Одиссей покидает Итаку

С  творчеством Василия Звягинцева я познакомился года 4 назад, когда в библиотеке увидел первую его книгу из цикла "Одиссей покидает Итаку". Затем читал Звягинцева в Инете. Первые 5-6 книг я бы назвал шедевром российской фантастики. Правда, вскоре начали утомлять пространные рассуждения об агграх и форзейлях, а также никому не интересные детали взаимоотношений Антона со своим шефом, весьма напоминающим какого-нибудь восточного деспота. И ещё: главные герои очень любят поговорить! Это просто мания какая-то: вдоволь поговорить, полюбоваться собой, своей эрудицией. В реальности люди изъясняются намного проще и короче, не растекаясь мыслью по древу. Но то - в реальности, в романах Звягинцева всё по-другому.

Герои любят выпить, покушать, после чего закурить; без этих сцен - никуда. Думается, Звягинцев выразил подспудную мечту многих своих современников: иметь неограниченное количество закусок, изысканных напитков и хороших сигарет, о которых до этого им приходилось лишь читать в книгах. Ну, а женщинам предоставляется неограниченная возможность выбора модных нарядов.

Но герои не едят, а, в основном, закусывают, что вовсе не полезно для здоровья. Правда, иногда герои посещают рестораны, где наверняка заказывают первые и вторые блюда; спиртное - само собой; я бы на их месте спился. Правда, у героев имеется некий прибор-гомеостат, который в течение нескольких часов полностью восстанавливает организм, так что, можно не жалеть своё здоровье. Такое настроение, кстати, было в Советском Союзе: можно не думать о будущем, прожигать своё здоровье - бесплатная медицина вылечит!

Есть у героев и такая замечательная вещь, как дубликатор, способный воспроизводить любые предметы в любом количестве. Так герои решили для себя вопросы снабжения и обеспечения.

На пароходе "Валгалла" у героев в распоряжении - целый штат прислуги (древние сказали бы - рабов), которые обслуживают белых господ. Пусть это - неодушевлённые роботы, но они готовят еду, стирают бельё и выполняют уборку, они же подают белым героям и их прекрасным дамам спиртное, оказывают прочие услуги. Без рабов никуда; герои воспринимают их услуги как должное, как будто и не воспитывались строителями коммунизма.

Есть у писателя некоторый пунктик в оценке событий столетней давности: он поддерживает белое движение, а также монархию; довольно однобоко, в духе конца 80-х оценивает личность и деятельность Сталина и прочее. Можно успокоиться на том, что личные предпочтения автора не имеют никакого практического значения, так как все события уже далеко в прошлом.

По мере прочтения книг стало чувствоваться, что автор исписался. Цикл постепенно превращается в серию боевиков, в которых герои шутя побеждают своих противников. За неимением оригинального сюжета, автор вводит в действие всё новых лиц и даже вызывает к жизни мертвецов, что, на мой взгляд, является совсем уж дурным тоном.
До этого о мертвецах приходилось читать лишь у некоего, скандально известного  Ю. Петухова, которого начиная с 1990 г., никто не печатал.

Мертвецы-зомби появляются у Звягинцева в двух книгах (я прочитал 10 или 11 книг). Очень агрессивные, неприятные создания. Именно на мертвецах (книга "Бремя живых") я и споткнулся, приостановил чтение. Что у Звягинцева будет дальше? Кстати, снова проявился давний недуг автора - речевое недержание, которое выражается в десятках страниц пустопорожних рассуждений.

Вызывает вопрос необходимость присутствия дам на этом "празднике жизни". Пожили они пару месяцев на планете Валгалла, совершили круиз по реке, потом проводили время на теплоходе... и всё. Заняться им было абсолютно нечем. Правда, автор нашёл для двоих из них работёнку на ремонте суден Черноморского флота; но это  была эпизодическая работа.

Однообразие убивает. На мой взгляд, в реальности дамы давно бы уже взвыли от тоски и сбежали от наших героев к людям, потому что женщина без общения жить не может; никогда не читал о женщинах-отшельницах. Дамы, составляющие компанию героям, в реальности давно бы перессорились и перегрызлись между собой; то же самое можно сказать и о главных героях-суперменах - слишком узок круг их общения. Коллектив со столь малой численностью имеет очень мало шансов на выживание.
Одним словом, пока я застрял на книге "Бремя живых"; читать дальше нет желания. Моя статья, скорее, не литературная критика, а впечатления от прочитанного.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.