от боли. Например, мы защищаем себя от скорби по поводу  планеты и хватаемся за соломинку надежды по части ослабления климатических перемен, что, конечно, «too little, too late».
 
Аналогично, мы  можем  злиться на политиков как способ избежать отчаяния.  Поэтому каждый из нас должен спросить себя,  какими чувствами  мы подавляем наше отчаяние.  Фальшивые надежды защищают нас от горя, злости,  и страха перед вымиранием видов.  Ярость и злость могут истощить нашу энергию, которую было бы лучше направить на внутреннюю подготовку  к коллапсу.  Может быть приятнее чувствовать себя оскорбленными, но  это чувство часто выливается против нас.


Необычное руководство из другой эпохи

Соединенные Штаты невероятно темное место, поскольку США  напоминают темное место, в котором мы  были во время пандемии гриппа в 1918 г, или даже еще хуже, во время Гражданской войны.  Но у нас есть несколько исторических примеров, как выплыть из пандемии, более того, как сохранить глубокую человечность.

Вспомним Юлиану Норвичскую,  мистика четырнадцатого века, прожившую большую часть жизни  в окружении Черной Смерти. Первое, что мы должны знать о ней, это то, что хотя она была христианской затворницей, жившей  в небольшой келье ради духовных целей, она также была замечательным философом, близкой к языческой или аборигенной духовности нежели к институциональному христианству, с которым мы знакомы в 21 веке.  Чума пришла в ее город в 1349 г и продолжалась всю ее жизнь.  Дожив до семидесяти, она наблюдала как  население Англии сократилось вдвое при ее жизни.  Она выросла в окружении смерти и страха, и так и не смогла избавиться от этого ужаса. Хотя она была затворницей, окно в ее келье всегда было открыто на улицу Норвича, через которое она давала советы людям, страдающим от последствий пандемии.  В промежутках, она писала сочинения, которые сегодня мы могли бы отнести к эко-духовности.

  Юлиана практиковала духовность, которая начинается не с божества, а с природы. Природный мир она воспринимала как проявление божественности. Сегодня мы рассматриваем эту духовность как традиционно присущую аборигенным народам. Однако в ранней истории  церкви мы также находим множество интеллектуалов и мистиков, ставивших природу выше и вне теологии и догмы.

   В недавно вышедшей книге  "Юлиана Норвичская: Мудрость во время пандемии– и дальше"  авторы Мэтью Фокс и Мирабай Старр отмечают, что  в результате пандемии, убившей 25 млн людей в Европе, задолго до обнаружения теории заражения патогенами,   напуганные люди искали кого-то или что-то, ответственных за болезнь.  В свою очередь церковь дистанцировалась от природы с начала 4-го века,  а Черная Смерть еще более усугубила чувство отчуждения от природы. Несмотря на то, что глубокое чувство присутствия божественности в природе оставалось, природа превратилась во врага, и новый упор был сделан на избавление от нее и поиск убежища вдали от мира.  Фокс и Старр пишут, “По мере того, как люди стали отходить от природы и  появился страх перед ней, душа человечества сократилась и переориентировалась на борьбу с природой.”  По этой причине, “ Когда через двести лет,  европейцы причалили к чужим берегам и нашли там поклонявшихся природе аборигенных людей, они обвинили их в “дикости” и сами дико поубивали  миллионы, разрушив их культуру.”

   Юлиана была пантеистом, т.е. человеком, который полагает, что вся вселенная священна –  и что божественное живет в глубине всех вещей и существ. Как часто писала Юлиана, “Бог есть природа, природа есть Бог.”

   В отличие от масс, которые пришли к выводу, что пандемия свидетельствует о том, как природа ненавидит нас или как Бог наказывает нас, Юлиана не придерживалась логики заячьей норы.  Фактически, она стала еще более рьяно защищать природу, и сегодня призывала бы взглянуть смело в лицо потенциального вымирания перед  наступлением климатического хаоса.

   Юлиана известна своим выражением “Все наладится, все вещи станут на свое  место,”  хотя не жила в некоем сверх-оптимистичном эскапистском мире.  В действительности, она советовала встретиться с тьмой и не отрицать ее. То, что она имела в виду под “наладится” не означало -  как думают большинство людей в нашем консумеристском мире,  - что “все в конце концов будет как прежде”.

   Фактически, Фокс и Старр делают вывод:
В культуре, сильно замешанной на удовольствиях и фетишах, люди, находясь в постели с консумеристским капитализмом и ежедневно инструктируемые как наилучшим образом поклоняться последним гаджетам, обещающим облегчить жизнь и сделать ее более приятной – опыт темной ночи это глубокий сигнал к пробуждению. Придет ли он к нам от климатических перемен или от коронавируса или провалов политиков или разрушения идеалов демократии или провалов религиозных чаяний, или личной боли или комбинации их всех,  есть много причин скорбеть, и наглотаться пыли. В воздухе носится смерть, а темная ночь громко стучится в двери наших душ.  Юлиана жаждала темной ночи… она даже ждала, чтобы темная ночь пробудила ее. Она не убегала от нее, но хотела, чтобы ночь научила ее. Она должна научить нас тому же.

С точки зрения Юлианы, ее общество тоже коллапсировало.  Казалось, что бесконечная пандемия означает конец мира.  Поскольку тогда никто не понимал биологии болезни,  народ объяснял ее в терминах греха, ереси или божьей кары.
Ведьм и еретиков отлавливали, пытали и сжигали, как и евреев.  Эти группы выносили на себе все удары церкви.  Другие мистики, такие как Майстер Экхарт, Фома Аквинский, Мехтильда Магдебургская, и Хильдегарда Бингенская,  разделявшие духовность творения (creation spirituality), рассматривались как еретики, поскольку провозглашали близость человечества к природе в противовес империям и   завоеваниям, повлекших за собой Черную Смерть.



Семь уроков Юлианы по преодолению страха перед пандемией

Фокс и Старр подводят итог учениям Юлианы как ответ на Черную Смерть:

Встречайся с Тьмой

• Смотри Тьме прямо в глаза.
• Не отрицай и не ищи козла отпущения за реальность пандемии.
• Рассматривай пандемию как возможность изучить свои цели и намерения.
• Твоя жизнь коротка.  Что ты можешь сделать?  Какие дары ты можешь предложить?
• Не прерывай связь со страхом, яростью, горем, и отчаянием.
• Опасайся пристрастий, делающих тебя нечувствительным и глупым.
• Смотри прямо в глаза своей личной тени и занимайся работой по ее излечению.
• Изучай труды мистиков, поэтов, аборигенную мудрость.


Приветствуй Добро, Радость и Изумление

• Влюбляйся в природу и человеческую доброту.
• Пойми, какое благословение быть здесь в этой поразительной вселенной, на этой поразительной планете, после путешествия в 13.8 млн лет.
• Природа есть Бог;  Бог есть природа.  Погрузись в природу.
• Ищи и храни изумление. Юлианна говорит “Изумление  - истинный ответ на высшую священную красоту.”
• Практикуй благодарность за каждый момент жизни.


Практикуй единство Священного и Жизни

• Живи так, как если бы не было разделения между тобой и священным, между тобой и Землей,  между тобой и другими существами.
• Все в природе взаимозависимо.  Мы зависим друг от друга и от природы.
• Пойми как в твоей жизни проявляется разделение.  Замечай свое“отличие”  от людей, с которыми ты не согласен. Что случится, если ты перестанешь «отличаться»?


Священное женское и божественное материнство

• Вне зависимость от пола, сознавай влияние патриархата на свою жизнь прошлую и будущую.
• Помни, что патриархат и пол разные вещи.  Женщины могут патриархатными как мужчины, поскольку патриархат это просто образ жизни основанный на власти и контроле.
• Учись быть духовным воином против патриархата.
• Учись  быть духовным акушером от имени добра, сочувствия, великодушия, изумления, радости и творчества.


Практикуй не-дуализм и живи с парадоксом

• Практикуй удержание противоположностей.  Сознательно культивируй их оба.
• Почувствуй, что в эпоху вымирания, нечто важное должно родиться в тебе и в мире.
• Вымирание нашего вида возможно, и в то же время, нет ничего определенного.
• В жизни Юлианы, Черная смерть приходила волнами.  Когда люди думали, что она ушла, она приходила вновь.  Пойми, что пандемии возможно будут повторяться.
• Прекрати спрашивать “Когда произойдет коллапс?”  Он происходит СЕЙЧАС, и мы не знаем каков будет исход.
• Способность испытывать радость поможет тебе преодолеть горе. Горе усилит твою способность испытывать радость.
• Чем шире ты открыт для смерти, тем более живым будешь.


Доверяй своему телу и своей чувственности

• Юлиана сказала, “Бог наша чувственность.”  Это изречение звучит странно для институционального, индустриально-цивилизованного христианина.  Юлиана была дикой и ориентированной на природу.
• Радуйся своему телу.  Она говорит, “Бог пожелал, чтобы у нас была двоякая природа: чувственная и духовная.”
• Окунись в природную чувственность и духовность. Отвергни любую духовность, проповедующую трансцендентность, “возвышение,” или побег от “долины слез.” Юлиана отвергала трансцендентную теологию, предпочитая ей священную природу и плоть.


Празднуй победу любви над злом

• Знай, что все существа “плавают в океане божественности.” У нас есть право не любить какое-либо существо,  но наш долг признать его человечность и божественность.
• Разделяй “мистическую надежду,” не конвенциональную надежду. Мистическая надежда не связана с ожиданием исхода и не зависит от внешних обстоятельств. Она питается нашей связью со священным внутри нас самих и внутри мира. Подобно случаю Виктора Франкля в нацистском лагере смерти, мистическая надежда это поиск смысла и утверждение смысла во всякой ситуации.
• “Все наладится,”  - это не декларация наивного оптимизма.  Она зависит от нашего желания проснуться и выполнить внутреннюю работу, которую требуют  “пандемические времена”.

Если мы подойдем сознательно к текущей пандемии, подобно Юлиане, мы окажемся “сидящими в наших кельях”,  в локдауне или добровольно, дабы минимизировать распространение болезни. Мы можем беседовать "через окно" Zoom  с друзьями, родственниками или коллегами.  Наша пандемия, как Черная смерть,  похоже, приходит волнами.  Равным образом для предотвращения распространения болезни важно сознательное и безопасное погружение в природу.  Никогда еще мы так не нуждались во встречах с природой наедине, в изумлении и личной признательности. Природа, пандемия, и коллапс будет непрерывно заставлять нас уступать, отказываться от своих амбиций и всего, что так дорого для нашего эго. Мы все чаще должны будем повторять в детском недоумении, “Я думал, что знаю, но я не знал.”

В конце концов, если нам повезет,  мы сможем повторить вслед за Джоном Китсом: “Я ни в чем не уверен, кроме священности сердечного чувства и правды воображения.”
И в этом смысле, “Все наладится, все вещи станут на свое место.”


__________________________

*Александрия Окасио-Кортес  — американский политик, общественная активистка, член Палаты представителей США с 2019 г, сторонница демократического социализма.



[Комментарий ВП.  Кэролин Бейкер прекрасная женщина, психолог, философ и немного мистик. Ее увлечение ранне-средневековыми мистиками неудивительно.  В откровении Юлианы Норвичской столько мудрости, глубины, поэзии и чисто психологических приемов.   Прочитав ее "наставления" я был обрадован и  удивлен ее близостью к буддийскому взгляду на мир. Кэролин Бейкер относится к редкому числу женщин-философов-психологов, всегда вызывавших у меня восхищение - Рейчел Карсон, Джоанна Мейси, Урсула Легуин, Кэролин Мерчант, Челис Гленденнинг, Вандана Шива, Мери Миджли, Эйлин Крист и др.  Все они предупреждают о том, что природа непредсказуема, своенравна и до конца не познаваема, и поэтому не подлежит контролю. Все  настаивают на необходимости новой неандроцентрической этики.]


Рецензии